Нормандия - 1944. Есть ли нам, что праздновать?

Jun 06, 2014 23:46

Ровно 70 лет назад началась операция "Оверлорд" - крупнейшая десантная операция в мировой военной истории, в ходе которой англо-американские войска высадились на побережье Франции, открыв Второй Фронт в Европе. В этой связи хотелось бы немного порассуждать на тему о том, чем это событие являлось в отечественной истории и стоит ли нам его праздновать.




Прежде всего, соглашусь с нашим министром культуры В.Р. Мединским, что так, как изображено на этом советском плакате, надо было сделать ещё в 1941-м. Надо сказать, что консультации между руководством СССР и представителями Англии и США начались вовремя, именно в 1941-м году, с нападением гитлеровской Германии на нашу страну. И Черчилль тогда же с высокой парламентской трибуны призвал поддерживать СССР. Только вот второй фронт в Европе западные державы так и не открыли. Ни в 1941-м, ни в 1942-м. Ни даже в 1943-м, когда перспективы окончания войны наметились уже достаточно ясно, а английский король Георг даже прислал жителям освобождённого Сталинграда подарочный рыцарский меч с выгравированной на нём надписью: "Жителям Сталинграда, твёрдым как сталь". Вот только английских войск нам в помощь так и не прислал...

И здесь уже встаёт второй, достаточно непростой вопрос: почему? Почему западные союзники тянули с открытием Второго Фронта до последнего? Советская пропаганда времён Холодной войны отвечала на этот вопрос просто и уверенно: западные демократии просто выжидали, чья возьмёт, чтобы за несколько дней до победы поддержать победителя. Такая точка зрения до сих пор в патриотических кругах весьма популярна. Она льстит нашему самолюбию, позволяя сколько угодно лелеять старые и взращивать новые обиды, мечтая о скором "последнем и решительном", однако, совершенно и категорически не разделяется историками западными, среди которых есть люди весьма разнообразных взглядов, и далеко не все из них - энтони биворы. Думается, что, как это ни прискорбно для нас, в данном вопросе следует согласиться именно с западными историками. Во-первых, им изнутри своих стран как-то виднее, что там и почему происходило в те сороковые-роковые. Во-вторых, точка зрения советской пропаганды сильно упрощает ситуацию, которая на самом деле была гораздо сложнее. Да, безусловно, западным демократиям быстрая победа Сталина над Гитлером была категорически не выгодна, а ослабление России в ходе затяжной войны - ещё как. Безусловно, американские деловые круги решали массу собственных экономических проблем на поставках оружия и военной техники в СССР. Война поглощала всё - а значит производственные мощности ВПК можно было наращивать практически до бесконечности, попутно решая проблему с безработицей и снижая социальную напряжённость. Но так было только до декабря 1941 года, когда территория США подверглась агрессии со стороны Японии.



Япония была давним конкурентом США в Тихоокеанском регионе. Вступление её в войну существенным образом задевало геополитические и внешнеэкономические интересы США. Кроме того, ВПК теперь можно было использовать прежде всего для нужд собственной армии, а её мобилизация частично решала проблемы с безработицей. А вот в участии миллионов штыков Красной Армии в конфликте на Дальнем Востоке США оказывались кровно заинтересованы. Макс Хастингс пишет [1], что с начала 1942 года американская администрация усиленно прощупывала почву для открытия Второго Фронта в Европе, который ускорил бы падение гитлеровского режима и высвободил бы силы союзной американцам Красной Армии для войны на Дальнем Востоке. Особенно усилились эти попытки с начала 1943 года, когда успешное завершение Сталинградской битвы даже самым завзятым скептикам доказало устойчивость советского режима и его способность довести войну до победного конца.

Но для полноценного Второго Фронта американцам нужен был плацдарм в Европе (средств обеспечить быструю доставку крупных войсковых контингентов через океан в то время ещё не существовало), а вот его-то Англия (последняя европейская держава, оставшаяся вне сферы гитлеровского влияния) как раз и отказывалась предоставить своим единокровным и единоверным заокеанским братьям. И вовсе не потому, что не хотела усиления СССР. В 1943 году этот мотив для Англии был уже не актуален. Красная Армия билась под Курском, Орлом и Белгородом. Высадка союзников в Западной Европе открывала для них возможность быстро и без участия "этих страшных русских" разгромить нацистскую Германию, после чего в Европе автоматически устанавливалась бы англо-американская гегемония, которой ослабленный Советский Союз никак не смог бы помешать. Секрет был прост: после катастрофы в Дюнкерке Англия просто-напросто панически боялась связываться с немцами. Для таких страхов имелись серьёзные основания. Бронетехника нацистской Германии практически по всем параметрам превосходила аналогичную бронетехнику союзников (что служило предметом постоянных горьких шуток в их рядах), да и моральный дух немецких солдат, объединённых мыслью о своей избранности, был существенно выше, чем у их английских коллег, готовых оборонять до последнего свой остров, но совершенно не готовых идти в какую-то там Европу и кого-то там спасать. Да и спасать, собственно, было уже некого: большая часть Европы сражалась с русскими под Курском. Французская армия охотно подчинилась коллаборационистскому "правительству" Петэна - Лаваля, французские лётчики в Северной Африке доказали свою готовность сбивать английские самолёты ради своих серомундирных хозяев [2]. А самое главное - волю английского командования парализовывал страх неминуемого поражения.



