Памяти славного земляка

May 21, 2016 11:35

400 лет тому назад, 21 мая 1616 года скончался великий патриот земли Русской Кузьма Минин. Мой земляк. Человек, прославивший в веках Нижний Новгород. Даже если бы в Нижнем никогда больше не происходило ничего значительного, одного Минина было бы вполне достаточно, чтобы "град Нижний - Москве брат ближний" вошёл в историю.





Кузьма Минин

Господь иногда избирает немощное и худородное мира сего, чтобы через людей, на первый взгляд ничем не примечательных, явить Своё Спасение народу. Таковы были апостолы. Таков же был и Кузьма Минин. В условиях, когда знатность рода человека полностью определяла его общественное положение, когда практика "местничества", весьма тормозившая выдвижение людей действительно талантливых и активных, ещё не ушла в прошлое, Минин - нарочито не дворянин. Как не был дворянином по происхождению и священномученик Патриарх Гермоген, призывы которого встать за Русь и Святую веру каким-то поистине чудесным образом дошли до нижегородского земского старосты. Купец, причём купец далеко не первой руки, стал основателем народного ополчения, избавившего Москву от нашествия тогдашних "евроинтеграторов".


Даже подлинное происхождение Минина теряется в глубине веков. По одной из версий, он был сыном балахнинского солепромышленника, в начале XVII века отошёл от семейного дела, торговал в Нижнем Новгороде мясом и в 1611 году был избран земским старостой. Другие историки и краеведы яростно отвергали эту версию, считая, что балахнинские Минины - лишь однофамильцы нашего героя. Данной точки зрения придерживался, в частности, Мельников-Печёрский. По мнению современных нижегородских учёных, балахнинское происхождение Минина не подтверждается поминальными записями и писцовой книгой. Православный историк Владимир Махнач, поддержанный в данном вопросе муфтием Равилем Гайнутдином, вообще утверждал, будто Минин - крещёный татарин. Спорят историки даже о реальном отчестве героя, называя его то Захаровичем, то Анкудиновичем, а то и вовсе полагая, что Минин - это первоначально отчество, превратившееся со временем в родовую фамилию (весьма распространённое явление в XVII веке, достаточно сказать, что фамилия царского рода Романовых возникла точно таким же образом).
А вот мне кажется, что это по Промыслу Божию мы не знаем подлинных корней Кузьмы Минина. Они не важны - важно то, что совершил этот человек, важен сделанный им в трагических для страны обстоятельствах нравственный выбор. О духовном смысле подвига Кузьмы Минина и созданного им Нижегородского Ополчения мне уже доводилось писать, вряд ли есть смысл повторяться. Призыв Минина в буквальном смысле объединил весь народ, без различия происхождений, в едином порыве - постоять за Русь Святую и Веру Православную. Как знать - не в этом ли сокровенный смысл того, что происхождение Минина от нас сокрыто? Не потому ли мы не знаем до конца его родословной, чтобы был этот великий нижегородец, Русский Патриот с большой буквы, олицетворением всего русского народа, всех его родов, всех его классов и сословий? Ведь именно в этом единстве и оказался в конечном итоге корень победы.





Воззвание Минина к народу.

Не будем, впрочем, к Минину несправедливы. Он родовит в гораздо более высоком смысле, чем современные ему аристократы, многие из которых, увы - променяли страну на личное благополучие и почести. Он родовит как человек, имеющий своим Отцом Самого Бога. Минин был искренне религиозен и пламенно набожен, что, однако, не толкало его в раскол, а напротив - побуждало к твёрдой верности Матери-Церкви. Не будем забывать, что призыв Минина к нижегородцам раздался после аналогичного призыва заточённого в Чудовом монастыре Патриарха Гермогена. И что Патриарх Гермоген благословил нижегородского старосту на подвиг, сумев переслать ему через верных людей чудотворную Казанскую икону Божией Матери.

До Минина было ещё одно ополчение. Ополчение Прокопия Ляпунова в 1611 году. И Минин в нём участвовал (вероятно, именно к этому периоду относятся его контакты со Святейшим). Но Прокопий Ляпунов старался не столько для Отечества, сколько для себя, искал себе земной славы - и потому Господь не увенчал успехом его замыслы. Минин от всего личного отказался, имея перед собой единственную цель - вернее, две цели, тесно переплетавшиеся между собой: спасение Отечества из рук иноземных захватчиков и защиту Православия от поругания. Ради этой цели он создал ополчение - и ради неё же смиренно отошёл в сторону, передав дело рук своих в более опытные руки воеводы Пожарского.





Минин и Пожарский

После изгнания поляков из Москвы и избрания царём Михаила Фёдоровича Романова Кузьма Минин получил заслуженные лавры. Он сделался думным дворянином, государь пожаловал ему вотчину под Нижним Новгородом. Минин жил во дворце, регулярно виделся с царём и пользовался всецелым доверием Михаила. В частности, именно Минину царь поручил сбор "пятины" (20 % с имущества) для пополнения оскудевшей за время Смуты казны,  а в мае 1615 года Минин заседал в Боярской коллегии, "ведавшей" Москву на время царского богомолья. Случалось бывшему нижегородскому земскому старосте возвращаться и к боевой деятельности: Смута улеглась далеко не сразу, особенно активно бунтовали "инородцы" - татары и черемисы. Известно, что в декабре 1615 года Минин вместе с князем Ромодановским производил розыск по делу о бунте татар в окрестностях Казани. Весной 1616 года взбунтовались черемисы - и снова государь посылает на  усмирение бунта Кузьму Минина, как человека многоопытного (впрочем, не исключено, что это был один и тот же бунт). На обратном пути в Москву, 21 мая 1616 года Минин скоропостижно скончался. Недолго Господь попустил ему пользоваться земной славой - такого человека, как Минин, Он призвал к Себе, в Своё Царство и Свою Славу. И хотя Минин и не был канонизирован Православной Церковью, 21 мая стало в царской России ежегодным днём его памяти.




Царь Михаил Фёдорович Романов

Вспоминая Минина, Святейший Патриарх Кирилл писал: "Во времена Смуты, 400 лет назад, мы имели дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера. Сохранить духовное первородство Православия и веру отцов, или дать ассимилировать Русскую Православную Церковь? Именно так стоял вопрос в 1612 году. Очевидно, что если бы тогда не устояла Россия, то прочие православные народы, находившиеся под османским гнетом, также потеряли бы надежду сохранить свою религиозную идентичность. По существу, Минин и Пожарский не просто освобождали Москву от интервентов - они защищали судьбу Вселенского Православия".

Вспомним и мы. И поклонимся светлой памяти человека, отстоявшего веру и Отечество в условиях, когда казалось, что спасения ждать уже неоткуда.

Польское нашествие, История Отечества, Православие, Век семнадцатый, Минин и Пожарский, Люди и судьбы

Previous post Next post
Up