Звериная пропаганда Халифата-2
"Исламское государство": как работает его пропаганда" - эта статья Чарли Уинтера - старшего исследователя фонда Quilliam, сотрудничившего с BBC и несколькими другими крупнейшими англоязычными медиаструктурами, сейчас распространяется в сети с необыкновенно большой скоростью. Материал точно ложится в русло того, чем и мы, собственно говоря, занимаемся. Учёный целый месяц мониторил СМИ и блогосферу террористов, занимался медиастатистическими подсчётами. Некоторые вещи из его работы, наверное, должен знать каждый.
Это телеинтервью Чарли Уинтера от 7 октября: здесь видео-версия статьи о пропаганде "Виртуального Халифата".
Charlie Winter, Senior Researcher in Transnational Jihadism at Quilliam, talks to the BBC's Victoria Derbyshire show about his latest report "Documenting the Virtual 'Caliphate'" in which he monitored all official Islamic State propaganda over a 30 day period.
Click to view
И ещё подборка выступлений Чарли Уинтера на ТВ за период с января по февраль прошлого года, а кроме того видео-отчёты о работе международного форума в антитеррористическом Legatum Institute:
Charlie Winter, Researcher at the Quilliam Foundation, speaks to Al Arabiya about European government's reaction to this week's attacks in France.
Click to view
Charlie Winter, Researcher at the Quilliam Foundation, discusses Islamic State's media strategy and the killing of Jordanian pilot Moaz al-Kasasbeh. In the discussion, Charlie mentions the desired effects of Islamic State's propaganda strategy and why states should not negotiate with IS.
Click to view
Charlie Winter, Researcher at Quilliam, discusses Islamic State advances in the state of Libya with Sky News' Kay Burley. In the discussion Charlie explains why domestic political issues in Libya, such as the legitimacy of the government, plays into the hands of Islamic States' strategy which benefts from division.
Click to view
17 November: In the wake of November's deadly attacks in Paris, Charlie Winter (Georgia State University) gives a preview of a forthcoming Legatum Institute report, of which he is co-author, that looks at the role of the internet in transforming disinformation and propaganda from groups such as ISIS.
Click to view
23 November 2015: As part of its “Beyond Propaganda” series, the Legatum Institute hosted two panel discussions that offered an analysis of the threat to democracy posed by the internet and conspiracies-particularly when used by extremist groups such as ISIS. The first session launched a new Legatum Institute paper, Cyber Propaganda, that looks at how the internet has allowed activists to organise revolutions.
Click to view
23 November 2015: As part of its “Beyond Propaganda” series, the Legatum Institute hosted two panel discussions that offered an analysis of the threat to democracy posed by the internet and conspiracies-particularly when used by extremist groups such as ISIS. The second session looked at the way the internet age has given conspiracies a new lease of life and whether they prove a threat to democracy. Speakers included: Srdja Popovic of CANVAS, Charlie Winter of Georgia State University, Rashad Ali of the Institute for Strategic Dialogue and Anne Applebaum of the Legatum Institute. Moderated by Peter Pomerantsev, Legatum Institute Senior Fellow.
Click to view
Итак, невозможно оспаривать тот факт, что ИГИЛ выделяется среди других террористических группировок не только своей военной и экономической мощью, но весьма умелым ведением пропаганды с использованием средств массовой информации и интернет-ресурсов. При том что группировка стремится построить исламское государство на основе средневековых законов, для достижения поставленной цели оно использует новейшие высокотехнологичные инструменты коммуникации и передовые маркетинговые стратегии.
Для реализации информационной политики ИГИЛ была создана развитая медийная инфраструктура.
Еще в 2006 году «Аль-Каидой» и «Исламским государством Ирак» (так ранее называлось ИГИЛ) учреждено медиаагентство «Аль-Фуркан», которое стало основным центром производства широкого спектра медиапродукции: фильмов, аудио-и видеодисков, брошюр, а также информационных материалов для распространения в сети Интернет.
В пресс-релизе «Исламского государства Ирак» это медиаагентство называлось «вехой на пути к Джи-хаду, прославленным СМИ, которое вносит существенный вклад в борьбу с крестоносцами и их пособниками и разоблачает ложь западных СМИ». В 2014 году агентство «Аль-Фуркан» выпустило пропагандистский документальный фильм «Звон мечей», получивший широкую известность.
В нём запечатлены многочисленные сцены жестоких нападений, террористических актов, казней, проводимых членами ИГИЛ. Всё это производит на аудиторию сильное устрашающее воздействие. Одновременно в фильме демонстрируются рядовые члены и главари ИГИЛ, заявляющие о своей верности «халифату», а также социальные акции ИГИЛ. Среди последних, в частности, показаны кадры покаяния «муртадов» (вероотступников) из числа иракских военных и полицейских, которых боевики ИГИЛ великодушно прощают.
