Еврейский вопрос в России и СССР. Часть II

Oct 26, 2015 07:30

Начало здесь



Парадокс Октябрьской революции состоял в том, что в конце 1917 года еврейские политические партии и организации не приняли большевиков и практически единодушно выступили против них, включая даже социал-демократическую партию "Бунд", чьи представители участвовали в учреждении РСДРП в 1898 году.



Ещё в XIX веке многие наиболее образованные евреи проповедовали идеи отказа от еврейских традиций и ассимиляцию среди других народов, там где они проживали. Однако процесс создания национальных государств в Европе и их борьба между собой за господство привели к оформлению идеологии антисемитизма. Сам термин "антисемитизм" придумал и ввёл в обиход немецкий журналист Вильгельм Марр в 1870 году, в период разгрома Франции и объединения Пруссией германских государств в Германскую империю. В этой атмосфере роста германского национализма евреи, жившие сразу во многих странах, стали восприниматься как политически чужеродный и опасный элемент.


 

Вильгельм Марр и его книга «Путь к победе германства над еврейством»

В России новое ограничение прав евреев в 1882 году, как и еврейский погром в Одессе в 1871 году, также возвещали наступление новой для евреев эпохи. В 1882 году в России Леон Пинскер, бывший военный врач, заслуживший медаль в Крымской войне, призвал евреев к созданию собственного государства, что должно было избавить их от антисемитизма и враждебности. Он выступил за создание еврейских сельскохозяйственных поселений в Палестине. Другой известный теоретик сионизма и основатель Сионистской организации, Теодор Герцль, также перешёл к идее основания независимого еврейского государства после известного процесса над обвинённым в шпионаже в пользу Германии офицером французского генерального штаба капитаном Дрейфусом, который был евреем и выходцем из Эльзаса.


  

Леон Пинскер                                                                        Теодор Герцль

Во многих европейских странах к концу XIX века были приняты акты эмансипации, согласно которым евреи объявлялись такими же равноправными членами общества, как и все остальные: во Франции - в 1791, в Великобритании - в 1860, в Италии - в 1861, в Австро-Венгрии - в 1867, в Германии - в 1871, в Болгарии - в 1878 и т.д. К началу 1917 года ограничивавшее права евреев законодательство в Европе существовало только в России и в Румынии. Российские евреи тоже мечтали об эмансипации, но мнения среди них разделились. Относительное большинство политически активной еврейской молодёжи выступало за создание независимого еврейского государства и последующую иммиграцию евреев, поддерживая сионистов. Меньшинство, придерживавшееся социал-демократических взглядов, решило добиваться для евреев реального гражданского равноправия без переселения в другие страны, в совместной с русскими социал-демократами борьбе против царизма.



"Дело Дрейфуса", карикатура

Дебаты между сторонниками разных способов эмансипации еврейства были очень острыми, вплоть до сочинения обидных песен, вроде той, что пели бундовцы:

Глупенькие сионисты,
Вы такие утописты.
Лучше бы вы шли в рабочие
Или в трубочисты.

В Иерушалаим
Идти за вами не желаем.
Мы в рассеяньи останемся
Бороться с Николаем.

Возникали и промежуточные формы, такие как партия "Поалей Цион" (Рабочие Сиона), образованная левыми сионистами, которые сочетали в своих взглядах идеи сионизма и социал-демократии.



Агитационная открытка Бунда

В Февральской революции, предоставившей евреям все гражданские и политические права, все еврейские политические организации увидели своё. Сионисты устремились воспользоваться ситуацией, чтобы захватить контроль над еврейской массой и повести её в сторону эмиграции в Палестину. Бундовцы увидели большой политический успех, более чем наполовину выполнивший их политическую программу и создававший условия для обеспечения реального равноправия евреев. Желанная эмансипация в это время стала для всех еврейских организаций вполне достижимым делом. Поэтому в целом евреи в 1917 году были на стороне Временного правительства, среди них отмечался бурный рост патриотизма, желания сражаться на фронте. Был ощутимый приток евреев в армию и военные училища.



