"Батальонъ": неожиданная удача российского кино

Feb 28, 2015 13:15

Обещанное продолжение про фильм "Батальонъ". О реальных исторических фактах, легших в основу фильма, я уже писал, настала пора поговорить о самом фильме.





Следует сразу сказать, что на экране я увидел именно то, на что хотел надеяться. "Батальонъ" - один из тех редких случаев, когда рекламный трейлер к фильму оказался намного хуже самого фильма. В рекламном ролике мы видим накачанных баб, ругающихся как на базаре и абсолютно не женственных с виду. Но при просмотре фильма такого ощущения не возникает. В фильме мы видим действительно хрупких девушек, решившихся идти на фронт с отчаяния, от осознания простой и страшной истины, что больше защищать Родину - некому. Мы видим юную барышню, мечтавшую до войны о карьере оперной певицы, но отправляющуюся на фронт после известия о гибели жениха. Мы видим дочь генерала, которую приводит к Бочкарёвой собственный отец, решивший пожертвовать ради Отечества последним, что у него осталось. Мы видим другую барышню, экзальтированно-восторженную, охваченную непритворным патриотическим порывом. И даже гнущая кочергу в одном из начальных эпизодов фильма Дуся-агрегат на деле оказывается очень ранимой. И она тоже мечтает о простом женском счастье. И ей тоже придётся переступать через себя, когда встанет необходимость в первый раз в жизни убить врага.



Дуся-агрегат пришла записываться в батальон к Бочкарёвой.
Которую весьма впечатлила, согнув в бараний рог кочергу.



И та же Дуся - в своём первом бою. Как хорошо видно, действует она очень неуверенно

У большинства девушек-ударниц - светлые и очень нежные лица. Они с трудом выдерживают многочасовые тренировки, когда Бочкарёва гоняет их на строевых и боевых занятиях, как заправских солдат. И какие у них счастливые улыбки после смотра, устроенного генералом Половцевым: тяжёлые испытания пройдены, их достижения признаны. Впереди - фронт, о котором они так мечтали... Им ещё предстоит понять, что самое страшное только начинается. Что самое страшное придёт к ним не в обличии придирчивого генерала-инспектора, а в обличии небритых немецких ополченцев-ландштурмистов - под этой маской окажутся опытные офицеры германского генштаба, профессиональные шпионы, которым раздавить любую из них - раз плюнуть. Что самое страшное - это не стоять навытяжку, ожидая решения начальства, а хоронить своих подруг, таких же, как они, молодых и хрупких, рвавшихся послужить Родине, но в глубине души продолжавших мечтать о своём, о женском, о том, что будет после войны. А самое главное - этим девочкам предстоит понять, что враг, который им противостоит, - это реальное Зло с большой буквы, люди только с виду, а внутри - чудовища, давно отказавшиеся от всего человеческого. И что пощады от этого врага не будет. И что самые дорогие погибают самыми первыми. Понимание приходит после того, как на позиции батальона доставляют тело девушки, которой поручено было сопроводить в штаб пойманного немецкого шпиона. И которую этот шпион по дороге просто задушил. И ещё сильней приходит понимание после того, как батальону приходится отражать химическую атаку. В ходе которой, помимо всего прочего, выясняется, что противогазов не хватает на всех...



Девичий батальон отражает химическую атаку.

Очень ярко показана в фильме атмосфера всеобщего разложения, охватившая армию после Февраля. Мы видим вконец распоясавшихся солдат, у которых появление девочек-ударниц вызывает только приступ глумливого хохота. Видим офицеров, отчаявшихся что-либо изменить и просто плывущих по течению. Видим утратившее всякое чувство реальности правительство в лице Керенского, чьи откровенно бредовые идеи и нежелание ничего знать о реальной ситуации на фронтах вызывают раздражение как у экранных героев, так и у зрителя. Мы видим, как жених одной из девушек-ударниц (тот самый, с известия о смерти которого начинается фильм и который неожиданно оказывается жив) не может попасть на фронт из-за того, что "бастующий" солдатский комитет его не пропускает. И канонада, доносящаяся с того самого места, где должен был находиться женский батальон, нисколько не впечатляет комитетчиков: "Бабальон? А что бабальон? Мы их на фронт не звали!"



