Полёт дроздов через Хорлы к Перекопу

Jun 09, 2020 22:41

Столетняя годовщина со дня начала общего наступления армии Врангеля в Северной Таврии даёт повод поговорить об операциях Вооружённых Сил Юга России, предшествовавших этому наступлению, а заодно - исполнить, наконец, когда-то данное мною слово. Весенние операции армии Врангеля за пределами Крымского полуострова, естественно, преследовали своей главной целью обеспечение безопасности Крыма, предотвращение большевистского нашествия с севера. Но одновременно эти операции стали пробой сил, своеобразной "разведкой боем", и то, что разразилось в начале июня 1920 года, по сути повторяло контуры наступательных операций конца апреля - начала мая, только в больших масштабах.

Среди этих наступательных операций важное место занимает десант Дроздовской дивизии на Хорлы. Хорловская десантная операция началась одновременно с десантом алексеевцев под Кирилловкой. Врангель предполагал фланговыми ударами "именных" частей ВСЮР поставить большевистские части, атакующие Перекоп, под угрозу окружения и вынудить их, если не начать отступление, то, по крайней мере, ослабить давление на Слащова, державшегося на позициях из последних сил. Участие в операциях элитных - именных - дивизий должно было создать у красного командования иллюзию, что именно там, на флангах, белые наносят свой главный удар. Дроздовцам, которыми командовал генерал Владимир Витковский, ставилась задача атаковать правый фланг красных войск. И в отличие от алексеевцев, чья бригада после десанта на Кирилловку фактически перестала существовать, Витковский свои войска сохранил и, пройдя рейдом по вражеским тылам, благополучно вышел к Перекопу, так что Хорловскую операцию можно смело отнести к успехам Белой Армии.



Командир Дроздовской стрелковой дивизии Владимир Константинович Витковский
в ходе Хорловской операции показал себя умелым военачальником.


Хорлы - это село на территории нынешней Херсонской области Украины и порт на Чёрном море примерно в 43-х километрах к западу от Перекопа. Наличие оборудованного порта позволяло высадить десант с максимальным удобством - и в то же время создавало дополнительные сложности из-за того, что порт наверняка удерживался красными. Впрочем, белая разведка красных в Хорлах не обнаружила, что придало врангелевскому штабу дополнительной уверенности и едва не стало причиной катастрофы всей операции.

Задача, поставленная дроздовцам и озвученная Врангелем Витковскому вскоре после Пасхи - 11 апреля - состояла в том, чтобы высадить в Хорлах два полка Дроздовской дивизии, овладеть селом и портом, после чего развивать наступление в северо-восточном направлении, оттянуть на себя резервы красных и ослабить давление на Перекоп. Таким образом, перед Слащовым открывалась возможность надёжно овладеть выходами с Крымского полуострова, что, в свою очередь, служило залогом успешного начала летнего генерального наступления.

Силы дроздовского десанта составляли два полка (3-й стрелковый Генерала М.Г. Дроздовского полк остался в Севастополе, усиливая его гарнизон)  Поскольку всю свою артиллерию дроздовцы потеряли при Новороссийской эвакуации, десантному отряду из резервов Крыма были переданы 4 лёгких орудия с полной упряжкой и 2 автомобиля, один из которых предполагалось использовать для подвоза горючего.

12 апреля началась погрузка дроздовцев на суда, 13 апреля корабли с десантом вышли в море и 14 апреля  на рассвете были уже на рейде Хорлов. Здесь белые корабли были обстреляны пулемётами красных - порт оказался занят противником, что стало первым неприятным сюрпризом для Витковского. Высланный на разведку тральщик "Скиф" выяснил, что порт занимается двумя полками красноармейцев при четырёх орудиях и с большим количеством пулемётов. Судовая артиллерия белых открыла по большевикам ответный огонь, в ответ на который заговорили пушки красных. В таких условиях провести высадку не представлялось возможным, а выход в открытое море также представлял собой чрезвычайно опасную операцию, поскольку пушки и пулемёты красных были хорошо пристреляны по узкому фарватеру, окружённому мелями, а проходить предстояло в непосредственной близости от порта. Таким образом, благодаря беспечности собственной разведки, белые оказались в западне.



Красная артиллерия готовится открыть огонь.
Фото времён Гражданской войны

До самого вечера продолжался огневой бой между врангелевскими кораблями и береговыми батареями красных. Нащупать большевистскую батарею белым артиллеристам так и не удалось. К вечеру Витковский отвёл корабли к южной части внутреннего рейда, наиболее удалённой от порта (и наиболее труднодосягаемой для красной артиллерии), а с наступлением темноты, когда огонь прекратился, вытянул корабли с десантом на внешний рейд и послал донесение Врангелю: Хорлы заняты сильным противником, наше присутствие обнаружено. Врангель в ответ подтвердил прежнее приказание: десант необходимо высадить.

