Анна Ильинична Шмаинова-Великанова опубликовала в Фейсбуке обновление статуса, где написала о Заостровье (даю
ссылку для тех, кто в Фейсбуке).
Погром Заостровья
Погром Заостровья совершился.
Есть повод торжествовать победу:
Сайт «Русская народная линия» (замечательный почитанием Ивана Грозного и Григория Распутина) возносит благодарственные молитвы товарищу Сталину. Епархиальный совет покорно склонился перед волей начальства, и не в первый, не в сотый раз совершился в плененной Церкви нашей неправый суд…
Что ж, конец?
Нет, «сила Божия в немощи совершается»: разгромленное Заостровье окажется сильнее прежнего и Правда восторжествует. Но для нас здесь и сейчас нужна и обычная правда.
Я предварю мои, строящиеся на опыте и интуиции, а также на устных свидетельствах людей, которым я доверяю, соображения о том, что происходит в Заостровье, неким впечатлением. Мне представляется, что забота о чистоте Православия играет в этой истории роль дымовой завесы, шума в соседнем дворе, пока происходит грабеж.
Даже приличные как будто люди осторожно присоединились к погромщикам, обсуждают психологические и догматические особенности воззрений и поведения членов Преображенского Содружества Малых Братств! К чему?
Кочетковцев вообще очень мало, а в Архангельской епархии никто из перемещенных священников, ни один погибающий сейчас в этой епархии приход, кроме Заостровья, в симпатиях к ПСМБ не замечен. Замечены эти приходы, храмы, воскресные школы совсем в другом - в качестве; в том, что есть чем поживиться (См. об этом, например:
http://spasennikov.livejournal.com/95111.html).
Двадцать лет прослужил о. Иоанн Привалов в Заостровье. Почти двадцать лет проводил оглашение. Двадцать лет по-русски читал Св.Писание. Возможно, владыка Пантелеимон был им недоволен, но служить и проповедовать как считает нужным - дозволял; может быть, владыка Тихон и журил о.Иоанна, но и награждал, и в гости приезжал, и второго священника по просьбе прихода поставил, тем более, служить благословлял.
И вдруг, в одночасье, все вспомнилось, все пошло в ход: пятнадцатилетней давности претензии прихожан, мягкие укоризны покойных архиереев, дискуссии о богослужебном языке - не говорит ли это об устремленности к двуединой цели: прогнать и отнять? Неужели РНЛ лучше разбирается в том, что можно назвать «ересью» и «сектанством», чем Патриарх Московский? Неужели и о богослужебном языке слушать надо тех, кто в Церкви не служит, а не Соборы и священноначалие (кстати, на днях митрополит Иларион разъяснил, что поскольку русский является, несомненно, национальным языком России, то в Православной Церкви служение по-русски никак не может быть нарушением Устава; см. его беседу с К.П. Ковалевым-Случевским в программе «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24» от 30.12 2012)? Что так вдруг взволновало епархиальное начальство?
В первой публикации( в Фейсбуке на странице Ольги Седаковой:
http://www.facebook.com/osedakova/posts/475714289133873?comment_id=5142643&offset=0&total_comments=62) я обмолвилась о 34 миллионах, выделенных Минкультом на реставрацию фресок каменного Сретенского храма (факт, подтвержденный официальными высказываниями представителей епархии), предположив, что в этих миллионах и заключается истинная причина митрополичьих гонений на Заостровье. Поднялся крик, в негодующий хор включились и почтенные священники, не говоря уже о бесновании РНЛ. Оказывается, я не знаю или коварно умалчиваю о том, что деньги на реставрацию храмов переводятся прямо подрядчику. Это - общеизвестно. Так гласит закон. Однако всегда ли закон исполняется? Монахам, чьи уши закрыты для мирской суеты естественно не подозревать о таком прискорбном явлении низкой жизни, как «откат», но белое духовенство, которое об этом не слыхало… Читали же мы у Честертона, как патер Браун все жульнические ухищрения наперечет знает из исповедей.
По закону - никак нельзя поживиться этими миллионами. И гонять священников как мячики с прихода на приход по древнему церковному закону никак нельзя, ибо «рукоположение есть брак с приходом». Да и публиковаться священнику нашей Церкви на сайте, у которого Патриарх отнял благословение, не «по закону».
Давно уже сказал об этом Пушкин: «
- Ваше превосходительство, коли есть какие-нибудь документы или…
- Врешь, братец, какие тебе документы. На то указы. В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Сила и право.
Неужели речь о каких-то жалких 34 миллионах рублей? Напомню: в Заостровском приходе два храма: один каменный, 34 миллиона выделены на завершение реставрации его фресок; другой - деревянный, построенный в 1688 году. Он памятник федерального значения, находится на балансе государства. В нем сейчас не служат, ведь и реставрация каменного храма еще не завершена. Думается, задача - захватить второй - уникальный, деревянный храм, который этот лопух, бессребреник отец Иоанн не догадался превратить в эффективный источник дохода.