Солдаты-комитетчики. Впрочем, солдатами их можно назвать только с очень большой натяжкой
Даже оружия при них не наблюдается.



И немудерно, что первая встреча девушек-ударниц с этим сбродом едва не закончилась
вооружённым столкновением. Честно говоря, мне от души жаль, что Бочкарёва в той сцене
так и не решилась отдать приказ стрелять на поражение.

К сожалению, очень правдоподобно выглядит роль, которую в фильме сыграл в судьбе женского батальона генерал Половцев. Половцев сменил на посту главнокомандующего войсками Петроградского военного округа отправленного на фронт Л.Г. Корнилова - Лавр Георгиевич, хоть и был республиканцем, своим бескомпромиссным патриотизмом и своим радением о судьбе армии пришёлся не ко двору у "временных". И Керенский заменил его своим ставленником.



Пётр Александрович Половцев.

СПРАВКА. Половцев (в дореволюционных источниках - Половцов) Пётр Александрович (1874 - 1964) - русский генерал, учёный-востоковед. Ветеран Русско-Японской войны и Отечественной войны 1914 - 1918 гг. (на штабных должностях). В момент Февральской революции находился в отпуске в Петрограде, где горячо поддержал переворот, работал в военной комиссии Государственной Думы. Сменив Корнилова в должности главнокомандующего войсками Петроградского округа, полностью потакал правительству Керенского и Совету рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в деле "демократизации" (на деле - деморализации) армии. Несмотря на это, после Корниловского выступления был смещён с должности. В феврале 1918 года, когда большевики заключили с австро-германцами перемирие, покинул Россию под предлогом своего желания продолжить участие в Великой войне, однако, вместо этого обосновался в Лондоне. Принимал участие в деятельности эмигрантских и европейских масонских лож, а вот от участия в Белом Движении уклонился. Вместо этого предпочёл стать владельцем казино...



Смотр Женского батальона генералом Половцевым.

По фильму, Половцев арестовывает Марию Бочкарёву за контрреволюционность и приказывает расформировать батальон после того, как изгнанная из батальона за распутство одна из "ударниц" (вероятно, на фронт она рвалась не врагов Отечества бить, а с солдатами шуры-муры крутить, но Бочкарёва подобные настроения пресекала беспощадно) пожаловалась ему на отстутствие в части солдатского комитета. А дальше следует очень сильная сцена: Наташа, дочь генерала (та самая, о которой я уже упоминал в начале статьи), выводит весь батальон к Зимнему, строит его и рапортует Половцеву, что в батальоне создан солдатский комитет, от имени которого она просит его освободить командира. Батальон простоял в строю всю ночь, несмотря на проливной дождь (примечательно, что Половцев уехал со службы под зонтом, в то время как девушки мокли).



"Забастовка" Женского ударного батальона

В фильме Половцев в конце концов вынужден был уступить. И на назначенных испытаниях отнестись к девушкам даже с большей лояльностью, чем вызволенная их стараниями из-под ареста Бочкарёва. Я не знаю, имел ли место подобный эпизод в действительности, но, учитывая характер Половцева и хаос, творившийся в армии, допускаю, что такое вполне было возможно.

В фильме вообще много сильных сцен. Тут и отсылка из батальона Наташи, оказавшейся беременной (Бочкарёва перед строем сказала ей: "Рожай ребёнка - за него мы и воюем!"), и гибель одной из девушек-ударниц от рук немецкого шпиона, и сцена прощания батальона с погибшей, после которой эти девушки меняются радикально. Восторженные девчонки, в душе которых, по сути, не было ничего, кроме патриотического воодушевления, именно в этот миг превращаются в солдат, готовых не только погибнуть, но и воевать. И закономерное следствие - успешный захват ими немецких позиций (действительно имевший место в июле 1917-го, о чём я писал в предыдущей статье). Но, пожалуй, самая сильная сцена всего фильма - это его финал. Как мы помним, жених одной из девушек-ударниц, разуверившись в возможности повлиять на Керенского и убедившись в полной его неадекватности, отправляется на фронт. И там узнаёт об успешной атаке батальоном Бочкарёвой вражеских позиций и о том, что ударницы просят о подкреплении. Естественно, он рвётся на выручку своей возлюбленной, которой угрожает смерть. Но солдаты комитетчики выкатывают пулемёт и категорически отказываются "пропускать офицеров". И тогда молодой подпоручик вместе с присутствующим при этом командиром полка и его адъютантом, срывают с себя погоны: "Только офицерам нельзя? Нет здесь больше офицеров! Пропустите!"



