Христианство и бессмертная душа - понятия не совместимые. Могу рекомендовать еще раз прочесть статью той же АДАМАНТ "Отношение к смерти как критерий воцерковленности". Интересно - дам ссылку
( Read more... )
Мне вот что непонятно:Я читал аргументы православных апологетов бессмертия души, которые ссылались на Писание, например, на притчу о богаче и Лазаре. Но притча о богаче и Лазаре несколько не говорит о бессмертии души, она говорит о посмертной жизни души. Да, согласно православной точке зрения, они сейчас пребывают в неком бестелесном состоянии. Но мы понимаем, что это временное и также несовершенное состояние. Потому что человек - это душа и тело. Именно поэтому мы ожидаем Пришествия Христа, когда душа и тело снова соединяться, когда умершие восстанут из могил. Православие в отличие от протестантизма верит, что со смертью тела продолжается какое-то осмысленное существование души человека. Но опять так повторюсь, что это состояние временное и промежуточное, это еще состояние непреображенного мира. Именно поэтому мы «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века». Т.е., если я правильно понял, жизнь за гробом до всеобщего воскресения из мёртвых не оспаривается ("со смертью тела продолжается какое-то осмысленное существование души
( ... )
Да нет. Из этой трудности дихотомическая христианская доктрина выходит. Смерть человека и смерть души - разные вещи. Смерть человека - это разделение души и тела. Душа - такая нематериальная субстанция, которая обречена на бессмертие и одновременно может самостоятельно существовать, что-то положенное ей испытывать, но это не человек. А воскресение мертвых - это восстановление людей воссоединением Д&Т. Поэтому нет противоречия. Другое дело, что какие тут могут быть единственно правильные доктрины? На дворе давно уже не докритический реализм.
Душа от души отличается. Ошибочно смешивать высокое просвещенное богословие с бытовыми представлениями. Здесь в теме речь идет о несоответствии бытового представления о бессмертной душе с христианским библейским учением.
Да, надо начинать с самого понимания слова "душа". Таких пониманий я бы выделил как минимум три: - понимание Торы или даже Танаха: душа = жизнь; - эллинистическое, хотя существующее и в иудаизме по крайней мере с "межзаветной эпохи"; - современное: душа, psyche - просто совокупность нематериальных событий в человеке, за которыми не стоит отдельной нематериальной "летающей" субстанции (т.е. просто "психическое"). Вот когда это четко проговаривается, тогда легче выбрать, что больше нравится.
Если душа тварна, как говорит Зизиулус, то Бога нет. Кого любил Бог если мы знаем что Он постоянен и есть Любовь? Нас с вами некогда не было и Бог испытывал дефицит? А как может быть нехватка у совершенного Существа? У постоянной, безграничной Любви всегда есть безграничное число объектов любви
Comments 8
Мне вот что непонятно:Я читал аргументы православных апологетов бессмертия души, которые ссылались на Писание, например, на притчу о богаче и Лазаре. Но притча о богаче и Лазаре несколько не говорит о бессмертии души, она говорит о посмертной жизни души. Да, согласно православной точке зрения, они сейчас пребывают в неком бестелесном состоянии. Но мы понимаем, что это временное и также несовершенное состояние. Потому что человек - это душа и тело. Именно поэтому мы ожидаем Пришествия Христа, когда душа и тело снова соединяться, когда умершие восстанут из могил. Православие в отличие от протестантизма верит, что со смертью тела продолжается какое-то осмысленное существование души человека. Но опять так повторюсь, что это состояние временное и промежуточное, это еще состояние непреображенного мира. Именно поэтому мы «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века».
Т.е., если я правильно понял, жизнь за гробом до всеобщего воскресения из мёртвых не оспаривается ("со смертью тела продолжается какое-то осмысленное существование души ( ... )
Reply
Reply
И я рад тебя читать! Ну а по-существу что-нибудь сказать можешь?
Reply
Reply
Да нет. Из этой трудности дихотомическая христианская доктрина выходит. Смерть человека и смерть души - разные вещи. Смерть человека - это разделение души и тела. Душа - такая нематериальная субстанция, которая обречена на бессмертие и одновременно может самостоятельно существовать, что-то положенное ей испытывать, но это не человек.
А воскресение мертвых - это восстановление людей воссоединением Д&Т. Поэтому нет противоречия.
Другое дело, что какие тут могут быть единственно правильные доктрины? На дворе давно уже не докритический реализм.
Reply
Reply
- понимание Торы или даже Танаха: душа = жизнь;
- эллинистическое, хотя существующее и в иудаизме по крайней мере с "межзаветной эпохи";
- современное: душа, psyche - просто совокупность нематериальных событий в человеке, за которыми не стоит отдельной нематериальной "летающей" субстанции (т.е. просто "психическое").
Вот когда это четко проговаривается, тогда легче выбрать, что больше нравится.
Reply
Reply
Leave a comment