О "миссионерских технологиях"

May 12, 2009 14:47


В продолжение темы миссии: для миссии особая экзотика (типа "рок-миссии") не нужна - таково мое глубокое убеждение. Уж на что в глазах некоторых "модернист" о.Георгий Кочетков, но он как-то обходился без проповедей на рок-концертах.

Дело вот в чем: "привлечь людей в Церковь" - это только часть задачи, причем далеко не самая главная: что толку от "привлечения в Церковь", если человек в ней не остался? Так что просто привлечь людей мало - прежде всего необходимо, чтобы они вошли в церковную жизнь, воцерковились. Поэтому в миссионерстве главный упор должен быть сделан на просвещение и воцерковление, на планомерную пастырсную и катихизаторскую работу с приходящими, а отнюдь не на простое привлечение внимание. Раз-два выступить миссионеру на концерте может быть и не будет особого греха, но это не должно ни в коем случае перерастать в систему.

Система, на мой взгляд, нужна в другом (и этому как раз можно у о. Георгия поучиться) - в последовательнаой и продуманной работе с "контингентом": сначала надо пригласить к воцерковлению тех, кто только ищет Бога (и здесь может быть полезен опыт того, что у о.Георгия называлось "миссионерскими открытыми встречами" - о них я упоминал тут), и затем трудиться над тем, как ввести новоначального в церковную жизнь (это может быть м организованное оглашение, как у о.Георгия, и индивидуальные методы работы - все зависит от обстоятельств, от того, что пастырю ближе и т.п.), и работать с уже воцерковившимися, но еще новоначальными (они еще должны по-настоящему в Церкви адаптироваться, войти в приходскую жизнь и т.п.).

Этим и надо заниматься, а не надеяться на то, что Шевчук с Кинчевым приведут в Церковь толпы своих поклонников. В любом случае от первого проявления интереса к православию с их стороны до настоящего воцерковления путь неблизкий: с тем же Кинчевым о.Владислав Свешников работал индивидуально чуть ли не несколько лет - какие основания думать, что с пришедшим по примеру Кинчева в храм будет иначе? Поэтому если думать только о "привлечении", но не задумываться о том, как "привлеченных" воцерковлять - это и будет тот самый пиар вместо миссии, о котором я говорил раньше. Я убежден, что эффективность миссии зависит не столько от того, насколько многих мы можем привлечь, сколько от способности Церкви "переварить" привлеченных: привлечь-то просто - надо чтобы дальше людей не "вытолкнули, как пробку" из Церкви или не искалечили духовно неудачным пастырством. Да и справится ли вообще современная Церковь с большим потоком "привлеченных", если такой случится? А "привлечь" - это чуть ли не самое простое...

Вообще, что касается задачи "как привлечь", то на мой взгляд один из самых эффективных способов для этого - "приведи друга", т.е. личный пример. Например, как попал в Церковь я? Один из моих однокласников попал к о.Георгию, воцерковился там, познакомил меня и мою покойную маму (Царство ей Небесное!) с людьми из общины - в конце концов я и моя мама заинтересовались, пошли оглашаться и крестились (на самом деле история была длинная и извилистая, но вкратце, без особых подробностей было именно так). Другой пример - мой кум (крестный моих дочерей) "всю жизнь интересовался православием" (по его словам), а в начале 90-х сам воцерковился и потом воцерковил свою семьию и многих друзей (даже импровизированное оглашение устраивал тем, кто его просил крестным быть: читал с ними Евангелие. объяснял службу и Символ Веры на протяжении нескольких месяцев).

Или. например, возьмем наш храм: я, конечно, статистики не наводил, но по словам тех наших прихожан, с кем я говорил, немало народу так к нам и пришло - знакомые или родственники привели. Да и к о.Георгию Кочеткову на оглашение большую часть народу. по моим впечатлениям, приводили знакомые-члены общины.

Мне кажется, эти примеры показывают, что "миссионерство по знакомым" - достаточно эффективная "миссионерская технология": пусть активных по-настоящему воцерковленных православных не так уж и много (2-3% для больших городов). но и этого хватает для того, чтобы быть "закваской" - в больших коллективах всегда есть воцерковленные православные, а значит, они могут кого-то из окружения привести за собой. Про родственников и друзей и не говорю - тоже "миссионерское поле" достаточных масштабов. Получается очень неплохая "миссионерская сеть" для того, чтобы привлечь многих и многих (тут, кстати, открываются немалые миссионерские перспективы для социальных сетей типа "Однокласников" и .п.).

Проблема в другом: куда вести своих знакомых, чтобы они там воцерковлялись? Скажем, когда я был у о.Георгия, я знал, что привести можно к нему на оглашения (и привел-таки одну из своих институтских знакомых). Сейчас в Трех Святителях я тоже знаю: если приведу туда кого - тоже с ним там будут заниматься, хотя это и не будет так формализовано, как у о.Георгия (сам был этим Великим Постом свидетелем того, как о.Владислав "вел" девушку, которую незадолго до этого кто-то из знакомых привел - дело в том, что я в этом году сподобился часть быть на постовых службах и видел, как постоянно на них приходит одна и та же девушка, с которой часто беседует о.Владислав; я, кстати, тоже ей помогал, как оказалось, сам того не зная - у нас ставился аналлой с богослужебными книгами для того, чтобы можно было за службой следить - так вот, я ей показывал, "где сейчас читают" и по своей инициативе. и по просьбе клирошан). Судя по тому, что я читал в ЖЖ про приход о. Даниила Сысоева ( тут и тут, например), а также знаю из личных связей (одна моя знакомая по общине о.Георгия сейчас окормляется у о.Даниила), к нему тоже можно приводить (немотря на все мое, так скажем, неоднозначное отношение к ряду его высказываний и точек зрения), и человек не будет оставлен без внимания и заботы. А вот куда можно еще привести знакомого - может, ЖЖ-шнная братия поделится опытом?

Разумеется, я не утверждаю, что "приведи друга" :) - единственная возможная в наше время "миссионерская технология". Возможно, для специфической "целевой аудитории" (миссия среди гастарбайтеров, скажем) необходимы специфические методы - тут я, как говорится, "не Копенгаген, а Осло :)", и потому советы давать не берусь. Но для того социального и культурного слоя, что знаком и близок мне, най мой взгляд, "приведи друга" - это сейчас основная, если не вообще единственная "технология".

о.Георгий Кочетков, православие, миссионерство

Previous post Next post
Up