Mannerheimin linja oli vastus ankara*

Feb 01, 2020 22:41

1 февраля 1940 года, 80 лет тому назад, войска Красной Армии начали штурм Линии Маннергейма, завершившийся её окончательным прорывом и победой советских войск в Зимней войне. Эта наступательная операция вошла в историю как "Наступление Тимошенко", поскольку именно Семён Константинович Тимошенко, назначенный наркомом обороны СССР вскоре после Зимней войны, и возглавил операцию.



Укрепления Линии Маннергейма с высоты птичьего полёта.


К Линии Маннергейма советские войска, по свидетельству К.А. Мерецкова, вышли 12 декабря 1939 года, однако с ходу прорвать её не сумели - не в последнюю очередь из-за того, что занизили мощность финских укреплений. Линия Маннергейма включала в себя систему мощных бетонных дотов, в которых размещалась фашистская артиллерия, дзотов, и всевозможных заграждений, опирающихся на естественные препятствия. Финны оградили свою оборону рядами колючей проволоки, выставив перед ней гранитные противотанковые надолбы. Подступы к дотам и дзотам прикрывали окопы, из которых финская пехота имела возможность вести огонь по наступающим советским войсками, которые наверняка должны были остановиться перед надолбами - дальше двигаться танки возможности не имели.

Линия включала в себя 10 узлов обороны, имевших 3 - 4,5 км по фронту и 1,5 - 2 км в глубину. Узел состоял из 5 - 6 опорных пунктов, основу которых составляли от 3 до 5 дотов, оснащённых пулемётами и артиллерией. Доты опоясывались траншеями, которые с одной стороны служили ходами сообщения между ними, а с другой - могли использоваться в качестве окопов. Траншеи имели вынесенные вперёд пулемётные гнёзда и стрелковые ячейки, нередко дополнительно укреплённые бронированными щитками и козырьками, защищавшими стрелков от шрапнельного огня. Каждый узел обороны оборонялся  одним или двумя батальонами финнов, а сами узлы располагались так, чтобы фланкировать друг друга, не давая наступающим советским войскам прорваться между узлами. Фланги Линии Маннергейма упирались в Финский залив и Ладожское озеро, прикрываясь крупнокалиберными береговыми батареями.

Но самым серьёзным препятствием для наступающих советских войск были так называемые доты-миллионники. Эти доты представляли собой заглублённые в землю боевые казематы с амбразурами фронтального и фланкирующего огня (артиллерийскими!), которых в одном доте могло быть от 4 до 6. Сверху эти доты защищались бетонными колпаками, непробиваемыми для полевой и танковой артиллерии. Толщина бетонных стен и перекрытий такого дота составляла от1,5 до 2 метров, дополнительно усиленная 2 - 3-метровым слоем уплотнённого грунта. Даже крупнокалиберной осадной артиллерии приходилось выпускать по такому "колпачку" более сотни снарядов, прежде чем дот выходил из строя. Всего таких дотов было построено семь.



Гранитные надолбы и проволочные заграждения на подступах к доту-миллионнику Sj5
(виден на заднем плане).



Руины дота-миллионника на Линии Маннергейма. Современное фото.

К тому же финны массово применяли минирование территории. Повсеместно наступавшие советские войска натыкались на брошенные велосипеды, чемоданы, рации. Стоило кому-нибудь сдвинуть эти предметы, как следовал взрыв огромной мощности. А у Красной Армии ... не было миноискателей, их в спешном порядке пришлось проектировать и завозить в войска.
Мерецков так описывает неудачный декабрьский штурм финских укреплений: "Во время артиллерийской подготовки финские солдаты перебрались из траншей поближе к проволочным заграждениям. Когда же артиллерия ударила по проволоке, чтобы проделать проходы для красноармейцев, противник опять отошел в траншеи. Танковый командир Д. Г. Павлов не разобрался в обстановке. Ему представилось, что это наши ворвались в траншеи противника, а по ним ведет огонь своя артиллерия. Он позвонил по телефону К. Е. Ворошилову. Нарком обороны, услышав о происшедшем, приказал прекратить артподготовку. Пока выясняли, что случилось, время ушло, и ворваться в расположение врага прямо на плечах его солдат не удалось. Момент был упущен. Между прочим тщательное обследование, проведенное после этого, показало, что артподготовка велась главным образом по полевой обороне между дотами, с целью поразить живую силу. Многие доты так и не были вскрыты, а огонь прямой наводкой по ним не вели. Другой же вид огня к разрушению дотов не приводил. Поэтому-то ни один дот в тот раз и не был разрушен. Значит, войска все равно не прошли бы вперед либо понесли бы чрезвычайно тяжелые потери" (конец цитаты).

