Leave a comment

Comments 8

akim_trefilov January 27 2021, 09:35:31 UTC
В рассуждениях о "поле возможностей" в социальном смысле обычно как-то теряется ключевой фактор - реальная возможность солидаризации под каким-то флагом. То есть формирования вот этого самого "мы", которое автор поста вводит весьма легко и без всяких дополнительных пояснений ( ... )

Reply

mikhail_bar January 27 2021, 10:03:17 UTC
Да, согласен, но это одна из сторон очень сложной и большой темы. Приведу аналогию с психотерапией. Часто вижу ситуации, когда человек после психотерапии мог увидеть вещи, которые не видел. Не всегда это приводит к значительным изменениям, но иногда приводит, и к значительным. Мне кажется, что наше поле "будущего России" - оооочень узкое - "бунт" или "автократия". Но вообще то возможностей много больше.
И собственно немало зависит от нарративов которые мы рассказываем себе и другим. Если повторять как мантру - "бунт или стабильность" - то ничего больше и не будет. Потому важно хотя бы на уровне себя самого, ближнего круга - допустить иные возможности. Условные либеральные дискуссии столь же узкие, как и условные консервативные.

Reply

akim_trefilov January 27 2021, 10:21:07 UTC
в принципе - соглашусь.
Но то, что гипотетически достижимо в ходе терапии для одного человека (если терапевт хорош, условия позволяют, а пациент сам последовательно стремится изменить ситуацию), для крупного человеческого сообщества требует радикально больших направленных и целеустремленных усилий. Нередко даже несоразмерно больших. Проблема масштабирования, если хотите. «Им тиртцу, эйн зо агадах» - это красиво, конечно, но, скорее, нарратив, сложившийся уже постфактум, нежели реальный путь.
Вы правы, на уровне себя самого и своего ближнего круга необходимо сохранять рациональность, рефлексировать по поводу происходящего - просто для сохранения собственной адекватности и самоуважения.
Увы, предложенный и даже навязанный нам общий сценарий предполагает иное - радикализацию противостояния, упрощение позиций. Вон даж и поэт, публицист и котодержатель Иван Давыдов уже дошел до кондиции - пишет в духе того, что те, кто против Путина, но при этом не за Навального - они, по сути, чуть ли не хуже тех, кто просто за Путина. ))

Reply

mikhail_bar January 28 2021, 10:43:20 UTC
Да, но тут, мне кажется, просто разные процессы. ВЛияние политических партий, призывов, идеологии - все это идет скорее извне на людей (хотя все люди по-разному откликаются). А я говорю о процессах, которые в скорее имеют вектор изнутри, которые влияют как следствие внутренней работы. Такие процессы в принципе не масштабируемы.
Я помню, что Вы живете в провинции. Какие в зоне Вашей доступности "исторические матрицы" превалируют?

Reply


vadimry January 27 2021, 10:33:32 UTC
Вот воспоминания Коровина, ничего не поменялось, практически те же лозунги и настроения, но с учётом новых реальностей ( ... )

Reply

mikhail_bar January 27 2021, 16:51:52 UTC
Ну вот собственно мой пост - комментарий ко всеобщему "ничего не поменялось". Не могу согласиться с этим тезисом. Поменялось, и сильно. Иногда небольшие изменения могут быть ростками больших процессов. Вопрос, как к этому отнестись. Выростет что то на "огороде", это вопрос, можно потрудиться или махнуть рукой, сказать "все равно все сорняками зарастет".

Reply

vadimry January 27 2021, 19:19:34 UTC
Ельцин тоже золотые горы обещал, а не войну в чечне и повышение цен.

Зеленский украинцам про повышение цен на жкх тоже не говорил.

Управлять страной это не видеоролики снимать и не в квн играть.

Reply

mikhail_bar January 27 2021, 20:13:57 UTC
Речь не про фигуры правителей, и тем более не про обещания их. Речь про нас самих, про наши с Вами собственные представления о том, что такое власть, что такое государство, что такое общество, что такое выборы, что такое общественная жизнь, какую собственную ответственность каждый имеет, что именно мы можем подумать про будущее, какие варианты видим для себя и детей.

Reply


Leave a comment

Up