Предыдущая часть
здесь После образования СССР в пределах его территории оказалось около половины всех евреев Российской империи. Как уже было сказано, в 1920-1930-е годы в социальной жизни евреев СССР произошли радикальные перемены. Прежде всего, это проявилось в массовой миграции евреев из местечек бывшей черты осёдлости в крупные города и в сельскохозяйственной колонизации. Из нации мелких ремесленников и торговцев евреи в основном превращались в неотъемлемую часть рабочего класса, а также инженерно-технической, научной, творческой и военной интеллигенции страны.
Согласно всесоюзной переписи 1939 года, рабочие составляли 31,2% (650 тыс. человек), а служащие - 40% (800 тыс. человек) самодеятельного еврейского населения. В последнюю категорию входили 106 тыс. инженерно-технических работников (14% по всей стране), 139 тыс. руководителей различного ранга (7%), 39 тыс. врачей (27%), 15 тыс. научных работников и преподавателй вузов (15,7%) и т.д. При этом численность еврейского населения в СССР в конце 1930-х годов составляла примерно 3 млн. человек (1,8% всего населения страны) (цифры из книги В.Л.Вихновича).
Как уже говорилось, в первые годы после революции в бурлящей стране был широко распространён антисемитизм. Советская власть совершенно чётко заявила, что антисемитизм является средством раскола трудящихся в интересах капиталистов. Это означало, что в Советской республике антисемит воспринимался как контрреволюционный элемент совсеми вытекающими последствиями. За призывы к погромам, или за участие в них вполне могли расстрелять.
12 января 1931 года Сталин отвечал Еврейскому телеграфному агентству:
"Отвечаю на Ваш запрос.
Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма.
Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма.
В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью."
Юрий Ларин в своей работе "Евреи и антисемитизм в СССР", вышедшей в 1929 году отмечал, что антисемитские настроения явно пошли на спад. В деревне антисемитов почти не осталось, лишь в городах время от времени появлялись листовки антисемитского содержания. На снижение антисемитизма среди крестьянских масс повлияла и ликвидация частной хлеботорговли, в которой до революции в южных губерниях доминировали евреи, и советская агитация против антисемитизма, и влияние Красной армии, и создание еврейских колхозов в безводных степях северного Крыма. Ни русский, ни украинский крестьянин не были готовы рубить колодцы в известняке, да и вообще они стремились пахать богатые, плодородные чернозёмы. Поэтому М.И. Калинин всем сомневающимся предлагал съездить в еврейские колхозы и самим убедиться, в каких условиях они живут и как успешно хозяйствуют.
Антисемитизм в городах также массово пошёл на спад после того, как евреи массово пошли на работу в промышленность. По мере того, как евреев среди рабочих и инженеров становилось всё больше, и по мере того, как они показывали свою высокую квалификацию, уважение к ним возрастало. Кроме того, у нового поколения советских евреев русский язык быстро становился родным языком, и они уже не выглядели чужаками в глазах остального населения из-за непонятного разговорного языка. Таким образом, главным средством борьбы с антисемитизмом стала практическая демонстрация еврейских трудовых навыков в сельском хозяйстве и на производстве. Наблюдая еврейские трудовые успехи, каждый мог убедиться в лживости рассказов о паразитическом характере еврейства, мог увидеть, что евреи - такие же трудовые люди, желающие и умеющие работать.
В чём же тогда объяснение послевоенного антисемитизма, вновь появившегося в СССР?
Послевоенный антисемитизм в СССР стал результатом активной гитлеровской антисемитской пропаганды в годы Великой Отечественной войны. Она велась не только на оккупированных территориях, но и против частей Красной армии, с невиданным прежде размахом и настойчивостью. В апреле 1941 года в составе отдела пропаганды Вермахта был создан специальный отдел для работы с советскими территориями, разросшийся в 1942 году до 15 тыс. человек, не считая других пропагандистов и сотрудников из числа местного населения.