Добавим к этому, что наступать приходилось по 45-градусному морозу, на ледяном ветру. Армии не хватало тёплых вещей, продовольствия, медикаментов. Наступление застопорилось.



Противотанковые гранитные надолбы на Линии Маннергейма.
Непреодолимое препятствие для советских танков

А западные СМИ на все лады принялись смаковать неудачи Красной Армии. Подробно анализировал бои на Линии Маннергейма и гитлеровский генштаб. И приходил к неутешительным для Советов выводам: "Организация, оснащение и методы руководства войсками неудовлетворительны, принципы руководства сами по себе верны, однако же руководители слишком молоды и неопытны. Система связи плохая, транспортная система плохая, войска не следуют принципу единообразия; нет личностей - простые солдаты слишком благодушны, довольствуются малым. Боевые качества войск в тяжелых сражениях сомнительны. Русская "масса" не может рассматриваться в качестве серьезного противника для армии с современным оснащением и лучшим руководством". Затянувшаяся финская кампания толкала нацистских главарей к форсированию подготовки войны против СССР - война обещала быть быстрой и победоносной.

Сталин пришёл в ярость. По итогам Зимней войны К.Е. Ворошилов был отрешён от должности наркома обороны. Преемником его на посту стал другой будённовец - Семён Константинович Тимошенко. Пока же именно на Тимошенко была возложена задача прорвать Линию Маннергейма. Сталинский военачальник быстро смекнул, что одними силами Ленинградского военного округа Финляндию не сломить. И, получив от Сталина карт-бланш, тут же принялся требовать себе подкреплений живой силой, танков, артиллерии, боеприпасов... А также по-настоящему тёплой одежды (стандартных красноармейских шинелей и будённовок в условиях финской зимы явно не хватало), полевых бань и специализированных пунктов обогрева, где бойцы могли бы отогреться после финских морозов. Таким образом Тимошенко удалось резко снизить потери личного состава от болезней и обморожений.



Маршал Семён Константинович Тимошенко, командующий
советскими войсками при прорыве Линии Маннергейма

К концу января 1940 года Тимошенко удалось сосредоточить против Линии Маннергейма 460 тысяч солдат и офицеров, сведённых в две общевойсковые армии - 7-ю под командованием К.А. Мерецкова (9 дивизий) и 13-ю под командованием В.Д. Грендаля (7 дивизий). В помощь этим армиям на фронт была стянута крупнокалиберная артиллерия - 152-миллиметровые пушки, 203-миллиметровые гаубицы и 280-миллиметровые мортиры. Оборудовались огневые позиции и для ещё более мощной артиллерии - для корабельных пушек калибром в 305 и 356 мм, установленных на железнодорожные платформы. По количеству артиллерии советские войска превосходили противника в 10 раз. Плотность артиллерии была доведена до 75 - 85 орудий на километр фронта. Не ощущалось нехватки и в снарядах.

Командование обеих советских армий тщательно провело разведку боем, определив местоположение финских узлов обороны, дотов и дзотов. Направления главных ударов выбиралось с учётом возможности максимально эффективно использовать артиллерию и танки. С войсками проводились учения по подготовке к штурму долговременных укреплений.

1 февраля в воздух поднялось множество советских самолётов и обрушило свои бомбовые удары на финские тыла, уничтожая коммуникации противника. По данным "Википедии" в этом налёте участвовало более 500 самолётов. Одновременно советская тяжёлая артиллерия обрушила свой огонь на финские позиции, которые на этот раз оказались детально разведаны, и артиллерия била прицельно по дотам. А затем в атаку поднялась советская пехота при поддержке танков. Первую атаку советских войск, тем не менее, финны отбили. Однако бойцы Мерецкова и Грендаля продолжали методично разрушать огнём финские укрепления. Сначала осколочно-фугасными снарядами уничтожалась грунтовая подушка дотов. Затем а ход вступали 203-миллиметровые гаубицы, чьи 100-килограммовые снаряды должны были разрушить бронеколпаки финских дотов. Очень быстро солдаты прозвали эти гаубицы "карельскими скульпторами", так как их огонь превращал финские доты в причудливые конструкции из перекрученной арматуры и кусков бетона. Боевой ценности дот после такой "обработки" уже не представлял.

