Наконец-то нам дали приказ наступать

Dec 05, 2021 23:00


К 80-летию начала советского контрнаступления под Москвой
Вот и снова на календаре 5 декабря, особая дата в нашей истории. 5 декабря 1941 года русские войска, объединенные под общим командованием генерала (впоследствии маршала) Георгия Константиновича Жукова, остановив наступление немецко-фашистских войск на Москву, перешли в контрнаступление, отбросив захватчиков на 200 километров от столицы. И хотя Великая Отечественная война продолжалась ещё долгих 3,5 года, непосредственная угроза столице (а значит и угроза независимости нашей страны) была ликвидирована.




О первом, оборонительном этапе Битвы за Москву я имел удовольствие писать здесь. Планы вермахта на Московскую битву были масштабными и с оперативной точки зрения безупречными. Используя численное превосходство своих войск и их больший, по сравнению с Красной Армией, боевой опыт, нацисты спланировали наступательную операцию с двойным окружением - то, что впоследствии удалось осуществить советскому командованию при освобождении Белоруссии. Предполагалось сначала рассечь на части и окружить советские войска восточнее Москвы, а затем, обойдя столицу с севера и с юга, блокировать Москву, изолировать её от возможных подкреплений и не спеша удушить. Гитлер рассчитывал, что с падением советской столицы окончится и война, а если и не окончится, то советские войска будут сильно деморализованы, а значит дальнейшему продвижению вермахта на восток сильного сопротивления ожидать не приходится.

На первых порах немецкое наступление развивалось успешно, однако разгром войск нескольких армий восточнее и южнее Москвы не привёл к крушению обороны. Самоотверженное сопротивление ополченцев и курсантов, на несколько бесценных дней задержавших наступление врага, позволило перебросить под Москву резервы и восстановить фронт. Вставший во главе всей Московской обороны Жуков хорошо знал стратегию Вермахта, основывающуюся на фланговых обходах подвижными соединениями и "клещах". Поэтому Жуков поставил на флангах самые надёжные войсковые объединения (в частности, 16 армию Константина Рокоссовского). А центр, который немцы не тревожили, использовал в качестве стратегического резерва, спокойно снимая оттуда войска и перебрасывая на подкрепление фланговых группировок. Это позволило Жукову удержать оборону до подхода подкреплений, а заодно - не спеша укрепить свои позиции в центре, прикрыв их минными полями. И когда 1 декабря 1941 года немецкий командующий Ф. фон Бок сообразил, что у Жукова в центре позиции - уязвимое место, и направил туда удар своих резервов, их встретили достойно. За три дня резервы фон Бока были перемолоты, Жуков же свои резервы сохранил.



Г.К. Жуков руководит обороной Москвы.

4 декабря 1941 года бойцами Красной Армии была захвачена полевая почта одной из немецких частей. Письма легли на стол советского командующего. И в них Жуков увидел: "Если бы нам удалось теперь выбраться из России, - писал один из немецких солдат домой, - то для нас не было бы большей радости, потому что пребывание здесь - это самоубийство". Эти настроения так или иначе сквозили почти во всех письмах. И Жукову стало ясно: наступательный порыв вермахта выдохся. Можно начинать.

План контраступления у него был составлен заранее. Калининский фронт под командованием Ивана Конева наносил удар в направлении Калинина, имея своей задачей разбить 9-ю полевую армию вермахта и выйти в тыл группе армий "Центр". Юго-Западному фронту Семёна Тимошенко предстояло наступать в районе Ельца, окружить и уничтожить группировку вермахта на елецком направлении и содействовать успеху Западного фронта. Главный же удар наносил именно Западный фронт под личным командованием Жукова. Войскам этого фронта ставилась задача разгромить ударные группировки противника в районе Клина, Солнечногорска и Истры, а также вражеские войска, сосредоточенные к югу от столицы.

Несмотря на то, что к Москве активно подтягивались резервы, и Жуков эти резервы сумел сохранить, численное превосходство к началу наступления оставалось на стороне вермахта. Вот таблица, отражающая соотношение сил (на основе книги: Балашов А.И., Рудаков Г.П. История Великой Отечественной войны. - СПб.: Питер, 2005.).