Немецкая военная пропаганда имела колоссальные масштабы. Только к началу войны было заготовлено 50 млн. листовок и брошюр, которые разбрасывались с самолётов над позициями советских войск и над городами. Немецкие самолёты сбрасывали пропагандистские листовки над Ленинградом во время первого налёта 18 июля 1941 года. Практически любая крупная операция на фронте сопровождалась потоком листовок. Скажем, только в мае 1943 года, перед Курской битвой, немцы сбросили над позициями частей Красной Армии более 32 млн. листовок К концу войны общий тираж пропагандистских листовок и брошюр превысил 6 млрд экземпляров. Советская пропаганда вела активное противодействие, но она явно уступала гитлеровской: общий объём советской пропагандистской литературы составил 2,7 млрд экземпляров.
Оккупационные издания печатали единообразные материалы, утверждаемые Министерством пропаганды и его органами, и практически в каждой газете были прямые антисемитские материалы, лозунги и призывы. Разжигание ненависти к евреям было общим местом в оккупационной печати. В первые годы оккупации, когда альтернативной информации не было, население читало эту оккупационную прессу, и в определённой степени пропитывалось антисемитским духом, веявшим со страниц. Собственно, пропагандистская война началась с антисемитского лозунга: "Жиды - это наше несчастье!", который расшифровывался следующим образом: война была начата по еврейской инициативе, евреи - это нация-паразит, евреи создали в СССР тюрьму народов. И вывод: "Конец жидам - это будет конец войне". Такая пропаганда непосредственно подталкивала население оккупированных территорий к участию в уничтожении евреев.
Гитлеровская пропаганда строилась на обращении к массам, на воздействии на чувства, на использовании коротких, запоминающихся лозунгов, а также велась самым грубым и настойчивым образом. Главная идея, которую гитлеровские пропагандисты пытались вбить в головы красноармейцев и всех советских граждан, заключалась в том, что якобы для них Советская власть чужая, защищать её не нужно, а нужно при первой возможности переходить на сторону немцев. Для того, чтобы подчеркнуть враждебность Советской власти, гитлеровцы использовали антисемитскую тему.
Еврей - чужак, Советская власть - еврейская власть, и т.д. Главным тезисом, на котором строилась вся немецкая пропаганда, был тезис об отождествлении еврейства и большевизма, и о том, что евреи придумали марксизм. В немецкой пропаганде на русском языке очень активно использовалось противопоставление немногочисленной советской элиты, якобы состоявшей из евреев, и многочисленного, обманутого и эксплуатируемого ею русского народа: "Германская власть не идёт против вас и народов СССР. Мы идём освободить вас от рабства жидо-интернационала, от всех этих сталиных, мехлисов и кагановичей, пиявками присосавшимися к народному организму ... Война не нужна ни нам, ни вам. Она нужна только Сталину, жидам и английским банкирам."
На примере интенсивной антисемитской гитлеровской пропаганды в Крыму, проводившейся вплоть до последних боёв апреля-мая 1944 года (хотя все 18 тысяч евреев были уничтожены ещё в октябре 1941-го), видно, что её задачи были гораздо шире. Антисемитская пропаганда вбивала в головы читателей оккупационных газет критерии "свой-чужой", а потом враги оккупантов, например крымские партизаны, наделялись гротескно выделенными еврейскими признаками, чтобы представить их чужаками и отвратить от них местное население. Это была своего рода идеологическая дрессировка.
Далее, приравнивание большевизма к еврейству и, как следствие, объявление СССР "оплотом жидовства" должно было вовлечь население оккупированных территорий в борьбу на стороне гитлеровцев, или, по крайней мере, отвлечь его от повседневных трудностей, террора и череды поражений немецкой армии. Таким образом, гитлеровцы пытались обесценить и опорочить советские ценности и идеологию, доказать, что у русских и немцев есть якобы общий враг. Немцы, таким образом, пытались втереться в доверие к русским, да и к другим национальностям, опираясь на универсальный тезис своей пропаганды: "Еврей - чужак".
