На днях наткнулся в дружеском ЖЖ (
filin_dimitry) на
рассказ о подвиге и мученической кончине святого Нестора Солунского. И вспомнил, что когда-то уже размещал об этом подвижнике материал в своём журнале - статью уважаемой Ники Паздрий (
nikotorix) "
Мученик Нестор - христианин с копьём". Как помнят читатели (а кто не помнит - может перейти по ссылкам и освежить в памяти житие св. мученика) Нестор Солунский был арестован нечестивым императором Максимианом после того, как победил в поединке опытного борца Лия, царского любимца. Этот Лий на потеху императора вызывал людей на поединки при большом стечении народа и, как повествует Житие св. Нестора, побеждая, сбрасывал их под помост, на котором происходила борьба. А под помостом были установлены многочисленные копья остриями вверх, падая на которые, человек неминуемо погибал.
Мученик Нестор Солунский
Житие также повествует, что нечестивый Максимиан, пылая ненавистью ко святой Церкви, приказывал силой тащить христиан на помост для борьбы с Лием, который и приканчивал святых мучеников на потеху царя и его свиты. Юноша Нестор Солунский, подобно ветхозаветному Давиду, осенив себя Крестным Знамением и взяв благословение правящего архиерея (св. Димитрия Солунского), добровольно вызвался бороться с Лием, поверг убийцу и сбросил его самого на копья, на которые находили смерть его жертвы. За это Максимиан приказал зарубить святого.
Эта житийная история в своё время вызвала довольно интересные и до сих пор актуальные
размышления Ники Паздрий о необходимости противления злу силой - те самые, которые я некогда перепечатал в свой журнал. Меня же она заставила задуматься, как минимум, ещё о двух вещах.
Во-первых, многочисленные неоязычники и оккультисты не устают повторять, что христианство - религия слабаков и что Крещение Руси святым князем Владимиром "превратило свободных славян в жалких рабов" и вообще чуть ли не уничтожило самобытную русскую (или украинскую - в зависимости от гражданства пишущего) государственность... Вот только русские об этом так и не узнали, как кто-то справедливо заметил - и потому после Крещения Руси воевали со своими врагами столь успешно, что увеличили свою территорию без малого в 30 раз. Православие - не религия слабаков, это религия самого непокорного народа в мире, и отнюдь не случайно руководимые с Запада сектанты, как попугаи, кричат о рабах, рабах и ещё раз о рабах, выдавая тем самым собственные сокровенные, но от этого не менее несбыточные мечты. На самом деле наших неуважаемых критиков беспокоит не то, что русский народ "превратили в рабов" (что очевидно не так - доказано
недавней историей с мемориальной доской в честь Маннергейма), а то, что русский народ не находится в рабстве лично у них.
Но самый лучший ответ на истеричные вопли о "религии слабаков" - как раз житие св. Нестора Солунского. Уж казалось бы, кто был сильнее побеждённого Лия? И как удивлялся царь Максимиан готовности юного Нестора сразиться с этим опытным бойцом! Ан глядишь ты - Нестор добровольно выходит на битву, потому что не может терпеть поношение христианской веры и равнодушно смотреть на гибель своих братьев во Христе (Ника Паздрий по этому поводу очень уместно вспомнила о том, что любой человек есть икона Всевышнего, а любой христианин - храм обитающего в нём Духа Святаго, то есть - святыня). Выходит и... побеждает. И кто же, спрашивается, после этого слабак?
Святой Нестор побеждает безбожного Лия
Крещение Руси произошло в ту пору, когда античная цивилизация ещё не прекратила своего существования. Правопреемница Древнего Рима - Византийская империя - ещё оставалась на политической карте. Да и не так давно это было - победа св. Нестора над Лием. Примерно как для нас - события Великой Северной войны или освобождение Москвы Мининым и Пожарским, живых свидетелей, конечно, уже не осталось, но события ещё не поросли быльём и не обросли разными фантастическими подробностями. Несомненно, что крещёная Русь житие св. Нестора прекрасно помнила - потому и давала раз за разом уверенный отпор любым завоевателям, кто дерзал возомнить наших предков "слабаками". А одержав победу - присоединяла к своим владениям территорию разгромленного агрессора, чтобы обезопасить на будущее себя от враждебных посягательств. Раз за разом враги православной Руси исчезали с политической карты, погибали подобно безбожному Лию, Россия же оставалась стоять неколебимо, как святой Нестор*.
Но в истории святого Нестора есть и ещё один важный оттенок. Кем был Лий? Житие указывает на него, как на человека "вандальского племени". Вряд ли он был вольнонаёмным. Скорее всего - захваченный пленник, обращённый в рабство и выученный на гладиатора. С христианами он расправлялся не потому, что сам лично ненавидел христианство, а потому, что такова была воля его повелителя - царя Максимиана. Вероятно, Максимиан относился к Лию по-доброму - раз исполинская сила этого борца пробуждала в нём чувство гордости. И вдруг оказывается, что святой Божий не только поднимает руку на царского любимца, чтобы нанести ему поражение и посрамить, но прямо низвергает Лия на те самые копья, на которые тот сбрасывал христиан, и душа нечестивца, убивавшего на потеху, отправляется в преисподнюю. Вряд ли Лий был в этой истории более виноват, чем Максимиан. Но если Бог карает его руками Своего угодника - значит, от вины самого Лия нам никуда не деться. Лий убивал христиан. Убивал по приказу царя и на потеху царю. И за это был низвергнут в ад. А значит каждый человек лично ответствен за собственные поступки. В глазах Бога на Страшном Суде ничтожны будут оправдания, что мы, дескать, "только исполняли приказ" - ибо нам не напрасно дано различать добро от зла. И если мы сознательно становимся на службу злу - мы выбираем тем самым противление Богу, и никакими соображениями послушания нам тут не оправдаться. Никто и никогда не освободит человека от персональной ответственности за свои поступки. Вне зависимости от воли царя, Лий вёл себя нечестиво, лично участвуя в расправах над христианами, - и получил за это.
___________________________________
*Разумеется, автор данных строк помнит о монголо-татарском иге и о разорении множества русских городов батыевыми войсками. Но не будем забывать, что иго, продержавшись 200 лет, всё же было низринуто. И что Русь ни на минуту не оставляла попыток освободиться (самой яркой из которых была Куликовская битва). Не будем забывать также и о том, что громадное большинство русских городов Батыю пришлось брать с бою