Прага - 1945: люди, факты, комментарии.

May 12, 2015 14:41

Последней стратегической наступательной операцией Красной Армии в годы Великой Отечественной войны стала Пражская операция. Командовавший немецкими войсками в Чехословакии фельдмаршал Шёрнер отказался исполнить приказ о капитуляции перед советскими войсками, сославшись на то, что его фельдъегерей "перехватывают чешские повстанцы". Группа армий "Центр" под командованием Шёрнера продолжила ожесточённое сопротивление советским войскам. Теперь, правда, они уже не рассчитывали выиграть войну или заключить сепаратный мир и союз с западными демократиями. Единственная их цель состояла в том, чтобы уйти в американскую зону оккупации, избежав тем самым справедливого возмездия со стороны СССР. Но ради этой цели они готовы были драться насмерть - терять им было особо нечего.

9 мая, на рассвете, уже после официально объявленной капитуляции Германии, когда на всех остальных участках фронта гитлеровский войска активно складывали оружие, к Праге подошли 3-я и 4-я танковые армии 1-го Украинского фронта. Командовали армиями соответственно генералы П.С. Рыбалко и Д.Д. Лелюшенко [1].



Павел Семёнович Рыбалко. Украинец, уроженец Сумской области



Дмитрий Данилович Лелюшенко. Украинец, уроженец РСФСР.


Лелюшенко вспоминал: "На аэродроме Рузине мы получили по радио от М.Г. Фомичёва донесение, из которого следовало, что его бригада уже в столице Чехословакии. В 3 часа 9 мая она вступила в центр Праги и теперь вела бой (здесь и далее выделено мной - М.М.) с фашистами у здания генерального штаба. Один из её батальонов воспрепятствовал эсэсовцам взорвать заминированный мост через Влтаву и вышел на её восточный берег, а другой, под командованием М.Ф. Коротеева [2], выбивал гитлеровцев из Пражского Кремля" [3]. Обратим внимание: акт о безоговорочной капитуляции Германии подписан, о Победе уже официально объявлено, а Лелюшенко "ведёт бои" и "выбивает гитлеровцев". Выбивает из той самой Праги, которую, по утверждению западных "историков" с большой дороги, давно освободили власовцы [4].

То, что в воспоминаниях Лелюшенко выглядит малозначительным эпизодом, на деле было кровавой драмой, стоившей жизни человеку, первым вступившему в Прагу. Звали этого человека Иваном Григорьевичем Гончаренко.



Иван Григорьевич Гончаренко. Украинец, уроженец Сумской области

О.С. Смыслов рассказывает, что танк Т-34, которым командовал Гончаренко, при вступлении в город был встречен ликующими чешскими повстанцами, один из которых вскочил на броню танка в качестве проводника. Целью Гончаренко (с ним, помимо собственного, было ещё 2 танка) являлся захват мостов через Влтаву - если бы гитлеровцы смогли эти мосты уничтожить, наступление Красной Армии они задержали бы на несколько дней, и вся Пражская операция оказывалась под угрозой срыва.

Около Манесова моста танки Гончаренко наткнулись на замаскированные самоходки противника, которые открыли по ним убийственный огонь. Ответным огнём советских танкистов две самоходки удалось подбить, однако, и танк Гончаренко получил прямое попадание. Доблестный украинец был тяжёло ранен, но продолжал командовать боем. Второе попадание вражеского снаряда вывело танк из строя, а Гончаренко был убит. Тяжёлое ранение получил чех-проводник. История сохранила его имя: Франтишек Соучек. Известны также фамилии нескольких советских танкистов  - Ковригин, Филиппов, Шкловский и Батырев [5]. У второго танка заклинило орудие и повредило ходовую часть. Экипажу пришлось покинуть танк и отстреливаться из автоматов.



Гончаренко с экипажем своего танка

Подоспевшая танковая рота старшего лейтенанта В.Т. Полегенького решила исход дела: вражеские самоходки были уничтожены, а мост - занят [6]. Позднее погибшего Гончаренко посмертно наградят Орденом Отечественной войны 1-й степени. А количество самоходок, против которых он принял свой последний бой, подсчитают точно. Тринадцать. Вдумаемся: тринадцать самоходок! Чтобы стало понятно, напомню, что по штатам численность самоходного артиллерийского полка Красной Армии составляла двадцать самоходок. То есть, около моста через Влтаву гитлеровцы врыли в землю немногим менее самоходного артполка. И с этим полком пришлось сражаться трём танкам Гончаренко.

Начальник штаба 4-го Украинского фронта Л.М. Сандалов тоже явно не слышал об "освобождении Праги власовцами" - и потому свидетельствует о том, что войска его фронта к 10 часам дня 9 мая "преодолев с боями более ста километров, тоже пробились в Прагу" [7].

В боях на подступах к Праге погиб полковник В.С. Гаев, командир 42-й гвардейской танковой бригады. А казакам и танкистам Иссы Плиева пришлось вести бои с немцами аж до вечера 10 мая [8].

