Jan 04, 2011 14:49
вообщем МКМ настаивает, что русская нация в какой-то момент времени сделала метафизический выбор в пользу рабства. Русские выбрали несвободу и отвергли свободу.
"Русские, куда бы не переместились - в качестве казаков на Байкал или на Камчатку, их даже занесло на Аляску (и, слава богу, вовремя продали её, и она не оказалась на сегодняшний день той мерзостью, в которую мы её скорее бы всего превратили), - куда бы они не переместились, они рабство несли на спинах своих..."
поэтому задача настоящего момента (речь идет о1990 годе) "расстаться со спецефически русской почвой". Отсюда Мамардашвили делает интересный вывод, что националистические движения на самом деле это не националистические движения, а превращенная форма восстания народов в пользу гражданского общества. То есть поскольку русское есть олицетворение всего рабского, всего противного человеческому достоинству, то национализм в любом случае должен приветствоваться, как выражение европейского вектора. Правда в своей родной Грузии МКМ с удивлением обнаружил националистические тенденции, выходящие за рамки его теоретических построений. "Деятельность Гамсахурдиа фактически заключается в деструктурировании, подрыве попыток демократических преобразований," - осознал он. И, как мы знаем, все это закончилось плохо.
МКМ,
русская идея