Бедная религия. Разговор с А. Генисом на "Свободе"

Jul 17, 2012 11:39



Александр Генис: Михаил, вы работаете над новой книгой, которая связaна с  очень горячей темой, темой пост-атеизма, которую можно определить очень просто. Когда-то Ницше сказал: “Бог умер”. И в 60-е годы модно было писать на стенах кампуса: “Бог умер”, и подпись: “Ницше”. А ниже написано: “Ницше умер”, и  подпись: “Бог”. По-моему, это  описывает ( Read more... )

atheism, minimal religion, postatheism

Leave a comment

Comments 12

пост-атеистический феномен livejournal July 17 2012, 16:43:34 UTC
Пользователь rita_vasilieva сослался на вашу запись в « пост-атеистический феномен» в контексте: [...] ; (из беседы М. Эпштейна и А. Гениса) http://mikhail-epstein.livejournal.com/112218.html#cutid1 [...]

Reply


baranij_bereg July 17 2012, 19:56:50 UTC
Так легко можно предать? И религию, и Родину, под дулом пистолета пожара... Ведь спастись, предав, - и есть ближняя дверь спасения. Это душевная власовщина.

Reply

lovetsstrekoz July 19 2012, 15:59:01 UTC
Не заводись, Антеро! Переживания я твои понимаю, но здесь этот пафос не прокатит. Не обсудить ли нам лучше твой не совсем удачный тропоизыск "дуло пистолета пожара"?

Reply

baranij_bereg July 19 2012, 17:59:56 UTC
=) Я не завожусь, а провоцирую смещение смыслов. Спонтанность всегда неуместна в выверенных ментальных конструкциях, "ибо абсурдна".

Reply

lovetsstrekoz July 19 2012, 20:33:16 UTC
Да, ладно! Прочность и состоятельность мысли часто происходит от её абсурдности. Банальность не может быть мыслью, но семантические конвергенции и неожиданные, спонтанные сочетания банальностей частенько порождают уникальный смысл. А устойчивость этому смыслу придает отбор его из множества сопутствующих бессмысленных комбинаций предшествующих понятий, значений, состояний.

Reply


arkadiy_maler July 17 2012, 21:46:58 UTC
"секуляризация возникла исторически на почве христианства, потому что Христос был Бого-человек, и полнота человеческого входит в христианское представление о Бого-человеке. Соответственно, человеческое, естественное в человеке через Христа получило оправданиеА что конкретно получило оправдание ( ... )

Reply

mikhail_epstein July 17 2012, 23:07:58 UTC
Аркадий, если Вы противник секуляризации вообще и Ваш идеал - теократия, иерократия, Иран и т.п., то, боюсь, нам трудно понять друг друга. Более подробно моя позиция, а также взгляды Лотмана, Аверинцева и других мыслителей, изложены в статье "РУССКАЯ КУЛЬТУРА НА РАСПУТЬЕ. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ, ДЕМОНИЗМ И ПЕРЕХОД ОТ ДВОИЧНОЙ МОДЕЛИ К ТРОИЧНОЙ". В жур. "Звезда" (1999) и в кн. "Слово и молчание. Метафизика русской литератиуры" (2006).
Интернет-версия: http://www.emory.edu/INTELNET/cr0.html

Reply

arkadiy_maler July 18 2012, 19:56:36 UTC
Михаил Наумович, я думал, что Вы мне по сути ответите, а Вы приписали мне какие-то экстремистские позиции и уже оцениваете меня в соответствии с этими позициями.

Всё, что я хотел сказать, это что Христос никоим образом не способствовал секуляризации как легитимации “естественного” и подробно объяснил почему, и этот тезис совершенно независим от каких-либо политический убеждений. Ведь богословие это не сфера произвольных суждений, мы не можем притягивать догматические представления к нашим пожеланиям.

По поводу моих личных позиций:

Нет, я не сторонник иерократии. Но мир не делится на сторонников иерократии и секуляризации, есть масса сложных промежуточных позиций. Как православный я, естественно, сторонник максимального мировоззренческого влияния Православной Церкви на общество и государство, насколько это позволяют современные условия. Такова позиция любого нормального западного клерикала. При этом, я, конечно, против преследования за религиозные взгляды и иерократии (в точном, юридическом смысле этого слова), поскольку монополия ( ... )

Reply


kruglov_s_g July 18 2012, 00:58:07 UTC
Спасибо.

Reply


thorward July 18 2012, 05:23:53 UTC
человек, по природе своей, верующее существо

Так-то оно так, верно. Только откуда и почему?
Вроде бы разум дан человеку, чтобы доминировать в животном мире.
Откуда эта заложенная потребность верить?

Reply

mikhail_epstein July 18 2012, 05:35:54 UTC
Человек по себе знает, что он есть "кто", духовное существо и личность, а значит, в основе этой реальности - Кто, Духовное существо и Личность, которую мы называем Богом. Разуму это так же очевидно, как то, что в основе многообразных явлений физического мира, "что", лежит какое-то основополагающее "Что": поле, частицы, кванты, суперструны. Об этом в статье "Теология первого лица" (жур. "Филос. науки")
http://www.academyrh.info/html/2010/fn-6.pdf

Reply


Leave a comment

Up