Показатель
Войска СССР
Войска Германии и её союзников
Соотношение сил

Численность, тыс. чел.
3400
4000
1:1,17

Танки, шт.
1954
1940
1,007:1

Орудия и миномёты, шт.
22500
26800
1:1,19

Самолёты, шт.
2238
2830
1:1,26

Видим, что РККА, имея небольшой перевес по танкам, заметно уступает по численности личного состава, по количеству орудий и боевых самолётов. Однако на войне далеко не всё определяется численностью войск. Немцы были измотаны предыдущими боями, а главное - неблагоприятными условиями. Вот когда сказался знаменитый сталинский приказ "Выгнать немцев на мороз"! Обмороженные, простуженные, вынужденные ночевать под открытым небом на декабрьских холодах (морозы в этот период не были сильными, но для торчащих под открытым небом немцев хватило и их), немецкие войска уже не имели той стойкости, которая была для них характерна на начальном этапе войны. Жуков же ввёл в бой абсолютно свежие силы. К тому же его солдаты прекрасно понимали, за что они сражаются. Понимали, что речь идёт не просто об очередном городе и даже не просто о столице, а о самом выживании русского народа. И потому рвались в бой. К тому же на стороне Жукова было техническое превосходство: советские танки имели лучшую броню и лучшую артиллерию, нежели немецкие аналоги, а уж техники, подобной РСЗО "Катюша" у немцев и в проекте не было.

Жуков торопился с наступлением. Поскольку наступательный порыв вермахта выдохся, логично было предположить, что гитлеровцы перейдут к обороне, укрепятся - и начнут на своих укреплённых позициях наращивать силы, чтобы по весне снова рвануть на Москву. Значит, следовало ударить по ним до того, как они успеют укрепиться, не дать занять оборону в непосредственной близости от Москвы.





5 декабря Калининский фронт И.С. Конева перешёл в наступление. Театр предстоящих боевых действий был им хорошо известен - именно Коневу с его фронтом приходилось держать оборону в районе Калинина. И отступать под натиском превосходящих сил немцев. Теперь настала пора возвращать уступленное. К исходу 9 декабря коневцам удалось прорвать оборону противника и оседлать шоссе Калинин - Тургиново. В результате силами двух армий, 31-й, и 29-й общевойсковых, создавалась угроза окружения калининской группировке противника. Немцы решили не искушать судьбу и отступили. 16 декабря войска Конева вступили в освобождённый Калинин (ныне Тверь). Развивая наступление, коневцы отбросили войска вермахта на 60 - 120 км от своих исходных рубежей и вышли на подступы к Ржеву. Благодаря действиям Калининского фронта было восстановлено железнодорожное сообщение между северо-западным и западным стратегическими направлениями.

Главные силы Жукова - Западный фронт - перешли в наступление днём позже. Наступление развивалось стремительно. 11 декабря от немецких оккупантов была очищена Истра, 12 декабря - Солнечногорск, 15 декабря - Клин. В ходе этого наступления снова, как и при обороне Москвы, отличилась 16-я армия Константина Рокоссовского, сорвавшая планы гитлеровцев закрепиться на рубеже Истринского водохранилища. 20 декабря войска Западного фронта освободили Волоколамск, на следующий день вышли к берегам рек Лама и Руза, отбросив нацистов на 90 - 110 км от Москвы. При этом наиболее подвижные части и соединения противостоящих вражеских войск были разгромлены. Наступать на Москву немцам стало нечем.

Одновременно 10-я армия генерала Филиппа Голикова (Западный фронт) перешла в наступление на Тульском направлении и к 15 декабря освободила Ясную Поляну. В это время 2-я немецкая танковая армия Гудериана тщетно пыталась взять штурмом Тулу. Наступление Голикова поставило Гудериана под угрозу окружения, и немецкий полководец, смекнув, что дело пахнет котлом, поспешно отвести свои танки на запад. Угроза Туле была ликвидирована. Отступление Гудериана позволило советским войскам уже к концу дня 16 декабря продвинуться на тульском направлении на 130 км.



Контрнаступление под Москвой. Освобождение Волоколамска



Контрнаступление под Москвой: русская пехота на фоне уничтоженного немецкого танка.

Уже 9-го декабря Жуков отдал приказ по войскам своего фронта: "1. Категорически запретить вести фронтальные бои с прикрывающими частями противника. Запретить вести фронтальные бои против укреплённых позиций, против арьергардов оставлять небольшие заслоны и стремительно их обходить, выходя как можно глубже на пути отхода противника. 2. Гнать противника днём и ночью. В случае переутомления частей выделять отряды преследования. 3. Действия наших войск обеспечить противотанковой обороной, разведкой и постоянным охранением, имея в виду, что противник при отходе будет искать случая контратаковать. Жуков". Теперь его заботой было обеспечить как можно меньшие потери: война ещё только началась, солдатские жизни ещё пригодятся. Поэтому Жуков категорически запрещает лобовые атаки, предприсывая вместо этого обходные манёвры с выходом на коммуникации отступающих немецких войск. Георгий Константинович верно рассчитал, что под угрозой окружения немцы сами начнут вытягиваться из своих опорных пунктов. Наступающие советские войска постоянно встречали на своём пути следы гитлеровских зверств: сожжённые вместе со всеми жителями деревни, растерзанные тела пленных красноармейцев. Немцы знали за собой эти преступления - и потому понимали, что пощады от победителей им ждать не приходится. Отступление вермахта благодаря верно выбранной Жуковым тактике превращалось в неорганизованное бегство. Правда, советским солдатам самим приходилось наступать, проваливаясь по грудь в сугробы - но зато солдатские жизни сберегались.