Борис Полевой, прибывший в Прагу в качестве корреспондента "Правды", видит, что "кое-где улицы и целые районы пусты. Там баррикады, там бой. Особенно густо стреляют у трёх мостов. Там огонь ведёт артиллерия". В штабе пражских повстанцев писателю сообщают о "боях в центре, у заводов и у мостов". И о "танках во дворах". Когда Полевой прибывает к тюрьме Панкрац, обнаруживается, что там только что закончилась схватка с эсэсовцами [9].



Борис Полевой во время Пражской операции

Так что не "незначительные стычки" пришлось вести Красной Армии при вступлении в Прагу. Красной Армии пришлось иметь дело с мощными арьергардами, которые вполне могли на несколько дней задержать её наступление. И эти дни позволили бы Шёрнеру увести в западную зону оккупации свои главные силы.

Нельзя сказать, что Шёрнер проявлял самоуправство. Нет, он всего лишь выполнял решение, принятое на совещании у гросс-адмирала Дёница, преемника Гитлера. Совещание это состоялось 3 - 4 мая, вскоре после падения Берлина. И на нём было решено сдаваться везде, где по условиям Ялтинских соглашений должны встать американские и английские войска, и любой ценой держать фронт против Красной Армии [10]. Дёниц таким образом, продолжал курс, взятый ещё Гитлером - на раскол Антигитлеровской коалиции и сепаратный мир с западными державами с последующим выстраиванием единого фронта против СССР. А Шёрнер всего лишь буквально следовал данным ему инструкциям. Следование же этим инструкциям понуждало его, опять-таки любой ценой, дать Красной Армии бой за Прагу, куда, как он знал, стремились наши войска. Пусть бой не главными силами своих армий, а только арьергардом, но всё же полноценный бой. Таким образом, приходится ещё раз констатировать: Прага освобождена Красной Армией. Любые другие утверждения будут просто исторической спекуляцией с политическими целями.

А последний бой победоносной Красной Армии с войсками нацистской Германии произошёл аж 12 мая 1945 года. Семитысячная группировка войск СС под командой генерала Пюклера, участвовавшая в подавлении Пражского восстания, попыталась уйти в американскую зону оккупации, чтобы избежать возмездия. 10 мая эсэсовцам удалось достичь расположения американских войск. Однако, союзники отказались даже разговаривать с Пюклером. И тогда за 10 - 11 мая, на сильно пересечённой местности на границе двух зон оккупации, возле деревни Сливице эсэсовцы создали укреплнный лагерь - с окопами, пулемётными гнёздами, вкопанными в землю танками и САУ. На что они надеялись? Скорее всего, уже ни на что. Просто сдаваться славянским "унтерменшам" считали ниже своего достоинства. И теперь семь тысяч нацистских фанатиков готовились как можно дороже продать свои жизни.

Первым в бой с войсками Пюклера вступил партизанский отряд Е.А. Олесинского с символичным названием "Смерть фашизму!" Именно Олесинскому принадлежит главная заслуга в том, что деревня Сливице уцелела - ему удалось выманить из неё засевших там нацистов. Утром 11 мая к позициям Пюклера подошли регулярные части Красной Армии - 2-й гвардейский мехкорпус. А на рассвете 12 мая советские войска, подтянув артиллерию, открыли по позициям Пюклера шквальный огонь. Весь день висели над позициями эсэсовцев  советские истребители, расстреливая с воздуха вражеские укрепления. Эсэсовцы, по свидетельству А Меленберга, "дрались до последнего патрона, стреляя в уже победивших солдат". Пюклера нашли застрелившимся. Потери Красной Армии в этом последнем бою составили 56 солдат и 46 партизан, убитых 4 дня спустя после Победы.

___________________________________
Примечания.
[1] Вокруг этого названия - 1-й Украинский фронт - сейчас масса спекуляций. Фальсификаторы истории вовсю трубят, что Европу освободили украинцы. Что ж, командармы, освобождавшие Прагу, действительно были украинцами. Оба - и Рыбалко, и Лелюшенко. Вот только последний родился на территории Российской Федерации.
[2] Ну, уж Коротеев-то явно русский, безо всяких натяжек!
[3] Цит. по: Смыслов О.С. Кто освободил Прагу в 1945 г.? - М.: Вече, 2014. - с. 172.
[4] Даже такой апологет Власова и власовщины, как Кирилл Александров, вынужден констатировать: "После ухода 1-й дивизии (РОА - М.М.), на рассвете 8 мая в чешскую столицу вошла немецкая бронетехника, а гарнизон вермахта и войск СС оказывал сопротивление ещё 10 - 12 часов". Последнее, как видим из свидетельства Лелюшенко, явное преуменьшение.
[5] Из четырёх фамилий три - русские. Так что говорить об освобождении Восточной Европы украинцами явно не приходится. Украинцы участвовали в этом освободительном походе - но плечом к плечу с русскими братьями, открещиваясь от которых, нынешняя Украина отрекается и от собственных героев.
[6] Смыслов О.С. Кто освободил Прагу в 1945 г.? - М.: Вече, 2014. - с. 174 - 175.
[7] Там же, с. 170.
[8] Там же, с. 171 - 172.
[9] Там же, с. 180 - 181.
[10] Шаров Б. Пражская весна - 1945 // Военная история, 2015. - № 5.

Неизвестных героев не бывает, Прага в мае 1945-го, История Отечества, Великая Отечественная война, Конев, История Украины

Previous post Next post
Up