День 2 мая - особенный в истории Великой Отечественной войны. Именно 2 мая завершилась битва за Берлин. После этого окончательная победа над нацистской Германией стала лишь вопросом ближайшего времени.
Разумеется, фотокорреспондентов, которые могли запечатлеть подвиг Егорова, Кантарии
и Береста (прямо-таки три былинных богатыря сошли со страниц детских книжек, чтобы поставить
жирную точку в истории Великой Отечественной войны) во время боёв за Рейхстаг не было.
Бои шли ожесточённые, за каждый этаж, и корреспонденты, даже если и не погибли бы, непременно
остались бы без аппаратуры. Так что дошедшие до нас фото красного знамени над Рейхстагом -
постановочные. Что не умаляет их ценности - ведь изображены на них подлинные герои
Битвы за Берлин на настоящем Рейхстаге.
Немцы превратили Берлин в неприступную крепость. Более 60 километров - сплошная полоса укреплений. Засевшие там эсэсовцы получили приказ драться до последнего. Эту полосу оставалось только прогрызать - шаг за шагом, метр за метром. Миф, что Жуков бестолково перемалывал свои войска в бессмысленных лобовых атаках - по-другому взять Берлин (а его необходимо было взять, чтобы закончить войну) не получилось бы. Миф и то, что огромные потери во время Битвы за Берлин - результат "совкового" стремления непременно взять Берлин собственными силами. Если бы штурм Берлина был предоставлен западным союзникам, они вынуждены были бы нести точно такие же потери. А если бы, паче чаяния, немцы капитулировали перед ними без боя - это означало бы только одно: присоединение англо-американцев к нацистской коалиции и затягивание войны на неопределённый срок. А возможно - и перерастание её в ядерную. Планы нападения на СССР у Черчилля на тот момент были, планы использовать для этого нападения побеждённые, но ещё не разгромленные войска гитлеровцев были тоже (операция "Невозможное"). И одному Богу известно, что в итоге остановило англосаксонских стервятников. Вероятно, успешный штурм Берлина советскими войсками стал не последним аргументом.
Миф также и то, что советские войска стремились непременно овладеть Берлином к 1 мая и из-за этого, якобы, несли неоправданные потери. Историки патриотической направленности единогласно свидетельствуют, приводя телефонный разговор между Жуковым и Сталиным, в ходе которого "маршал Победы" жаловался верховному, что никак не успевает взять город к 1-му, на что Сталин ответил: "Берегите людей, Георгий Константинович. Нам теперь спешить уже некуда". Люди в 1945 году Сталину были действительно нужны. Нужны настолько, что он даже согласился помиловать коллаборационистов (вопреки собственному же указу, предписывавшему таковых вешать), казнив только наиболее одиозные фигуры, вроде Власова или Краснова. Кстати, в том, что касается Великой Отечественной войны я вообще склонен доверять только историкам патриотической направленности, и не только в силу того, что они мне наиболее симпатичны. Просто какая может быть вера тем, кто, подобно Владимиру Резуну ("Виктору Суворову"), изменил воинской присяге (совершив грех клятвопреступления) или тем, кто этот грех сознательно оправдывает? Единожды солгавший, кто тебе поверит?
Истинные причины огромных потерь Красной Армии в Битве за Берлин лежат в чисто военной плоскости. Красная Армия имела громадное преимущество в бронетехнике (5 - 6 раз по подсчётам Ильи Мощанского). Но на узких улицах Берлина, где каждый дом эсэсовцы превратили в крепость, это преимущество превращалось в недостаток. Танки просто не могли наступать по этим улицам в таком количестве, много бронетехники вынуждено было простаивать в ожидании своей очереди двинуться в бой - и эти танки становились удобной мишенью для немецких фаустников (фаустпатрон с расстояния 60 м легко пробивал броню толщиной 200 мм, а такой толстой брони у советских танков не было).
Немецкие фольксштурмисты-фаустники.
Пехоте же нередко приходилось наступать без прикрытия бронетехники (которая не могла пробиться). В таких условиях бесспорное преимущество оказывалось у обороняющейся стороны, укрывавшейся в зданиях и в укреплённых бункерах. Вот и потери.
Надо не зубоскалить по поводу "мясника" Жукова, а в ноги поклониться тем, кто эту страшную битву вынес на своих плечах, кто в, казалось бы, безнадёжной ситуации не отступил, не дрогнул и добил нацистского зверя в его логове. Да приимет Милосердный Господь этих героев в обителях праведных!
Стоит отметить, что когда наступление советских войск на Зееловских высотах застопорилось из-за мощных укреплений врага и его отчаянного сопротивления, Сталин распорядился развернуть на Берлин часть сил 1-го Украинского фронта маршала И.С. Конева - 3-ю и 4-ю гвардейские танковые армии. На окраинах Берлина эти войска (находившиеся под командой опытных военачальников П.С. Рыбалко и Д.Д. Лелюшенко) были остановлены, но свою роль они сыграли, оттянув на себя гитлеровские резервы, которые в противном случае были бы использованы против Жукова.
Иван Степанович Конев
Д.Д. Лелюшенко и П.С. Рыбалко - командармы соответственной 4-й и 3-й гвардейских
танковых армий.
Берлин был окружён советскими войсками по всем правилам военной науки. Но Гитлер собирался оборонять свою столицу до последнего - в надежде на раскол антигитлеровской коалиции. Поэтому - опять-таки по всем правилам военной науки - город пришлось штурмовать, добивать окружённую группировку. Вопреки распространённому мнению о нём, Жуков подошёл к планированию операции чрезвычайно ответственно.
