Орёл - орлам

Oct 13, 2019 22:42

13 октября 1919 года Корниловская Ударная дивизия в ходе наступления на Москву овладела городом Орёл. Взятие Орла стало последней крупной удачей ВСЮР в 1919 году, а Орёл - последним губернским центром, освобождённым деникинскими войсками. Увы, удерживать Орёл корниловцы смогли только в течение недели.



Корниловцы в Орле


Двигавшаяся на Орёл Корниловская ударная дивизия насчитывала в своём составе 8 тысяч человек. Из них 3200 человек пехоты (1-й и 3-й Корниловские ударные полки) и 500 человек конницы (приданный корниловцам Ахтырский гусарский дивизион) при 17 артиллерийских орудиях наступали вдоль железной дороги Орёл - Курск, поддерживаемые тяжёлым бронепоездом "Иван Калита" и лёгкими - "Генерал Корнилов" и "Офицер". Группировка имела в своём составе 180 пулемётов. Вторая группировка в 1200 штыков (2-й Корниловский ударный полк), 50 сабель (Горско-Мусульманский конный дивизион), 9 пушек, 24 пулемёта, 2 бронеавтомобиля и 3 танка двигалась по шоссе Курск - Кромы - Орёл.

Одновременно с этим алексеевцы и марковцы наступали в направлении на Ливны - Елец. Красные, не имевшие никакой оперативной информации о движении противника, были застигнуты марковцами под Ливнами врасплох и 2 октября оставили город без боя. Дальнейшее движение белых войск шло по расходящимся направлениям, и в результате Корниловская дивизия опасно оторвалась от соседних частей. Как я уже писал, разрыв между корниловцами и соседними частями составлял 60 верст, контролирующихся только кавалерийскими разъездами, фронт Корниловской дивизии растянулся на 160 верст (при этом плотность боевых порядков составила всего 50 человек на версту). Всё это делало корниловцев уязвимыми для фланговых ударов. Понимая это, Деникин приказал Донской Армии прикрыть наступление корниловцев слева, организовав наступательную операцию в районе Воронеж - Лиски и ограничившись на прочих участках обороной.

Между тем, советское командование понимало, что ядро деникинских ВСЮР - это Добровольческая Армия, в особенности же - 1-й армейский корпус Кутепова, в состав которого входили знаменитые "именные" полки. Так что выход корниловцев на орловское направление означал, что именно они и наносят главный удар - по прямой от Курска на Москву через Орёл. Большевистскими стратегами, среди которых было немало кадровых офицеров царского Генштаба, была разработана масштабная операция, предусматривающая сосредоточение мощного войскового кулака - Ударной группы, насыщенной кавалерией, которая должна была ударить корниловский клин под основание. В состав Ударной группы входили латышская и эстонская стрелковые дивизии - отборные каратели из числа фанатичных русофобов, понимавшие, что в случае разгрома их ждёт неминуемая смерть, и потому готовые драться до последнего. Дивизия латышских стрелков состояла из 9 стрелковых и кавалерийского полка, поддерживаемых 4-мя артиллерийскими дивизионами, Эстонская дивизия была послабее: 4 эстонских стрелковых полка, добровольческий полк путиловских рабочих и 86-й стрелковый полк. Свой кавалерийский полк дивизия оставила на Северо-Западе. Основу кавалерии красной Ударной группы составляла Червоно-казачья дивизия, набранная из добровольцев на Восточной Украине. В состав дивизии входило много ветеранов Первой Мировой войны с реальным боевым опытом, её основу составляла бригада, успевшая уже принять участие и в Гражданской войне - в боях против петлюровцев. Куда там корниловцам с тремя полками пехоты и кавалерией, численность которой не дотягивала и до тысячи!



Тем не менее, Корниловская дивизия успешно наступала. 10 октября 2-й полк овладел Кромами, что позволило сократить разрыв между дивизией и её соседями слева. Исход сражения за Кромы решил встречный бой 2-го батальона полка с двумя бригадами (!!!) красных. В критический момент на помощь 2-му батальону подоспел 1-й, ударивший в стык красных бригад. Большевики не выдержали этого удара и в беспорядке отхлынули, их попытки зацепиться за Кромы не увенчались успехом - пулемётный и артиллерийский огонь белых буквально смёл их оборону. Добычей корниловцев стали 10 станковых пулемётов и пленный красный комбриг, который дал исчерпывающие сведения о сосредоточении красной ударной группы.

Между тем, сама Ударная группа, которая, как рассчитывало большевистское командование, к 10 октября должна была уже взять Курск, всё ещё не могла войти в боевое соприкосновение с корниловцами. Навстречу этой группировке наступал Самурский белогвардейский полк. 12 октября у села Мелихово батальон самурцев вступил в бой с 5-м латышским стрелковым и 1-м червоно-казачьим полками красных и был разгромлен, большевики заняли село.

А корниловцы 11 октября, отразив попытку красных выбить их из Кром, продолжили наступление. Наступавший вдоль железной дороги 1-й Корниловский полк овладел станцией Становой Колодезь, на следующий день - станцию Стишь. 3-й полк освободил от большевиков сёла Лаврово и Михайловку. Стоит отметить, что крестьяне Орловской губернии осенью 1919 года были настроены антибольшевистски, по всей губернии полыхали восстания. Так что корниловцев встрачали как избавителей. Теперь позиции корниловцев от Орла отделяли всего 10 вёрст.



Корниловцы на дороге. Вероятно, разглядывают Орёл перед штурмом.