Однако исход евреев из "египетского плена" черты осёдлости состоялся в специфической атмосфере. Во всех слоях тогдашнего русского общества был широко распространён антисемитизм, причём он вполне целенаправленно насаждался и пропагандировался. В ход шла и откровенно черносотенная пропаганда, и расовые теории Хьюстона Чемберлена (его книга "Евреи, их происхождение и влияние в Европе" в 1906-1910 годах пять раз переиздавалась по-русски), и знаменитые "Протоколы сионских мудрецов". Во всех из них подчёркивалась чужеродность и опасность евреев. Всё вместе это приводило к погромам - чудовищному явлению в российской истории. Это и страшный Кишинёвский погром 1903 года, и многочисленные погромы во время революции 1905 года (с октября 1905 года по январь 1906 года произошло 657 погромов, в ходе которых погибло 285 человек, многие были ранены и искалечены).



Жертвы еврейского погрома в Кишенёве, 1903

В 1905 году в Феодосии погромщики сожгли театр, в котором находились евреи. Черносотенцы сбрасывали с себя пиджаки, обмакивали их в керосин, поджигали и горящие бросали в здание, где находились в большинстве женщины и дети. Тех, кто пытался спастись, прыгнув с крыши, убивали, и таких было 14 человек. Достаточно провести параллель с сожжённым 2 мая Домом профсоюзов в Одессе, чтобы понять, чем были антисемитизм и погромы в дореволюционной России. Злобная, ожесточённая и бесчеловечная ненависть. Сейчас нелегко себе представить, что русское общество когда-то следовало подобным идеям, всё же Советская власть серьёзно изменила общественные представления, сделав антисемитизм маргинальной идеологией. Но тогда было множество людей, которые проникались антисемитскими идеями, симпатизировали погромщикам или даже сами участвовали в погромах. Антисемитизм также был широко распространён в армии, особенно в офицерской среде.


  

Дореволюционные издания Х.С. Чемберлена и "Протоколов сионских мудрецов"

В конце 1917 - начале 1918 года большевики в огромной степени опирались на рабочую и солдатскую массу, которой тогда ещё вполне был присущ этот антисемитизм. Поэтому, с точки зрения еврейских политических организаций, события октября 1917 года выглядели как свержение власти, даровавшей евреям законодательное равноправие, и приход к власти вождей антисемитски настроенной вооружённой толпы, устанавливающей свою власть силовыми методами. Безусловно, это они восприняли как угрозу своей свободе, совсем недавно обретённой. Последующие события подтолкнули евреев и большевиков к сближению.

Первый шаг был сделан в самом конце 1917 года. Сразу после революции большевики столкнулись с первой серьёзной проблемой - массовым саботажем чиновников. Они не только не выполняли отданных им новой властью распоряжений, но и массово покидали свои учреждения, чем парализовали всю государственную работу. В ноябре-декабре 1917 года на биржах труда были объявлены вакансии для всех желающих. На них явилось неожиданно много евреев. По дореволюционным законам евреи не имели права занимать государственные должности. Появление в первые годы революции даже нескольких евреев среди работников какого-нибудь государственного органа, не говоря уже о евреях-начальниках, вызывало изумление, плавно перераставшее в негодование.

Евреи пошли на эти вакансии, главным образом, от безвыходного положения, с целью использовать и такую подвернувшуюся возможность. Дело в том, что во время Первой мировой войны из прифронтовых губерний было депортировано более 300 тысяч евреев, и большинство из них осело в городах, в том числе в Москве и Петрограде. Не имевшие заработка и имущества, они были готовы на любую работу. Тем более, что значительная часть из них была грамотной и образованной, а еврейское происхождение гарантировало для новой власти лояльность взятого на работу сотрудника.



