И снова есть повод сказать слова благодарности в адрес замечательного историка и публициста Вячеслава Кондратьева (
vikond65), разместившего в своём ЖЖ материал о Ярославском восстании 1918 года, жестоко подавленном большевиками. Восстание подняло белое подполье. Но силы оказались неравны. Впрочем, обо всём по порядку. Оригинал
здесь.
100 лет назад, 6 июля 1918 года, в Ярославле вспыхнуло вооруженное восстание против большевистской диктатуры. Это было крупнейшее выступление подобного рода в Центральной России и наиболее близкое к Москве. Интересно, что, эмблемой восставших была Георгиевская лента, которую они носили в виде банта, нарукавного шеврона или кокарды на головном уборе. Насколько я знаю, это было первое применение лент "цветов дыма и пламени" в качестве опознавательного, а не наградного знака. Вскоре этот же знак был принят в Поволжской Народной армии.
Отличительные знаки ярославских повстанцев - георгиевские ленты и белые, либо трехцветные нарукавные повязки.
При подавлении восстания большевики действовали жестоко и беспощадно, активно применяя тяжелую артиллерию, авиацию и бронепоезда. В результате двухнедельных обстрелов Ярославль был почти полностью разрушен, погибло не менее 600 повстанцев и до пяти тысяч мирных жителей.
При этом в течение первых 10 дней город не штурмовали, предпочитая воевать дистанционно. Красные обладали подавляющим превосходством в огневой мощи. У повстанцев, помимо винтовок и нескольких пулеметов, были всего две трехдюймовые пушки и два пушечных броневика "Гарфорд-Путиловец" с очень малым количеством снарядов, которые закончлись уже на третий день боев. Это позволяло советскому командованию действовать по классической методике Первой мировой войны "артиллерия уничтожает, пехота зачищает".
Бронепоезд имени товарища Ленина - один из трех бронепоездов, которые вели огонь по Ярославлю.
В повстанческие дружины записалось примерно шесть тысяч человек, но из-за нехватки оружия и отсутствия у большинства добровольцев военной подготовки реально в боях с большевистскими частями принимало участие не более двух тысяч. В основном это были ветераны Первой мировой войны, а также - студенты и курсанты военных училищ.
Большинство воинских частей, участвовавших в подавлении восстания, было укомплектовано "воинами-интернационалистами" - Варшавский революционный полк, 5-й Латышский стрелковый полк, китайско-корейские роты и батальоны "красных мадьяр". Но были и русские отряды, стянутые из Москвы, Костромы, Нижнего Новгорода, Кинешмы и даже с Урала, а также - бригада балтийских моряков.
От круглосуточных обстрелов в городе начались пожары, в которых полностью выгорела деревянная застройка. Разрушение водопровода не позволяло бороться с огнем. Через неделю закончилось продовольствие. 16 июля начались воздушные бомбардировки. Два самолета "Фарман-30" сбросили на Ярославль в общем счете 24 пуда фугасных бомб, а артиллерия красных выпустила за две недели более 75 тысяч снарядов.
В таких условиях повстанцы продержались еще четыре дня, отразив несколько атак. Но когда стало ясно, что извне помощи не будет, а боеприпасы полностью иссякли, штаб обороны города принял необычное решение: сдаться размещенным в городе бывшим немецкм военнопленным, которые после заключения Брестского мира ожидали отправки на родину. Они размещались в здании городского театра и в отношении восстания соблюдали "вооруженный нейтралитет", не присоединяясь ни к одной из сторон.
Восставшие наивно надеялись, что немцы защитят их от расправы, но, разумеется, эти надежды не оправдались. Заняв город, красные под угрозой оружия потребовали от главы городского комитета германских военнопленных - лейтенанта Балка немедлянно выдать мятежников. Не желая конфликтовать с победителями, Балк согласился. В тот же день все 428 человек, пытавшихся найти защиту у немцев, были расстреляны.
Из участников восстания уцелело лишь от 60 до 80 человек, которым удалось поодиночке и небольшими группами просочиться сквозь линии оцепления. Среди них был руководитель восстания - полковник А.П. Перхуров, не захотевший сдаваться немцам, поскольку он понимал, чем закончится эта авантюра.
В дальнейшем Перхуров воевал в составе колчаковской армии, был произведен в генерал-майоры, участвовал в "великом сибирском ледяном походе", а в марте 1920 года попал в плен вместе с остатками своей дивизии, ослабленной холодом, голодом и эпидемией тифа. В июле 1922 года его под конвоем доставили в Ярославль, где над ним устроили показательный суд, исход которого был ясен заранее. 20 июля бывшего лидера белоповстанцев приговорили к расстрелу.
В заключение можно сказать, что назначенный Троцким командующий "Южным Ярославским фронтом" Ю.С. Гусарский, непосредствено руководивший уничтожением города, был расстрелян уже в 1919 году "за невыполнение приказа, своевременную неявку в штаб и дискредитацию политработников". А командующему "Северным Ярославским фронтом" А.И. Геккеру повезло гораздо больше, его расстреляли в 1937 году.
Карта-схема действий советских войск и белоповстанцев по состоянию на 17-18 июля 1918 года. Коричневым цветом на карте города закрашены сгоревшие кварталы.
Бронеавтомобили повстанцев
В восстании принял участие Ярославский бронедивизион, в котором нисчитывалось около десятка бронеавтомобилей различных марок. Однако из-за отсутствия горючего и запчастей в боях против красных удалось применить только два пушечных "Гарфорд-Путиловца" (один из них виден слева на снимке), но и они использовались в качестве стационарных огневых точек.
Большевистское начальство Ярославля. Второй справа - председатель губисполкома Семен Нахимсон.
В первый день восстания Нахимсон, не успевший бежать из города, был убит.
Сейчас его имя носит одна из центральных улиц города (бывшая Рождественская).
Некоторые участники восстания.
Отряд революционных рабочих Урала, присланный на подавление Ярославского восстания.
Балтийский моряк и труп неизвестного после уличного боя.
Китайские наёмники-"интернационалисты" на руинах Ярославля.
Разрушенные торговые ряды.
Здание духовной семинарии (ныне - Ярославский педагогический университет). Интересно, чем в него попали?
Жители Ярославля после восстания.
Начало восстановления бывшего юридического лицея.