Немецкая пропаганда не могла пройти мимо факта существования еврейских колхозов в Крыму, и еврейская земледельческая колонизация была ею подана в вывернутом, предельно искажённом виде. В газете "Голос Крыма" № 31 в апреле 1942 года немцы писали, что "...не в пример убогим колхозам остального населения Крыма, на широкую ногу были поставлены еврейские колонии ... Сердце народа-хищника не лежало к земледелию. Евреев влёк к себе город с его перспективой лёгкой обильной наживы...К началу войны вся правящая верхушка торговой сети, весь руководящий аппарат местной и лёгкой промышленности состояли почти сплошь из евреев ... Надменные и наглые в сознании своей привилегированности, неразборчивые в средствах достижения своих целей, используя своё служебное положение прежде всего в интересах личных и своих единоверцев (прим: это в безбожном-то СССР!), евреи мало заботились о благосостоянии края, к борьбе за которое они с жаром призывали на собраниях и в печати...". Была также широко распространена листовка с карикатурным изображением еврея-кузнеца, с текстом: "Разве такое бывает? Нет! Жид никогда сам не работает!" И это при сотнях тысяч евреев-рабочих и колхозников в СССР. И так каждую неделю систематически, все годы немецкой оккупации. Печати помогали радиопередачи и кинофильмы.
Понятно, что пропагандистов совершенно не интересовало реальное положение дел. Им нужно было опорочить Советскую власть, идеологически выдрессировать жителей оккупированных территорий, превратив их в сторонников нового порядка. Эту задачу полностью им решить не удалось, да и коренной перелом на фронте в пользу Красной Армии существенно изменил настроения на оккупированных территориях. Страх ответственности за измену оказался сильнее пропаганды. Однако зерно антисемитизма этой пропагандой было вброшено, и впоследствии дало обильные всходы. На освобождённые советские территории в 1944 году приехали из Москвы группы сотрудников Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), побывавшие в 37 областях и республиках, где они провели более 600 докладов и лекций. Местное население задавало вопросы, которые фиксировались, и были позднее приведены в отчётах на имя секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Жданова. Одним из многчисленных вопросов был такой: "Правда ли, что у нас засилье евреев?" В отчёте, направленном Жданову в июле 1944 года, говорилось: "Некоторые местные партийные работники неправильно полагают, что оккупация не оставила следов в сознании и психологии людей".
Среди этих следов оккупации в сознании людей нужно отметить вновь возникшие убеждения в "еврейском засилье" в органах власти, в том, что евреи не умеют и не хотят работать, а также так называемый "бытовой антисемитизм". Современный антисемитизм в России берёт своё начало именно с немецкой пропаганды времён войны, и если сравнить немецкие пропагандистские материалы и сочинения нынешних антисемитов, то хорошо видны очевидные сходства и заимствования, в первую очередь в ключевых тезисах.
Нужно учитывать, что на оккупированной территории проживало около 80 млн. человек, или 42% довоенного населения СССР. Большая часть этого населения, порядка 60-65 млн. человек, подвергалась длительному воздействию немецкой антисемитской пропаганды. К этому стоит добавить военнопленных, остарбайтеров, угнанных наработу в Германию, всевозможных добровольных помощников, которые также подвергались пропагандистской обработке. Надо сказать, что советское руководство самым серьёзным образом отнеслось к вопросам информационно-психологической войны: чтение или обсуждение немецких листовок было категорически запрещено под страхом самого жестокого наказания. Немецкая пропаганда воздействовала почти на треть населения Советского Союза, и это воздействие превращалось в огромную идеологическую проблему.
После войны эти люди, обработанные гитлеровцами в антисемитском духе, разъехались по всей стране. Впоследствии из лагерей вышли многочисленные коллаборационисты и власовцы, которые в основной своей массе разделяли антисемитскую идеологию гитлеровцев. Наконец, весьма многие активные пособники оккупантов после войны сумели скрыться, обзавестись подложными документами, и даже проникнуть в органы власти и в партию. Всё это объективно создавало условия для ползучего распространения антисемитских настроений в послевоенном советском обществе. Очень многие проявления антисемитизма в СССР после войны, особенно на бытовом уровне и в низовых органах власти, были как раз следствием немецкой пропаганды, а вовсе не каким-то разворотом государственной политики.
Источники:
Верхотуров Д.Н. Сталин и евреи;
Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Новая версия;
Вихнович В.Л. 2000 лет истории евреев России.
Продолжение
здесь