Зачем о. Петр Кузнецов фотографирует иконы в Сретенском храме? Вероятно, любит иконопись, разбирается в ней, хочет поразмышлять дома над наилучшими способами реставрации этих икон? Весьма вероятно. Может быть, собирает фотоальбом «храмы, которые Его Высокопреосвященство митрополит Даниил благоволили посетить и последствия сих посещений»? Может быть. Возможно, готовит для будущего следствия досье «иконы, украденные и вывезенные в неизвестном направлении из храмов Архангельской епархии»? Возможно. Новый фотоаппарат купил и пробует? И это нельзя исключить. Однако на вопрос прихожан о смысле этих действий, насколько мне известно (могу, конечно и ошибиться; я, увы, сейчас не в Заостровье), о.Петр Кузнецов ответил: «Владыка собирается реставрировать деревянный храм сам». И, очевидно, перенести в него кое-какие иконы из каменного.
Возможности для реставрации у него есть, и знакомства, смею думать. А деревянный этот храм - поистине, бесценное достояние… и ценный капитал, как можно предположить. И хорошо бы располагать им безраздельно, не правда ли? Всё. И не надо рассуждений о бессмертии души, за веру или неверие в которое должны отвечать верные своему настоятелю заостровские старухи!
Немного среди нас, по слову Св.Писания «мудрых по плоти», как Платон или Плотин. Для нынешней земной корысти (боюсь подумать, но, так кажется), а не ради бессмертия присваивают храмы и разгоняют приходы.
Я не пророк и не шпион: мне неизвестны масштабы, цели и последствия этой волны разбоя. Одно я вижу - неслучайно все это происходит одновременно: неэффективными оказываются университеты и научно-исследовательские институты, занимающие старинные красивые особняки в столицах; музеи должны топить картинами и распродавать статуи, чтобы сами платить за охрану, отопление и водопровод; Дума принимает законы «на зло», таков дух времени…
А лица, облеченные священным саном и властью, изгоняют из церковной ограды Церковь Христову.
Крещение Господне 19.01.2013Написанное Анной Ильиничной мне представилось очень важным, поэтому я им
поделился в Фейсбуке, предпослав свой комментарий.Отлично сказано, рекомендую.
С одним только могу поспорить - думается, что обсуждение проблем ПСМПБ не следует однозначно расценивать как "присоединение к погромщикам". На мой взгляд, именно сейчас это (в разумном виде, конечно) как никогда уместно. Дело в том, что замалчивать проблемы под каким бы то ни было предлогом - это партийная позиция, а таковая в сложной ситуации почти всегда оказывается менее убедительной для человека "со стороны", чем позиция по-настоящему непредвзятая. И в результате такая защита оказывается уязвимой - всегда можно защитников на этом подловить.
Вот, например, когда Кураев говорит, что от "от кочетковцев исходить запах тоталитарной секты", то что ему возразишь, если так по совести-то? При всей поверхностности его аргументации те признаки секты, которые он назвал, увы, в наличии. Ну, разве что со словом "тоталитарная" поспорить можно, а что в ПСМПБ "имеют место быть" серьезные сектантские тенденции, то положа руку на сердце вряд кто-то ли из тех, кто реально "в теме" (кроме членов ПСМПБ, конечно) с этим спорить будет (ну м.б. скажет мягче, от чего суть-то не изменится). Ну и что мы Кураеву возражать будем (речь не идет о том, разумеется, чтобы его переубедить - с ним, как говорится, "все ясно"; речь идет о том, как, например, переубедить тех, кто с его словами согласится)? Говорить "не, ну что Вы - какая там секта, милейшие люди и т.п." - самих себя подставлять, увы...
Дело ведь не в том, чтобы защищать о.Георгия и его последователей исходя из того, что они "белые и пушистые" - увы, все отнюдь не так просто, но то, что сделано с Заостровьем (плюс еще КАК сделано) многократно, на мой взгляд, хуже всего того, что можно вменить в настоящее время ПСМПБ. Таким путем можно "закатать в асфальт" вообще все живое, что у нас в Церкви обретается - в т.ч. и приход о.Алексия Уминского, не очень, на мой взгляд, удачно призвавшего на "Правмире" к диалогу. Начнут, наверное, не с него и не с таких, как он, но если эту гангрену не остановить - доберутся, можно не сомневаться: у каких-нибудь РНЛ или БлагоГона немало претензий к нему наберется, так что если крикнуть "фас", эти шавки лай поднимут, а под это можно и "оргвыводы" подвести, как в случае с о. Иоанном (да: само собой, что при таком раскладе и Кураева съедят - есть за что).
И именно поэтому я, как и всегда, призываю к тому, чтобы "отделить мух от котлет": протест против таких действий, как в Заостровье не должен никак связываться с "белизной и пушистостью" ПСМПБ (да хотя бы - пишу для призывающих "разогнать и запретить"- из чисто "антисектантских" соображений: уж как, скажем, старообрядцев не "прессовали", а "закатать в асфальт" не удалось, такожде и ПСМПБ при таких методах не получится уничтожить), а его критика не должна сворачиваться под предлогом "их же гонят" - хотя бы потому не должна сворачиваться, что любая реальная проблема неизбежно явится уязвимостью, поводом для недоброжелателей для того, чтобы прицепиться; "не давайте повода ищущим повода", как говорится (разумеется, могут прицепиться и без всякого повода, но это будет не так просто). Поэтому проблемы надо не замалчивать, а решать и соответственно не обижаться на тех, кто о них говорит: уж лучше о них буду говорить я или так, как я, чем Благогон, РНЛ или даже Кураев.