Только в первой декаде февраля советская тяжёлая артиллерия выпустила по финским укреплениям 4419 снарядов. Результаты такого обстрела не заставили себя ждать. В частности, был полностью разрушен дот "Поппиус" - один из самых мощных в системе вражеской обороны. В декабре 1939 года этот дот сумел остановить наступление целой советской дивизии - теперь 53 прямых попадания превратили его в никому не нужный хлам. Для большей эффективности крупнокалиберную артиллерию выкатывали на прямую наводку - финны открывали по ней ответный артиллерийский огонь, что приводило к большим потерям как в орудиях, так и в личном составе. Однако Тимошенко имел 10-кратное превосходство...

Именно так - прямой наводкой из крупнокалиберной 203-миллиметровой гаубицы - был разрушен дот-миллионник Le6. Огонь вёлся практически в упор, гаубица долбила в одну и ту же точку, и 1,5-метровое перекрытие дота не выдержало - обрушилось вместе с семиметровым слоем грунта. От взрывов в соседнем доте обрушился стальной бронелист, упавший так удачно, что перегородил амбразуру. И этот дот также замолчал.



Советская тяжёлая гаубица на огневой позиции.

Там же, где тяжёлой артиллерии не хватало для подавления вражеских огневых точек, в ход шли сапёры. По ночам они подбирались к финским дотам либо под прикрытием мощного артиллерийского огня, либо под прикрытием танков, волочивших за собой бронированные сани с взрывчаткой. Взрывчатку также не жалели. Именно благодая успешным действиям сапёров был уничтожен дот Sj5: сапёры подобрались к нему под прикрытием артиллерийского огня, обложили западный каземат дота ящиками со взрывчаткой и взорвали дот. Иногда действовали так: танк, прикрывавший передвижение сапёров, загораживал своим корпусом амбразуру финского дота, а сапёры минировали его. Затем танк отъезжал, а сапёры взрывали дот.

Самая массированная огневая подготовка обрушилась на финских фашистов 11 февраля 1940 года. К этому времени боеприпасы у финской армии подходили к концу, подвоз же новых сделался крайне затруднительным из-за того, что советская бомбардировочная авиация нарушила коммуникации финнов. Противник начал отход с укреплений Линии Маннергейма. Советская же пехота под прикрытием танков снова двинулась в наступление. 7-я армия обрушилась на Линию Маннергейма западнее озера Муоллаанъярви. При этом отличилась 123-я стрелковая дивизия под командованием полковника Ф.Ф. Алябушева. По траншеям-сапам она вплотную подошла к линии надолбов, после чего короткой и стремительной атакой овладела восточными склонами высоты 65,5. Контратаки финских войск 12 - 13 февраля ничего не дали фашистам. К исходу 13 февраля 1940 года 123-я дивизия при поддержке 112-го и 90-го танковых батальонов прорвала Линию Маннергейма на всю глубину обороны.



Советская пехота под прикрытием бронированных щитов подбирается к Линии Маннергейма

Научились советские войска бороться и с надолбами. Их либо подрывали с помощью взрывчатки (в которой недостатка не ощущалось), либо расстреливали бронебойными снарядами, после чего даже лёгкие танки могли пройти через оборонительную полосу, доселе бывшую для них непреодолимым препятствием.

В целом бои за Линию Маннергейма в феврале 1940 года показали, что кровавый урок прошлого года пошёл советскому командованию впрок. Оно избавилось от шапкозакидательских настроений и научилось грамотно штурмовать современные укреплённые полосы. Правда, лишь создав громадный численный перевес.
_________________________________
* Линия Маннергейма была суровым отпором (фин.) Строчка из финской песни "Njet, Molotoff", написанной "по горячим следам" событий. Впрочем, в реальности финал войны оказался для финнов далеко не столь жизнеутверждающим, как эта бравурная песенка. Единственное, чем фашисты могли себя утешить - это тем, что победа досталась Красной Армии ценой очень большой крови.

Накануне Великой Отечественной, История Отечества, Россия vs Финляндия, Зимняя война, Вторая Мировая война

Previous post Next post
Up