Евреи, депортируемые из Галиции, 1915 год

Массовый приход евреев в органы власти, в сочетании с общепринятым тогда представлением, что еврей не может занимать должности на государственной службе, породили известный антисемитский миф о "еврейском засилье" и о "еврейской власти большевиков". Само наличие евреев в государственном органе многим сильно резало глаза. Всё это было в красках и с большим преувеличением изложено в антисемитской литературе, откуда миф о "еврейском засилье" произрастает и теперь.



На деле процентная доля евреев в правительственных органах уже в конце 1920-х годов дошла до их доли среди всего населения СССР, по отдельным республикам, в отдельных социальных слоях и группах. Например, доля еврейского населения в СССР в 1926 году составляла 1,8%. При этом в Красной Армии, формировавшейся из всего населения страны, доля евреев составляла 2,1%. Доля  евреев в рабфаках РСФСР составляла 2,6%, тогда как доля евреев среди рабочих составляла 2,7%. Доля евреев в высших учебных заведениях УССР составляла 26%, при том что доля евреев среди населения Украины составляла 23% (по данным Ю.Ларина).

Удачный опыт кадрового набора подвигнул руководство большевиков более плотно заняться еврейскими делами. 31 января 1918 года в составе Наркомнаца создаётся Комиссариат по еврейским делам. Летом 1918 года в городах с многочисленным еврейским населением стали создаваться еврейские секции при местных партийных организациях (Евсекции), которые должны были заниматься организационной и политической работой среди еврейского населения.



Первая конференция "евсекций", октябрь 1918 года

В борьбе за политические симпатии "еврейской улицы" у Советской власти с самого начала в руках было мощное оружие - решительная борьба с антисемитизмом. Во время Гражданской войны погромы превратились для многих евреев в кошмарную реальность. Первые погромы произвели толпы солдат, которые бежали с фронта или из запасных полков, в основном на территории Подольской, Киевской и Волынской губерний. Затем, после прихода Петлюры, погромы начались на Украине. Уже в этих погромах проявился главный принцип антисемитизма времён Гражданской войны: сваливать вину за неудачи, поражения и отступления на евреев. Подобным иногда страдали и красные. В начале апреля 1918 года, отступавшие с Украины отряды Красной Армии устроили два еврейских погрома, в Новгород-Северском (57 погибших) и в Глухове (270 убитых). Эти погромы, совершённые красноармейцами, вызвали очень жёсткую реакцию. 27 июля 1918 года Совнарком принял декрет "О пресечении в корне антисемитского движения". Он был составлен в очень решительных выражениях и сулил суровые кары за участие в погромах и подстрекательство к ним.



Это решение было обусловлено жёсткой военной необходимостью. Воинские части, устраивавшие погромы, по существу, выходили из подчинения и превращались в вооружённые банды. Ради наведения дисциплины надо было подавить эту погромную самодеятельность, которая очень часто переходила в банальные грабежи и мародёрство без разбора национальности. Виновных в организации или участии в еврейских погромах, расстреливали или сажали в тюрьмы. Одновременно заработал и пропагандистский аппарат: в Петрограде начали издавать брошюры, посвящённые борьбе с антисемитизмом. В них растолковывалось, что погромная агитация - это дело рук буржуазии, и она направлена на насаждение разобщения и вражды среди трудящихся. Из этого следовало, что любой антисемит или погромщик есть союзник буржуазии, со всеми вытекающими по революционным законам последствиями. Со временем подобная агитация на Красную Армию подействовала.

В Белой армии никакой серьёзной работы против антисемитизма не проводилось, наоборот, антисемитские настроения быстро охватили белых офицеров и солдат, в результате чего белогвардейцы уже с конца 1918 года отметились многочисленными еврейским погромами. В белой пропаганде широко использовались "Протоколы сионских мудрецов", происхождение большевизма выводилось из сионизма (хотя большевики и сионисты наоборот были самыми упорными противниками), из теории "еврейского заговора".


 

Антисемитские плакаты белогвардейцев

В тылу Белой армии издавались антисемитские газеты и самые настоящие погромные листки, которые приводили к кровавым результатам. 30 августа 1919 года красные части захватили Козлов, который был завален трупами евреев, убитых казаками генерала Мамонтова.



