Как фельдмаршал Суворов экумениста сыграл

Dec 16, 2014 12:34

В 1799 году по поручению императора Павла Александр Васильевич Суворов возглавил объединённую русско-австрийскую армию. Этой армии надлежало действовать против французских республиканских войск и освободить от оккупации Северную Италию.



Помимо вопросов чисто военных, Александру Васильевичу пришлось решать в Италии множество административных, политических и идеологических вопросов. И один из них состоял в выстраивании отношений с католической церковью.


Суворов был человеком православным. Не только по рождению и крещению, но и по убеждению. Его искренняя набожность засвидетельствована неоднократно, во время своей вынужденной изоляции в Кончанском он прислуживал в храме. Даже при дворе императрицы Екатерины Суворов твёрдо держал все церковные посты - и императрица смирялась с его привычками. Тем интереснее взглянуть, как этот православный радикал действовал, будучи погружён в иноверную среду.

Суворов нагнал армию в Вероне. Местные жители устроили ему торжественную встречу, и немудрено: поначалу с восторгом приняв французов, говоривших о свободе и равенстве, итальянцы быстро убедились, что всего лишь променяли одних грабителей на других, гораздо более наглых. И в Вероне, по свидетельству мемуариста Я.М. Старкова (впоследствии - адъютанта Багратиона) произошёл следующий эпизод: "Когда фельдмаршал скрылся, в мгновение приёмная зала и комнаты наполнились русскими и австрийскими генералами, городскими чиновниками, духовенством и знатными вельможами. Через несколько минут из смежной комнаты вышел Суворов в мундире, поклонился всем, подошёл к католическому архиепископу и, наклонившись, принял благословение" [1].

А вот зарисовка из Милана, освобождённого армией Суворова 17 апреля 1799 года. Егор Фукс, приставленный Павлом к Суворову в качестве правителя походной канцелярии и сделавшийся горячим поклонником фельдмаршала, вспоминал, что навстречу Суворову выехал архиепископ Висконти в полном облачении и с крестом. Католический архиерей приветсвовал русского полководца цитатами из Библии, в ответ на что Александр Васильевич "тотчас соскочил с лошади и бросился целовать крест". А потом "со слезами на глазах расцеловал святого отца". На другой день Суворов почтил своим присутствием мессу, отслуженную в честь освобождения города в миланском соборе, и отстоял благодарственный молебен там же - молебен, совершавшийся явно не по православному чину [2].



Армия Суворова вступает в Милан. Хорошо видны фигуры католического духовенства.

Если читатели моего блога посчитали, будто я примером Суворова хочу оправдать экуменизм и призвать их к совместным молитвам с католиками, они крупно ошибаются. Я отношусь к экуменизму крайне отрицательно и ни в каких совместных молитвах ни с какими еретиками участвовать не буду (и уж тем более не буду советовать этого другим). Однако, Суворов - одна из немногих фигур, авторитетных для громадного большинства нашего народа, в том числе - и для "профессиональных" антиэкуменистов. У которых, если они, конечно, читают эти строки, наверняка возник некий когнитивный диссонанс.

А давайте не будем торопиться с выводами и задумаемся над тем, почему Суворов действовал именно таким образом. Александр Васильевич, как никто, понимал, что военые победы - это лишь половина успеха, что победу надо уметь закрепить, расположив к себе население. Сделать это можно было, лишь противопоставив французской пропаганде о "свободе и равенстве" (на которую клевали весьма многие) другую, столь же яркую пропаганду. И Суворов сделал ставку на религию и на пропаганду итальянского суверенитета. И если с последним всё было более-менее ясно - достаточно было распространять воззвания от имени свергнутых французами королей - то в качестве второй в Италии выступало католичество. Вот и попробуйте спрогнозировать реакцию рядовых итальянцев, которые слышали бы от Суворова призывы подняться на защиту ниспровергаемых и оскверняемых алтарей - и тут же видели бы его самого, демонстративно пренебрегающего их верой. Стали бы они слушать его призывы? Сильно сомневаюсь.

Суворов был набожный человек. И в его армии имелись полковые православные священники. Наверняка Суворов с ними советовался, какой образ действий принять в отношении католиков. И рассудив трезво вместе с ними - принял решение демонстрировать почтение к вере итальянцев. То, что при других обстоятельствах выглядело бы вероотступничеством и кощунством, в данном конкретном случае диктовалось военной и политической необходимостью. И, учитывая итоги Итальянского похода, полностью себя оправдало.

А теперь давайте задумаемся над тем, стоит ли нам осуждать наших архиереев за их контакты с иноверцами (которые до совместных молитв всё же не доходят). Нам точно известны их мотивы? Мы имеем дар прозорливости от Господа? Или, может быть, эти архиереи нам исповедовались? Да, Патриарх и многие епископы встречаются с духовными авторитетами неправославных и даже нехристианских конфессий, но для чего? Не для совместного ли противостояния терроризму и сохранения территориальной целостности России? Так пусть же пример Александра Васильевича Суворова удержит нас от греха осуждения. А своё отторжение от греха религиозного синкретизма лучше обратить на себя, а не на других.

__________________________________________________________
Примечания.
[1] Цит. по: Лопатин В.С. Суворов. - М.: Молодая гвардия, 2012. - с. 349. Жирный шрифт мой.
[2] См.: Лопатин В.С. Суворов. - М.: Молодая гвардия, 2012. - с. 354.

История Отечества, Суворов, Апологетика, Православие, Моя история меня бережёт, Век восемнадцатый

Previous post Next post
Up