Позиции большевиков, защищавших Орёл, корниловец М.Н. Левитов, командир одного из батальонов 2-го Корниловского ударного полка, описывает так: "Прямо перед батальоном, по шоссе через реку был небольшой мост, по ту сторону плохо замаскированная линия окопов с проволочными заграждениями". Опасаясь подхода красной ударной группы, корниловцы не бросились сразу на укрепления большевиков, а остановились в ожидании артподготовки. Лишь приданный 2-му полку броневик попытался сходу преодолеть неразрушенный мост через Оку, но подвергся сильному обстрелу и повернул назад. Когда началась артподготовка, 1-й полк вдоль железной дороги двинулся в атаку в сопровождении бронепоездов "Иван-Калита" и "Офицер" и одного танка. Одновременно правый фланг полка ворвался на станцию Золотарёво, где, по наводке перебежчика Лаурица захватил в полном составе штаб красной 55-й стрелковой дивизии, составлявшей главные силы защитников Орла. 2-й Корниловский полк овладел селом и станцией Сахановская, где находился большевистский бронепоезд. Бронепоезд этот, разведя пары, ушёл на Орёл, где... и был захвачен 1-м полком. М.Н. Левитов, имевший удовольствие наблюдать в бинокль атаку 1-го полка на город, свидетельствовал, что картина была впечатляющей: пехота атаковала в рост, совершенно не пользуясь маскировкой, ибо огонь артиллерии и бронепоездов достаточно обеспечивал им успех.

Против фронта 3-го полка оборону держал 1-й коммунистический полк М.Г. Медведева - часть, прекрасно мотивированная (коммунисты!), но сколоченная наспех и никакой особой боевой подготовки не прошедшая. Не лучшим образом сказалось на моральном состоянии 1-го коммунистического полка и то обстоятельство, что его командир, вызванный в штаб армии, имел дерзость отправиться без сопровождения и попался на глаза корниловцам, которые без труда захватили одиночного всадника. Медведев после короткого допроса был расстрелян (деникинцы с коммунистами не церемонились), после чего полк, оставшийся без командования, был легко смят корниловцами.

Когда открыла огонь и артиллерия, приданная 2-му полку, Левитов подал команду своему батальону перейти в атаку. "Переход через реку и начало подхода к окопам хотя и под слабым огнем все же сильно взвинчивали нервы, - описывал он дальнейшее, - а ожидание жаркого дела подтянуло всех. Реку и подъем к окопам быстро проскочили, и можно было опасаться, что такой темп измотает силы ударников еще до самой схватки в окопах, и тогда могло получиться местное отступление. Однако картина нашего общего наступления настолько потрясла уже сильно потрепанные нами советские части, что они не выдержали и оставили свои окопы без штыковой схватки".



М.Н. Левитов, корниловский офицер, участник штурма Орла.
Портрет, правда, нарисован не без ошибок: погоны у Михаила Николаевича
должны были быть серебряными.

К 17-ти часам Орёл был полностью занят корниловцами. У здания городской думы бойцы 1-го полка обнаружили бюст Карла Маркса, который немедленно расколотили. Вскоре туда сбежались народные толпы, встретившие освободителей цветами, несмотря на проливной дождь.

В ночь на 14 октября большевики попытались вернуть Орёл силами до батальона (численностью 500 человек). Расчёт, очевидно, делался на внезапность, ибо в Орле находились 2 полка белых, а ещё один располагался в ближайших пригородах. Не удивительно, что этот плохо подготовленный ночной штурм окончился разгромом атакующих.

На следующий день был праздник Покрова Божией Матери. После окончания праздничной литургии на главной городской площади состоялся торжественный молебен и парад. Молебствие совершалось под дождём и при ураганном ветре, так что алтарники с трудом удерживали окоченевшими руками большие соборые хоругви. Снова было массовое воодушевление. С особенными восторгами толпа орловцев встретила танк. Когда этот танк тяжестью своего корпуса торжественно повалил трибуну с красными флагами, оставшуюся после большевиков, толпа взревела от восторга.

Между тем, настроение самих белогвардейцев было далеко не праздничным. Всех беспокоила Ударная группа красных, о которой пока что не было никаких вестей (потому что красные ударники вели ожесточённые бои с самурцами). Беспокоила и катастрофическая нехватка кавалерии. Когда пехоту сопровождает крупное конное соединение, она не только вытесняет противника из населённых пунктов, она имеет возможность организовать преследование, обойти с флангов отступающие вражеские части, окружить их и довершить разгром. Но создать кольцо окружения из 500 гусар и 50 иррегулярных конников-кавказцев? Об этом и подумать было смешно. Красные отошли к северу от Орла, где получили возможность привести свои потрёпанные части в порядок. Остатки разбитых 9-й и 55-й красных дивизий решено было свести в одну 9-ю стрелковую дивизию.

Примечательно и отношение генерала Кутепова, командующего 1-м армейским корпусом белых. Кутепов полагал, что взятие Орла может оказаться ловушкой для корниловцев. "Я Орел возьму, - говорил он с плохо скрываемым раздражением, - но мой фронт выдвинется, как сахарная голова. Когда ударная группа противника перейдет в наступление и будет бить по моим флангам, то я не смогу маневрировать - часть своих полков мне и так пришлось оттянуть к соседним корпусам после того, как их ослабили, да у меня самого отняли шесть полков". Увы, Александр Павлович оказался пророчески прав.



А.П. Кутепов в корниловской форме.

И всё же взятие Орла было крупным успехом белых. По крайней мере, большевиков оно всерьёз обеспокоило. "С выходом на Орловское направление южная контрреволюция достигла небывалых еще для белого движения побед, - констатировал командующий Южным фронтом красных А.И. Егоров. - Казались близкими конечные цели - захват Москвы и победа над большевизмом... Моральное значение потери Орла было огромным". До Москвы оставалось 360 километров. Путь, который белой армии так и не суждено было проделать.

Корниловцы, История Отечества, Московская директива, Гражданская война, Кутепов, Белые

Previous post Next post
Up