Тегеранская конференция Антигитлеровской коалиции в 1943 году.
Именно на ней было принято окончательное решение об открытии Второго Фронта

Что же изменилось в 1944-м? Изменилось то, что Красная Армия вступила в Европу. Сталин выполнил обещание, данное им на Тегеранской конференции - знаменитые "Десять Сталинских Ударов" были нанесены и кончились полным успехом Красной Армии. Стало ясно, что СССР вполне может выиграть войну и без помощи англосаксов, а поскольку Советские войска маршировали теперь уже не по дорогам Смоленщины, а по улицам польских, румынских и венгерских городов, всё более осязаемо вырисовывалась перспектива послевоенной гегемонии СССР. Вот с этим согласиться Англия никак не могла. Нужно было срочно вмешиваться в ситуацию, чтобы разделить лавры победителей с маршалом Сталиным и по возможности сузить сферу советского влияния. Если же "доблестные" английские войска  снова начнут терпеть поражения, как в 1940-м, то победоносная Красная Армия непременно выручит, не допустив до окончательной катастрофы. Англичане дали согласие американцам на сосредоточение их войск на территории своей страны. И 6 июня 1944 года - начали.

Надо сказать, что практически параллельно с открытием Второго Фронта англо-американское руководство начало тайные переговоры с нацистской верхушкой о капитуляции Вермахта перед западными союзниками с последующим выстраиванием единого фронта против "большевиков". И только героизм советских разведчиков позволил эти переговоры сорвать и не допустить перерастания Второй Мировой войны сразу в Третью.



День D. Англо-американские войска на пути в Нормандию.

Так чего больше было нашей стране от открытия Второго Фронта - пользы или вреда? Советские газеты от 6 июня 1944 года, как указывает священник Александр Цыганков [3], исполнены ликования, и даже слово "Бог" написали с заглавной буквы, цитируя Эйзенхауэра. Советская наглядная агитация также испытывала к наконец-то объявившимся на фронте союзникам самые тёплые чувства, чему вернейшее доказательство - вот этот плакат:



И немудрено, ибо знаменитая русская пословица про обещанное, которого три года ждут, в данном случае исполнилась буквально. Но, если разобраться трезво, Второй Фронт только навредил Красной Армии. Разведке теперь приходилось следить не только за нацистским генералитетом, но и за военным и политическим руководством союзников, чтобы при необходимости пресечь сепаратные переговоры. Красной Армии, которая в отсутствии Второго Фронта могла бы идти вперёд не спеша, экономя каждую солдатскую жизнь, теперь приходилось поневоле торопиться, чтобы успеть в Берлин раньше союзников - иначе, гляди того, "союзнички" не только оставили бы СССР, вынесший на своих плечах основную тяжесть войны, на бобах, но ещё и территориальных уступок могли бы потребовать - о том, что такое было возможно, красноречиво свидетельствует сегодняшняя позиция ПАСЕ, фактически переложившей ответственность за Вторую Мировой войну с фашистского блока на СССР. Кроме того когда немцы предприняли наступление в Арденнах, Красной Армии пришлось форсировать собственное наступление, чтобы спасти "союзников" от окончательного разгрома. Что также стоило лишних потерь. Про то, как у нас пытались украсть нашу Победу, я у себя в ЖЖ уже писал.



Высадка англо-американских союзных войск в Нормандии. Согласитесь, впечатляющее зрелище.
Всего было высажено 3 миллиона (!!!) человек десанта. И это под огнём вражеской артиллерии!

Так что же? Нечего нам было праздновать в Нормандии 70 лет спустя? Я так не думаю. Ибо, несмотря на все подлости английского правительства, тысячи американских и британских солдат, простых парней всё-таки переправились через Ла-Манш под огнём вражеских береговых батарей. Всё-таки пошли в атаку, несмотря на подавляющее превосходство немцев в технике (а англичане - ещё и несмотря на печальный опыт поражений). И победили в Битве за Нормандию. И пусть их вклад в нашу общую победу несопоставим с вкладом русского народа и русской армии, но доблесть они проявляли настоящую. В этой страшнейшей из войн не должно быть неизвестных героев. Вечная память вам, наши американские и английские друзья! В отличие от разных черчиллей и трумэнов, вы честно исполнили свой долг. Покойтесь с миром!

___________________________________________________________
Примечания.
[1] И ему можно верить, ибо он весьма критически относится к действиям англо-американской коалиции
[2]  В 1944-м англосаксы сполна отыграются за это на французах
[3] http://partizan-1812.livejournal.com/104713.html

Союзники, История Отечества, Великая Отечественная война, Восток - Запад

Previous post Next post
Up