креститься без покаяния бессмысленно

Jan 27, 2011 20:38


- Что означают слова о необходимости подлинного покаяния перед крещением и предупреждение о ложной уверенности в спасении?

- Буквально речь идет о высказывании блаж. Августина. В своем трактате «О вере и делах» он писал следующее: «Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе; даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха. <...> С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения» *.

В писаниях и других отцов и учителей Церкви (а в большом числе все они, так или иначе, были связаны с опытом катехизации) мы достаточно часто встречаем мысль о бесплодности и, следовательно, недействительности Крещения без веры и покаяния. Следовательно, суетная вера в спасительность такового крещения возникала всегда, и с ней нужно было бороться. Однако уже ко времени блаж. Августина в церкви, видимо, стало настолько сильным давление противоречащего этой простой истине духа, что в своём трактате «О вере и делах» он откровенно, как мы видим, предостерегает и себя, и своих собратьев о недопустимости этого тяжкого греха - давать людям ложную уверенность в спасении. Сейчас же фактически повсеместно распространилась практика Крещения без подлинного покаяния, а значит, и без веры, а чтобы такая ситуация меньше мучила, то впоследствии критерии покаяния и веры, которые должны предварять Крещение, оказались «сбиты», а то и полностью забыты. Что же это за критерии?

Если говорить кратко, они выражены в самом богослужебном чине и представляют собой отречение человека от сатаны и сочетание со Христом. А это не нечто абстрактное. Это отречение, прежде всего, от тех идолов, которым человек поклонялся в своей доцерковной жизни, от того, через что сатана в его жизни властвовал. То есть отречение от тех вещей, состояний, мечтаний, в которых сосредоточено то «всё», что человек призван «продать», желая следовать за Христом. Когда человек дерзает идти за Христом, не сделав этого, заведомо известно: его следование за Христом не принесёт никаких плодов. Но тем не менее, общая атмосфера и обстановка в церкви часто таковы, что человек остается в убеждении, будто на самом-то деле этого делать не надо, а достаточно лишь некоего желания быть христианином «вообще» и «в принципе», общего недовольства собой.


Читать далее


* Блаж. Августин. О вере и делах. 1.1. и 26.48. Цит. по: Свящ. Владимир Хулап «Катехуменат в истории Церкви» Режим доступа: http://www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=746

покаяние

Previous post Next post
Up