Всю ночь Витковский вместе с флотскими начальниками обдумывал план высадки. Действовать решено было перед самым рассветом 15 апреля. Один из батальонов 1-го Дроздовского полка должен был на тральщике "Скиф" пройти по узкому фарватеру (в источниках он именуется "каналом"), высадиться в Хорлах и завязать бой на суше. После чего наступала очередь высадки остальных дроздовских частей. В глубокой темноте, в предрассветном тумане, который здорово помог дроздовцам, корабли белых снова втянулись на внутренний рейд.
Туман здорово помог белым: красные не заметили приближение тральщика "Скиф" с первым десантным батальоном на борту. Явление белогвардейского корабля прямо в порту, у них под носом, стало для большевиков полной неожиданностью. Батальон под командованием полковника Петерса беспрепятственно высадился и с криком "Ура!" атаковал Хорлы. Этот крик стал сигналом для остальных судов, которые тоже двинулись в порт. Создалась крайне выгодная для белых ситуация: Они, завязав бой, имели возможность постоянно подвозить своим всё новые и новые свежие силы, количества которых красные не знали, красные же по сути резервов не имели. В результате к рассвету, благодаря неожиданности и чёткому плану высадки, дроздовцы полностью овладели портом Хорлы и ближайшими строениями. После чего высадка десанта пошла уже беспрепятственно. К вечеру высадка была окончена, и суда вытянулись на внешний рейд, приняв на борт трофеи.

На утро 16 апреля Витковский назначил общее наступление своих войск. Однако в час ночи красные неожиданно контратаковали дроздовцев, смяли сторожевое охранение и повели наступление к порту. Исход всей операции решали секунды - однако Витковский командовал уверенно. Белые немедленно перешли в контратаку - с оркестром, с развёрнутым знаменем. Большевики не выдержали и откатились назад, положение было восстановлено. Раненых принял на борт пароход "Россия".

В 9 часов утра 2-й дроздовский полк получил приказ выдавить большевиков из Хорлов к северу, после чего пропустить 1-й полк и следовать в арьергарде. 1-му же полку было приказано наступать в направлении деревни Адамань к северо-востоку от Хорлов.



Село Хорлы и его ближайшие окрестности на карте.
Видим, что Хорлы занимают большую часть небольшого полуострова,
соединённого с материковой Украиной узким перешейком.
Именно по этому перешейку дроздовцам следовало пройти,
чтобы оказаться в тылу у большевиков



А на этой карте можно видеть, в каком направлении следовало двигаться
дроздовцам, чтобы выйти в тыл перекопской группировке красных.
И, кстати, хорошо видно соотношение площадей Крыма и полуострова, на который
высадились дроздовцы

Нехватка лошадей в Крыму привела к тому, что в распоряжении Витковского было всего 18 верховых коней, на которых он распорядился посадить группу конных разведчиков. Сам он двигался на форде, оснащённом пулемётом Льюис вместе с разведгруппой, так что в числе первых прибыл к Адамани. Можно спорить, стоило ли командиру дивизии так рисковать, но Витковский хотел прибыть к месту раньше своих основных сил, чтобы тут же, на месте, оценить обстановку и принять решения.

У Адамани Витковский заметил колонну красной конницы при четырёх орудиях, двигавшуюся в направлении на север к востоку от деревни. Судя по всему, красные о высадке дроздовцев не догадывались и двигались, совершенно никак не принимая в расчёт наличие в своём тылу дивизии (пусть и неполной) противника. Витковский немедленно вызвал свою артиллерию и атаковал красных силами ... своей разведгруппы в 18 шашек. Однако большевики о ничтожной численности белых не догадывались, и потому внезапная атака увенчалась успехом. Красная конница бежала, оставив пушки в руках Витковского. Дроздовцы победным маршем, без сопротивления вступили в Адамань.



Красные, однако, быстро сориентировались в обстановке и повернули свою кавалерию назад. Витковский со своего наблюдательного поста в Адамани зафиксировал сосредоточение больших сил конницы с тачанками с северо-востока, севера и запада. Понимая, что сил у белых, чтобы отразить наступление такой массы конницы, недостаточно, Витковский категорически запретил до особого приказа открыват огонь, подпустить большевиков поближе и бить в упор.

