Зачем нужны общины и братства или что такое братство

Sep 30, 2014 00:38

Оригинал взят у adam_a_nt в Зачем нужны общины и братства или что такое братство
Оригинал взят у stefanovskoe в Зачем нужны общины и братства или что такое братство
Опыт братской и общинной жизни многообразен: от первохристианских и ранних монашеских общин до древнерусских «покаяльных семей», возрожденных в XX веке в России; от больших братств XVII века до малых братств, в центре жизни которых были просвещение, милосердие, миссия. Именно опыт общения во Христе, совместного служения Богу и Церкви лежит в основе церковной жизни.
В православной церкви имеется опыт жизни общин и братств как традиционный опыт  жизни в Церкви.
Ещё патриарх Тихон в начале 20 века благословил жизнь общин и братств, для того чтобы сохранить Церковь в условиях гонений на неё со стороны государства.



В наше сложное время также есть общины и братства. Зачем же они нужны? Ответ на этот вопрос мы нашли у свящ. - проф. Георгия Кочеткова.
«Это нам сможет объяснить любой член братства или общины в любой стране, будь то в России, или в Румынии (скажем, член Воинства Господня), или в Париже (член РСХД или Западноевропейского братства), или где угодно еще. В этих странах тоже нет гонений, но почему-то они тоже говорят (как и члены общин и братств в России), что пока церковь словно не видит лица ближнего своего; пока священник в принципе не имеет возможности отвечать за каждого в церкви; пока еще нет тех близких, родных отношений, той взаимной ответственности и поддержки, которая должна быть между членами церкви; пока нет способности проявлять любовь в слове свидетельства; пока нет способности относиться к традиции творчески, открыто, а не механически, магически и схоластически; пока еще существует излишне жесткая вертикаль власти в церкви, - до тех пор будут нужны общины и братства, которые все эти вещи призваны компенсировать. И они их компенсируют, как известно, очень удачно, избегая как раз уклонения в сектантство или в какие-то ереси (ну, за некоторыми небольшими исключениями в истории). И очень интересно, что именно члены общин и братств оказывались в истории наиболее верными церкви, несмотря на всё ее бедственное положение, будь то внутреннее или внешнее. В общинах и братствах есть попытка более гармоничного сочетания принципа любви к Богу и к ближнему; есть попытка всегда помнить об изначальном всеобщем царственном священстве Народа Божьего; есть попытка возрождения «мирянских» служений и полноценного достоинства всех членов церкви, как мужчин, так и женщин. Это сказывается и на законе молитвы, и на законе веры, и на законе жизни Церкви. И это легко доказать на многочисленных примерах».

Многие размышляли о христианском пути через братство. Вот один из примеров.
В 1926 году Клепинин Н.А. написал статью в журнал «Путь»№3 - «Братство и пути православного студенческого движения», которая также созвучна и нашему понимаю того, что же такое братство.

«На осеннем съезде русского Православного студенческого движения в монастыре Хопово (Югославия) самые живые и горячие разговоры вызвал вопрос о братстве, причем этот вопрос обсуждался не отвлеченно, а практически. Вынесенная резолюция гласила, что братство является наиболее подходящим путем для движения, т.е. братство является именно путем.
Братство есть форма церковной общественности.

Стремление от кружка (общины, прим. ред.) к братству есть стремление формой церковной общественности восполнить недостающее в общественной религиозности, как-то по церковному решить проблему общественности.

Всякое религиозное движение, имея целью служение Богу, внутреннее или внешнее, не может быть простым и случайным объединением людей. Оно должно быть союзом любви, соединением многих воедино для совместного внутреннего роста и укрепления в истине. Всякое религиозное дело, как бы высоко оно не было, без любви лишь «медь звенящая или кимвал звучащий».

Любовь, также как и теплота молитвы есть дар. Она вложена естественно в человека и ее приращение есть тоже дар, даваемый за усилия, за труд, но это приращение не может быть вызвано искусственно. Когда она приходит в сердце и живет в нем, человек живет своей подлинной жизнью, постоянно взыскуя еще большего увеличения любви. Но если она уходит или уменьшается, он должен смиренно трудиться и молиться об ее возвращении.

Братство ставит своей прямой целью служение Церкви и достижение необходимой взаимной любви.
Братство отметает надрыв, ломку самого себя, искусственное вызывание любви и горькое констатирование своей холодности, а дает путь трудный, но ясный и прямой, как всякий путь в Православии. Вступление в братство, принесение обета, ежедневная молитва о братстве и братчиках - является событием и в индивидуальной внутренней жизни. Братство из внешнего дела становится и делом внутренним, постоянно творимым и вновь переживаемым в духовной жизни. И то обстоятельство, что это происходит с каждым и со всеми вступающими и состоящими в братстве, создает ту внутреннюю духовную связь, которая так необходима для религиозного дела, потому что всякое дело для того, чтобы быть подлинно религиозным никогда не может быть только внешним, но непременно должно быть некоторым подвигом в личной духовной жизни, отдачей себя, внутренним деланием. У братчика постоянно должно быть сознание, что он в братстве и братство в нем.

Долг перед братством является и долгом перед церковью, нарушение обета братского нарушением и обета церковного.
Само братство должно быть одним из проявлений Церкви в жизнь. И это делает внутренний путь в братстве целостным и прямым.
Считая важным религиозный перелом, который сейчас несомненно совершается среди русской молодежи, нельзя не думать и не заботиться о том, чтобы этот перелом был во спасение, т. е. чтобы он совершался правильно и шел по правильным путям.
В прежнее время в России в широких кругах было очень распространено глубоко неправильное и гибельное воззрение, что вся церковная работа лежит исключительно на клире и поэтому миряне совершенно избавлены от какой-либо заботы о Церкви и участия в церковных делах. Церковное дело является делом общим, забота о нем и охрана его принадлежит всем.
В братстве сплетены два момента: внутренней связи, требующей близкого знакомства и интимности и внешней работы, требующей расширения и увеличения. Поэтому и братство русской молодежи мыслится как союз отдельных братств».

Так что когда церковь возродится, когда церковь будет действительно жить как братство во Христе, как община, как единая духовная семья, - тогда не нужно будет отдельных братств и общин, тогда всё будет едино.



Полную версию статьи Клепинина Н.А. «Братство и пути православного студенческого движения» читайте http://www.odinblago.ru/path/3/10/
Полную версию интервью свящ. - проф. Георгия Кочеткова читайте на сайте
http://www.ogkochetkov.ru/publikacii/detail/my-prosto-delaem-to-chto-dolzhny-delat-chast-3/#.VCmLjvl_vQo

братство

Previous post Next post
Up