Совместим ли гений с моралью?

Dec 20, 2008 09:05

Мы очень легко превращаем вопросы литературных персонажей в ответы их авторов, а затем и в свои готовые убеждения. Моцарт спрашивает Сальери: "А гений и злодейство / Две вещи несовместные. /Не правда ль?" И вот мы уже готовы верить, что Александр Сергеевич твердо придерживался такого же благонравного мнения. Но сам Пушкин высказывался на этот ( Read more... )

creativity, morality, evil, ethics, genius, literature

Leave a comment

Comments 27

natasha_str December 20 2008, 11:15:31 UTC
талант всегда "поверх барьеров"

Reply


konstex December 20 2008, 11:37:20 UTC
общепринятая мораль тоже несовместима с признаками гениальности, иначе она не была бы общепринятой.

Reply


добрый и злой талант liksin December 20 2008, 14:03:56 UTC
Добро и зло - понятия человеческие, мы ещё не научили им природу. Если она дарит человеку талант, то , вряд ли делит его на добрый и злой. М.б. придет время, что человек возьмется учить гены, только тут важно не перехитрить самих себя.

Reply


eolbur December 21 2008, 08:51:12 UTC
Мне кажется, завершенные произведения искусства начанают жить отдельно от личности творца и соответственно должны восприниматься самостоятельно. Предположим, человек видит прекрасную гениальную картину, она вызывает восхищение. А через какое то время читает биографию художника и выясняет, что тот был ужасный гадкий человек. Станет ли после этого картина менее гениальной и прекрасной? Покажется ли мелодия "Аве Мария" Шуберта менее чистой и возвышенной, когда узнаешь, что сам композитор посвятил ее совсем не святой Деве?

Reply


о справедливости nebos_avos December 21 2008, 19:04:23 UTC
Никакой несправедливости не усматриваю. Своим творчеством гений дает радость тысячам - а в частном поведении отравляет жизнь ну самое большее десяти. Так что "перевес" получается в сторону добра. Если же оценивать с позиции условного Сальери, то и с этой стороны все справедливо. Ведь от пороков гения более всего страдает он сам - какие бы за ним не числились грехи, самодовольства, насколько знаю, среди них нет. А вот бездари оно очень даже свойственно.

Reply

Re: о справедливости mikhail_epstein December 22 2008, 12:07:33 UTC
Боюсь, такой арифметический подход не слишком уместен в этике, звучит уж очень "по-раскольниковски". Кокнуть одну старушку для процветания множества молодых дарований... А тут даже и не старушку, и не кучку вредных эксплуататоров ради счастья трудового большинства, а десяток своих же близких для услаждения слуха бессчетных меломанов. Статистика-с. А если в нее попадает чья-то дочь или сестра, которую талантливый шелопай толкнул в пропасть, чтобы вдохновиться на цикл стишков? Утешат ли аплодисменты на его концертах?

"От пороков таланта страдает он сам"... Сильнейшая форма и результат страдания - самоубийство, но оправдывает ли оно самоубийцу, искупает ли его грехи? "Самодовольства среди них нет". Гордыня, самоупоение, олимпийство, нарциссизм, презрение к толпе - все это не свойственно гениям? Да это просто вписано в понятие гения, почитайте биографии Руссо, Байрона, Бальзака, Гюго, Бетховена, Вагнера, Ницше...

Reply

Re: о справедливости nebos_avos December 22 2008, 19:09:48 UTC
Да, пожалуй, Вы правы: арифметический подход тут не работает. Дело, видимо, в другом. Гений находится на метафизическом сквозняке, где его продувают всякие духи: и благие, и не очень. Ему, а не кому другому, на Страшном Суде отчитываться, как он распорядился "Священным даром". Доля незавидная - среди гениев счастливых людей не было. Дар этот более в радость тем, кто пользуется его плодами, нежели самому его обладателю. Так что справедливость все-таки есть.
Неспроста люди средних дарований гению обычно и не завидуют.
Пушкинский Сальери - случай особый. Разбирать его тут не место - на эту тему есть у меня большая работа.

Reply


Leave a comment

Up