Масштабы еврейских погромов были очень велики: по данным из еврейских источников, в годы Гражданской войны было совершено 1236 актов насилия против еврейского населения, из которых 887 носили массовый характер. Наибольшее количество погромов - 493 (40%) было на совести петлюровцев. 307 (25%) погромов совершили боевые отряды, которыми командовали всевозможные атаманы-батьки. 213 (17%) погромов были делом рук белогвардейцев, при этом отличительной чертой Добровольческой армии были повсеместные случаи изнасилований. В общей сложности 106 (8,5%) погромов лежали на совести Красной армии. Советская власть сурово покарала участников этих насилий: так только в Первой Конной армии Будённого, наиболее отличившейся в этих буйствах, осенью 1920 года было расстреляно около 400 военнослужащих. Поскольку точных подсчётов не велось, существуют только приблизительные данные о евреях, погибших в результате погромов в Гражданской войне: 90-100 тысяч человек погибших, количество раненых и искалеченных точно не подсчитано никем. Более 200 тысяч еврейских детей остались сиротами.



Три жертвы одесского погрома, члены отряда самообороны Бунда,1919

Эту волну истязаний и убийств евреев некоторые сопоставляют с "решением еврейского вопроса" в нацистской Германии, и даже считают погромы Гражданской войны предшественниками Холокоста во Второй мировой войне.

Погромная волна в начале 1919 года, поражение Красной Армии на юге и наступление белогвардейцев сначала на Царицын, а потом и на широком фронте, начало советско-польской войны в январе-феврале 1919 года резко изменили отношение евреев к Советской власти. Все левые еврейские организации отбросили неприязнь к большевикам, поскольку они оказались единственной силой, решительно выступившей на защиту евреев. В мае 1919 года Бунд и Поалей Цион начали мобилизацию своих членов в Красную Армию. Сионисты, оставшиеся в стороне от поддержки большевиков, и имевшие связи с представителями стран Антанты, подверглись репрессиям как враждебная организация.



Листовка партии Поалей Цион, 1919

В это же время Евсекция нанесла тяжёлый удар по сионистам в языковом вопросе. Сионизм выступал за возрождение иврита, древнееврейского языка молитв и Торы, в качестве разговорного и обиходного. Еврейские социалисты противопоставляли ивриту идиш - самобытный еврейский язык Восточной Европы, который был бытовым языком трудящихся еврейских масс. В августе 1919 года Наркомат просвещения, по требованию Евсекций, запретил преподавание иврита в Советской России.

Что выпало евреям в результате Гражданской войны кроме погромов? Во-первых, Красная Армия в значительной степени избавилась от антисемитизма и ликвидировала погромную волну на Украине и в Белоруссии. Во-вторых, на "еврейской улице" доминирование перешло от сионистов к коммунистам, которые уже в 1920 году поглотили и Бунд, и Поалей Цион. Сионисты в  Советской России были разгромлены, загнаны в подполье, и после ареста их подпольного съезда в апреле 1920 года, практически прекратили свою деятельность.



Сразу же после этого Евсекции повели наступление на религиозную часть еврейской общины, воспользовавшись последовавшей в 1921-1922 годах кампанией по конфискации церковных ценностей, затронувшей и синагоги. Одновременно с этим были запрещены религиозные еврейские школы - хедеры. Таким образом, в этой гражданской войне на "еврейской улице" безусловными победителями оказались еврейские коммунисты, отстоявшие своё существование, и добившиеся политического доминирования в еврейской среде. Однако праздновать победу еврейским коммунистам было ещё рано. Им досталось очень тяжёлое наследство: нищие местечки Украины и Белоруссии, опустошённые Гражданской войной и последовавшим в 1921 году голодом.

Источники:
Верхотуров Д.Н. Сталин и евреи;
Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Новая версия;
Вихнович В.Л. 2000 лет истории евреев России.

продолжение здесь

Россия, Гражданская война, СССР, Российская империя, история, евреи

Previous post Next post
Up