Передача на радио "Свобода" 6 января: о. Яков Кротов, Михаил Аркадьев и Михаил Эпштейн. Очевидно, триалога не получилось - скорее, три фрагментарных, перемежающихся монолога, что по-своему тоже весьма поучительно.
К сожалению, время передачи истекло на том моменте, когда Миша Аракадьев выразил солидарность с Иваном Карамазовым, возвращающим свой билет Богу. На эту тему много можно было бы сказать. Иван вопрошает Бога: почему проливаются слезки невинных деток - но сам ни одной слезинки не утер, детки для него лишь демагогический прием утверждения своего права на вседозволенность (поскольку Бога нет или он глух). Но дальше он же сам и дает ответ на свой вопрос - в поэме о Великом Инквизиторе: раз Бог в лице Христа отверг насильственное утверждения добра и справедливости и обременил людей тяжким даром свободы, то нужно самому строить царство "всеобщей сытости" на земле: "во имя Твое, и солжем, что во имя Твое". Так что отождествляться с Иваном философски опасно, как и с якобы безответными вопросами, предполагающими отсутствие ответов. Такие вопросы сами становятся ответами, a часто и безапелляционным приговором, поскольку ответов не ждут.
"Иван вопрошает Бога: почему проливаются слезки невинных деток - но сам ни одной слезинки не утер" - разве в романе это утверждается? Утверждается, что он проходил мимо вопиющих случаев, подобных тем, что он описывает?
"Но дальше он же сам и дает ответ на свой вопрос - в поэме о Великом Инквизиторе: раз Бог в лице Христа отверг насильственное утверждения добра и справедливости и обременил людей тяжким даром свободы, то нужно самому строить царство "всеобщей сытости" на земле: "во имя Твое, и солжем, что во имя Твое"."- мне кажется, здесь противоречия
( ... )
Comments 2
Reply
- разве в романе это утверждается? Утверждается, что он проходил мимо вопиющих случаев, подобных тем, что он описывает?
"Но дальше он же сам и дает ответ на свой вопрос - в поэме о Великом Инквизиторе: раз Бог в лице Христа отверг насильственное утверждения добра и справедливости и обременил людей тяжким даром свободы, то нужно самому строить царство "всеобщей сытости" на земле: "во имя Твое, и солжем, что во имя Твое"."- мне кажется, здесь противоречия ( ... )
Reply
Leave a comment