Такая тактика возымела результат. Прицельный залп практически в упор из винтовок, пулемётов и пушек нанёс красным столь значительные потери, что они отхлынули назад, несмотря на своё численное превосходство, в то время, как к Адамани подтягивался арьергардный 2-й дроздовский полк. Между тем, большевики подтянули артиллерию (Витковский в своих мемуарах насчитал 12 орудий) и открыли по Адамани артиллерийский огонь, продолжавшийся до темна, однако, не нанёсший дроздовцам существенного урона. Под прикрытием артиллерийского огня красная конница снова начала строиться к атаке, но атаковать не решилась. Однако Витковский зафиксировал, что силы большевиков прибывают: стало быть, десант добился своей цели, хотя бы отчасти, враг начал перебрасывать свои войска с Перекопа против Витковского.

С одной стороны, это был именно тот результат, на который рассчитывал Врангель, отправляя Витковского в десант. С другой - у белых не было тыла, не хватало боеприпасов и продовольствия, а в их рядах появились раненые. Держаться до бесконечности против превосходящих сил красной кавалерии Витковский не мог, и принял единственно верное в тех условиях решение - пробиваться к Перекопу, на соединение со своими. Таким образом он не только выводил дивизию из-под удара, но и сам наносил удар в тыл перекопской группировке большевиков, что при благоприятном стечении обстоятельств открывало перед Слащовым возможность прочно занять крымские перешейки.

Движение дроздовцев началось затемно, в три часа ночи 17 апреля. На этот раз в голове дивизии двигался 2-й полк, за ним - штаб, за штабом - раненые, потом - артиллерия и в арьергарде 1-й полк. В 6-ти верстах от Адамани походная колонна дроздовцев подверглась обстрелу со стороны красных, но решительной атакой 2-го полка большевики были опрокинуты, и дивизия продолжила движение. К 6-ти часам утра против дроздовцев снова начала сосредотачиваться красная конница с тачанками. По колонне дроздовцев открыли огонь 30 орудий - красные продолжали стягивать против неполной дивизии Витковского силы с Перекопа.

Витковский распорядился артиллерии и пулемётчикам "двигаться перекатами" - то есть, останавливаться, открывать ответный огонь по большевикам, после чего снова продолжать движение. Благодаря этому красные, несмотря на численное превосходство, атаковать дроздовцев так и не решились, ограничившись обстрелом. Правда, огонь их был интенсивен. Число раненых росло, их приходилось нести на руках. Под Витковским было убито две лошади. Начдив пересел на "форд", но тот тоже был подбит. Для воодушевления бойцов Витковский поднялся на небольшой курган и приказал ординарцу развернуть над своей головой дивизионный флаг.



Владимир Витковский - командир дроздовцев -
на протяжении всей Хорловской операции находился на самых опасных участках,
воодушевляя бойцов личным примером и продолжая славные традиции Суворова и Нахимова.

Огонь большевиков продолжался с прежней интенсивностью. Однако с кургана Витковскому был уже отчётливо виден Перекоп.  Правда, на Перекопе творилось что-то странное: боя там, вопреки ожиданию Владимира Константиновича не было. Как потом выяснилось, 2-й корпус Слащова был не в курсе десатной операции на Хорлы и искренне недоумевал, что там за канонада в тылу у красных. Правда, В. Кравченко свидетельствовал, что для поддержки десанта отряд генерала Ангуладзе атаковал красных на Перекопе и захватил станцию Сиваш, что позволило белым исправить Сивашский мост и подтянуть бронепоезда. Юнкера Константиновского военного училища заняли станцию Чонгар и позиции впереди неё. Врангель лично присутствовал при этой атаке. Правда, происходили все эти события в то время, когда дроздовцы отбивались в Адамани. Так что положение белых на Перекопе стараниями Витковского действительно удалось облегчить.

Когда дроздовцы подошли к Перекопу, навстречу им выдвинулись части 9-й кавалерийской дивизии белых, при поддержке которых Витковскому удалось прорваться с дивизией обратно в Крым. Дроздовцы возвращались героями: свою задачу они не просто выполнили, а перевыполнили, полностью парализовав наступление красных на Перекоп и позволив белым удержать за собой все выходы из Крыма. Потери дроздовцев составили 575 человек убитыми и ранеными - четверть от их первоначальных сил. Воля и решительность командира дивизии, находившегося в самой гуще боя и умело распоряжавшегося огнём, не оставили красным шанса покончить с дерзким десантом. Большевики были вынуждены ограничиться обстрелом, белые же сумели оттянуть на себя значительные силы и нанести врагу серьёзные потери.



Но главное - действия дроздовцев в красном тылу позволили Врангелю занять удобное положение для перехода в общее наступление, разразившееся 7 - 8 июня 1920 года.

_________________________________________________
При написании статьи использованы
1) Воспоминания В.К. Витковского
2) Статья В. Кравченко о Хорловской операции в книге "Дроздовцы от Ясс до Галлиполи".

История Отечества, Гражданская война, Дроздовский и дроздовцы, Белые

Previous post Next post
Up