"Готовя наступление, - писал он впоследствии, - мы полностью отдавали себе отчёт в том, что немцы ожидают наш удар на Берлин. Поэтому командование фронта во всех деталях продумало, как организовать этот удар наиболее внезапно для противника". Жуков на полную, что называется, использовал всевозможные военные хитрости - отвлекающие манёвры, ложные наступления, усиленные оборонительные работы на направлении главного удара. Новым словом в тактике, которое удалось сказать Жукову в ходе Битвы за Берлин, стало использование зенитных прожекторов, направленных на вражеские позиции. Наступление началось ночью. Мощный свет прожекторов ослепил оборонявшихся немцев, советским же войскам эти прожекторы освещали дорогу и указывали цели. В итоге оборона на Зееловских высотах пала.
Маршал Георгий Константинович Жуков за рабочим столом.
Русское наступление на Зееловских высотах при свете прожекторов.
30 апреля 1945 года над Рейхстагом взвился Красный флаг. 2 мая гарнизон Берлина капитулировал. К этой капитуляции непосредственное отношение имел командир знаменной группы, водрузившей над Рейхстагом знамя Победы, герой-украинец лейтенант Алексей Берест. Немцы, забаррикадировавшиеся в подвале Рейхстага, требовали переговорщика чином не ниже полковника. С трудом достали полковничий мундир, кое-как натянули его на богатыря-лейтенанта. Вот как описывает переговоры В.Р. Мединский в своей книге "Война. Мифы СССР":
Алексей Берест, ветеран Битвы за Берлин, Герой Украины
"Впереди шел боец с белым флажком, подсвечиваемым карманным фонариком. За ним - Берест. Навстречу вышла немецкая делегация.
- Я слушаю вас, господин полковник, - сухо начал Берест. - Докладывайте, зачем приглашали на переговоры.
Немца передернуло от этого «докладывайте», но он собрался и доложил: немцы оставят Рейхстаг, если их выпустят в сторону Бранденбургских ворот. Обычно невозмутимый лейтенант (а временно полковник) взорвался:
- От имени советского командования требую безоговорочно капитулировать. Даю тридцать минут. Если по истечении этого времени вы не капитулируете, будет отдан приказ выкурить вас из подвала. На этом переговоры заканчиваю.
Все требования были выполнены".
Утром 1 мая 1945 года в переговоры с советскими войсками вступил начальник штаба верховного командования сухопутных войск Германии генерал Ганс Кребс. Лично зная многих советских военачальников (в частности, Г.К. Жукова) и безукоризненно владея русским языком, Кребс попытался договориться о перемирии. Идея перемирия была решительно отвергнута. Получив требование безоговорочной капитуляции, Кребс в тот же вечер застрелился. После самоубийства Кребся генерал Вейдлинг решил больше не искушать судьбу и 2 мая 1945 года подписал приказ о капитуляции берлинской группировки. В первом часу ночи 2 мая радиостанции 1-го Белорусского фронта получили сообщение на русском языке: "Просим прекратить огонь. Высылаем парламентёров на Потсдамский мост". В 6 часов утра Вейдлинг лично прибыл в расположение советских войск и сдался в плен. Битва за Берлин победоносно завершилась.
И хотя впереди у нашей армии была ещё труднейшая Пражская операция, завершившаяся только 11 мая, уже после официально объявленной Победы, взятие Берлина и капитуляция его гарнизона сделали разгром вермахта неминуемым. Управление своими войсками немцы потеряли окончательно. В последнем сообщении ставки Дёница, преемника Гитлера на посту руководителя нацистского государства, по словам Мединского, говорилось: "Сведений о группах армий Леера, Рендулича и Шернера штаб верховного главнокомандования до сих пор ещё не получил". О группах армий!!! Связь между германскими войсками была полностью нарушена, советским связистам пришлось восстанавливать её заново, чтобы отдать приказ о капитуляции. В вермахте воцарилась анархия. "Образцовая военная машина" начала работать вхолостую - и в этом непосредственная заслуга тех, кто пал у стен Берлина.
Советский плакат 1945 года
И чтобы окончательно закрыть вопрос о "заваливании трупами", дерзну высказать следующие соображения. Говорят: лучшая похвала - из уст врага. Что ж, вот оценка действий Красной Армии командующего обороной Берлина генерала Вейдлинга - да-да, того самого, о котором только что шла речь:
"Я считаю, что основными чертами данной операции русских, как и в других операциях, является следующее:
- Умелый выбор направлений главного удара.
- Концентрация и ввод крупных сил, и в первую очередь танковых и артиллерийских масс, на участках, где наметился наибольший успех, быстрые и энергичные действия по расширению созданных разрывов в немецком фронте.
- Применение различных тактических приемов, достижение моментов внезапности, даже в случаях, когда наше командование располагает данными о предстоящем русском наступлении и ожидает это наступление.
- Исключительно маневренное руководство войсками, операция русских войск характеризуется ясностью замыслов, целеустремленностью и настойчивостью в осуществлении этих планов."
Уличные бои в Берлине
Этот же Вейдлинг, получив 23 апреля 1945 года приказ Гитлера о назначении командовать обороной Берлина, пробормотал ставшее хрестоматийным: "Замените расстрелом!" Нужны ли к этому какие-либо комментарии?