Очень умную вещь сказал
pinchas в своей
книге про создателя философии религиозного сионизма рава Авраама-Ицхака hа-когена Кука (я ее приобрел во время недавней девиртуализации
pinchas в Москве) по поводу всякого рода "возвращения к корням" (непосредственно это говорилось про фундаментализм, но сказанное можно не только к нему отнести) - как хорошо известно в
(
Read more... )
Угу. Этот принцип внеконфессионален :)
Это не к тому, конечно, что совсем не надо к корням стремится. Просто надо четко представлять себе, каковы тут естественные ограничения, а их, на мой взгляд, pinchas очень хорошо сформулировал (оно и понятно - он же математик по обраованию) - менталитет изменился, поэтому мы все равно не сможем понять, как же тот самый "фундамент" воспринимался в соответствующую эпоху. Поэтому остается единственный реальный путь, который pinchas называет "ортодоксальной модеринизацией": находясь в русле Традиции (т.е. того восприятия "фундамента", которое передавалось из поколения в поколения и так дошло на нас), искать в ней ответы на вопросы, которые ставит время (при этом эти ответы могут порой сильно отличаться от ответов, данных в прошлом, т.к. обстоятелства изменились).
На мой взгляд, такой подход применим для любого вероисповедания, где всерьез относятся к своей Традиции: иудаизма, католицизма, православия...
Reply
Reply
Принципы веры измениться не могут, во всяком случае в Православии - Иисус Христос всегда сегодня и во веки и во веки Тот же. Измениться могут условия жизни и менталитет- поэтому ответы на те же вопросы, что и раньше, могут быть другими. Скажем, один очень авторитетный для меня питерский протоиерей сказал как-то по поводу известной истории с "анаксиосом" в СПБДА, что студенты ссылались на каноны, которые были адекватны для ситуации Средиземноморя 3-5 вв., но совершенно неприменимы сейчас...И еще. Каков будет критерий того, что мы все еще в "русле Традиции"?
В случае Православия - духовное разумение. Только оно, в конечном итоге...
Reply
Leave a comment