20 января следующего, 1942 года, следует новый приказ: "Приказываю преследование вести стремительно, создав на главных направлениях сильные ударные группировки и продвигая их параллельно отходящим главным силам противника.  Преследование широким фронтом с равномерным распределением сил, приводящее только к выталкиванию противника,  категорически запрещаю". Во главе наступающих войск Жуков думает не только о том, как уменьшить собственные потери, но и о том, как нанести максимальный урон врагу. Мало отогнать немцев от Москвы - в конце концов немцы остановятся и займут оборону, и важно сделать так, чтобы сил у них в этот момент было как можно меньше, чтобы эффективно противодействовать советским войскам немцы не смогли, даже засев на заранее подготовленных оборонительных рубежах. Иначе советские войска окажутся перед необходимостью штурмовать хорошо укреплённые позиции, защищаемые крупными вражескими силами, а это чревато новыми тяжёлыми потерями. А в перспективе - новым переходом неприятеля в наступление. С этой же целью максимального нанесения ущерба врагу по тылам немецких войск посылались подвижные соединения, в первую очередь - казачья конница, отличавшаяся исключительной манёвренностью на любом бездорожье. Отдельно оговаривалось требование "не давать врагу отводить технику и останавливаться в населённых пунктах".



Советское контрнаступление под Москвой.



Казачья атака в ходе Московской битвы

Одновременно с Западным фронтом Жукова перешёл в наступление и Юго-Западный фронт С.К. Тимошенко. Маршал, стратегические дарования которого с началом горбачёвской перестройки стало модным ставить под сомнение, уже 9 декабря успешно освободил от захватчиков Елец, а к 10 декабря сходящимися ударами перерезал дорогу на Ливны. Елецкая группировка немцев оказалась в окружении. За 10 дней войска Тимошенко смогли продвинуться на 100 км, нанеся тяжёлое поражение 2-й полевой армии вермахта и полностью уничтожив немецкий 34-й корпус. Кроме того, наступление Тимошенко оттягивало силы неприятеля от Тулы, где успешно развивалось наступление Голикова.

Донесения германского генералитета и дневники высокопоставленных чинов вермахта свидетельствовали о том, что фашистскими генералами овладело состояние, близкое к панике. "При появлении русского танка наши солдаты бегут без оглядки", - доносил в Ставку фон Бок. "Потери вооружения и снаряжения громадны. Уничтожаются или бросаются танки, орудия, самолёты", - вторил ему адмирал Канарис. Гудериан, откатываясь от Тулы, видит "плохо одетых, истощённых голодом солдат". Поражение немцев под Москвой приобретало катастрофические очертания.



Немцы отступают от Москвы.

К концу 1941 года советские войска успешно освободили от фашистских оккупантов десятки тысяч населённых пунктов. Заключительным штрихом Московской битвы стала Калужская наступательная операция, проводившаяся силами Западного фронта, начиная с 17 декабря. Наступление начала 49-я советская армия, форсировавшая Оку и развернувшая упорные бои за овладение Тарусой. Этим она сковала противостоящие силы вермахта, в то время, как 50-я армия быстро пошла в наступление и, пройдя за трое суток 90 км, ворвалась в Калугу. Бои за этот старинный город продолжались вплоть до 30 декабря 1941 года.

Всего в ходе контрнаступления под Москвой советскими войсками были разгромлены 38 фашистских дивизий, из них 15 - танковые и моторизированные. Вермахту было нанесено столь чувствительное поражение, что в голове Сталина созрела шальная мысль победоносно закончить войну уже в 1942 году. Конечно, привести эту мысль в исполнение тогда, зимой 1941 - 1942 годов не удалось, немцы заняли свои заранее подготовленные оборонительные рубежи и остановили советское наступление. Однако непосредственная угроза Москве (а значит - и независимости нашей страны) была ликвидирована.



Зима 1941 года. Советские войска идут в наступление


Битва за Москву: немцы сдаются

Рокоссовский, История Отечества, Жуков, Битва за Москву, Великая Отечественная война, Конев

Previous post Next post
Up