Немцы атакуют позиции Ударного батальона. Девушка на переднем плане сейчас погибнет



Молебен на позициях Женского батальона.



Девушки-ударницы с трудом отбиваются от наседающих немцев

А между тем, немцы навалились превосходящими силами на девушек. И Бочкарёва, имеющая реальный фронтовой опыт, понимает, что батальону не выстоять, что гибель неизбежна. И вот, в тот самый миг, когда она прощается со своими подопечными, издали доносится громовое "Ура!" Солдаты, воодушевлённые неожиданным поступком офицеров, всё-таки пришли. Мужчины всё-таки вспомнили, что они - защитники Отечества, что воевать надо - если не за правительство и его не совсем понятные интересы, то хотя бы за этих вот девчонок, беспощадно истребляемых убийцами в серых мундирах. Честно говоря, я с трудом удержался, чтобы не закричать во весь голос: "Наши!!!"
Сцена, конечно, малодостоверная. В реальности солдатский комитет, твёрдо решивший не воевать, офицеров бы не пропустил, а над их порывом посмеялся бы точно так же, как смеялся над девчонками-ударницами. Дисциплину на фронте удалось восстановить только Корнилову и только принятием самых драконовских мер. И только на короткое время. Но в этой сцене есть нечто большее, чем просто правда факта. Здесь - правда русского характера. Как бы низко ни пал человек - всегда для него остаётся возможность для покаянного перелома. И русский человек, вспомнивший о Боге, о Родине и о совести, ещё способен своротить горы. В этом эпизоде - правда цели, правда смысла. Народу наглядно продемонстрировали, каким должен быть русский человек - даже после своего тяжелейшего грехопадения. И в этом - воспитательное значение фильма.



Бочкарёва прощается со своими ударницами. Надо отдать должное актрисе -
справилась она со своей ролью достойно.

На фоне всего вышеперечисленного досадным недоразумением выглядят некоторые слабые сцены, без которых вполне можно было бы обойтись. Например, в эпизоде с газовой атакой мы видим, что одной из девушек не хватило противогаза. Видим, как она судорожно мечется по блиндажу, как начинает задыхаться... Этим можно было бы и ограничиться. Трагизм ситуации передан на предельном накале. Зачем было режиссёрам фильма показывать, как её, под воздействием отравляющих веществ, начинает рвать? Да. такое, конечно, было, но зачем это тащить на экран? Чтобы боль от гибели этой юной жизни и ужас от безвыходности ситуации заглушить естественным (в большинстве нормальных людей) чувством брезгливости к подобным физиологическим отправлениям? Чтобы вызвать нездоровые смешки подростковой аудитории? Не понимаю!

Не понимаю я и сцены, где Бочкарёва заставляет (причём с бранью, с оскорблениями) двух ударниц на учениях бить друг дружку. Нет, конечно, на занятиях по боевой подготовке ситуации должны быть максимально приближены к боевым, никто не спорит. Никто не спорит и с тем, что "немец будет бить по-настоящему". И всё-таки сцена кажется мне психологически недостоверной. После такого взаимного мордобития что будут чувствовать подвергшиеся ему ударницы друг к дружке? И что они будут чувствовать к Бочкарёвой? Если вспомнить, то аналогичные сцены в Лейб-Гвардии Семёновском полку в 1820-м году привели к бунту полка и отставке его командира. Потому что батальон всё-таки должен быть слаженным коллективом, члены которого готовы без раздумья умереть друг за друга и без раздумья выполнить данный им приказ. А методы, которые в фильме использует Бочкарёва, этим целям только помеха.



Бочкарёва и её ударницы в Петрограде



Учения Женского ударного батальона

Но хотя эти сцены и выглядят явным диссонансом на общем фоне, не они создают впечатление. Фильм получился сильным. И нужным.

История Отечества, Кино, Первая Мировая война, Культурология

Previous post Next post
Up