Этот фильм отличается очень высоким качеством исполнения, что дало агентству CNN основание сравнить его с продукцией Голливуда. Сильнейший общественный резонанс в глобальном масштабе вызывала и серия видеороликов ИГИЛ, вышедших в течение августа-сентября 2014 года. На них были запечатлены казни (с обезглавливанием) американских журналистов Джеймса Фоули
Click to view
и Стивена Сотлоффа,
Click to view
а также подданного Великобритании Дэвида Хэйнса.
Click to view
Ролики были изготовлены и распространены в Интернете агентством «Аль-Фуркан». Эти шокирующие материалы становятся вирусными быстрее, чем модераторы видеохостингов удаляют записи. При этом западные СМИ всё чаще пишут о том, что ролики исламистов являются продуктом видеомонтажа. В частности, телеканал Fox выпустил сюжет, в котором специалисты заявили, что казнь 21 египетского христианского священника была снята на «зелёном фоне», т.е. на рире (тем же способом, каким снимаются самые захватывающие фантастические сцены голливудских блокбастеров).
В кровавых видео-спектаклях террористов не раз были замечены дети, принимающие непосредственное участие в убийствах. Участие ребёнка оказывает влияние на определённую аудиторию, адресат должен задуматься: «Даже этот малец вершит великие дела, он творит завтра, он на пути в рай, а я сижу здесь на пособии и ничего не делаю, тогда как я старше его вдвое…».
Как уже говорилось, кроме видео, содержащих сцены насилия, ИГИЛ производит и иную видеопродукцию, например шоу «Clanging of the Swords и Mujatweets». Данное шоу является пропагандистским контентом, популяризирующим джихад в рядах ИГ, в роликах фигурируют дети, показываются мирные и спокойные улицы и базары под охраной боевиков. Важное место отведено демонстрации самих боевиков, приехавших с разных концов Света, подчёркивается панисламистский и наднациональный характер ИГИЛ. Для более образованной аудитории ИГИЛ выпускает передачу «Lend Me Your Ears», автором и ведущим которой является Джон Кэтли, находящийся в плену у боевиков. В программе журналист обличает правительства западных стран и представляет точку зрения ИГИЛ.
Тут следует отметить, что в ответ на зверства игиловцев, арабские страны тоже приводят в исполнение свои смертные приговоры, которые выносят суды захваченным в плен террористам. Так, например, в начале февраля этого года, в Иордании казнили путём повешения террористку-смертницу из Ирака Саджиду аль-Ришави, а также боевика иракской ветки «Аль-Каиды» Зияда Карболи. Обоих к высшей мере наказания ранее приговорил суд. Приговор привели в исполнение после того, как боевики «Исламского государства» заживо сожгли иорданского пилота, попавшего к ним в заложники. Об этом сообщили на местном телеканале.
Click to view
Страшные кадры расправы над гражданами западных стран представляются ИГИЛ в качестве актов возмездия за бомбардировку Соединёнными Штатами отрядов радикалов на территории Ирака и Сирии. В 2013 году ИГИЛ был учреждён медиафонд «Айнад», который специализируется на изготовлении и распространении проповедей радикальных взглядов и песнопений (нашидов). Они распространяются преимущественно в Интернете через сайты ИГИЛ и социальные сети.
Наиболее известный нашид, выпущенный фондом «Айнад», называется «Моя умма, рассвет уже начался». Этот нашид, звучащий во многих пропагандистских видео ИГИЛ, стал неофициальным гимном террористической организации.
По словам исследователя из Университета Йены (Германия) Бехна-ма Саида, нашиды сами по себе не могут рассматриваться как полноценный фактор радикализации молодёжи, однако они являются важными слагаемыми формируемой культурной матрицы глобального исламистского сообщества.
В 2013 году ИГИЛ создало также медиаагентство «Итисаам», которое производит и распространяет контент на арабском языке, включающий в себя пропагандистские фотографии, видеоролики и аудиозаписи.
В марте 2014 года агентством был выпущен годовой отчёт, в котором содержится обобщенная информация о деятельности организации за период с ноября 2012 года по ноябрь 2013 года. В 2014 году ИГИЛ в целях расширения аудитории своей пропаганды за счёт жителей стран Запада и постсоветского пространства учредил новый медиацентр «Аль-Хайят», который производит материалы на английском, немецком, русском и французском языках.
Распространяемая им медиапродукция (видео-, аудио-и печатные материалы) нацелена на привлечение в террористическую группировку новых участников из западных стран. Количество выходцев из них в рядах ИГИЛ (по оценкам экспертов, речь идёт о нескольких тысячах добровольцах) свидетельствует о высокой эффективности такой пропаганды.
В сентябре 2014 года центром «Аль-Хайят» был выпущен видео-анонс к будущему фильму «Пламя войны», который сделан по всем канонам трейлеров к голливудским фильмам. Медиацентр «Аль-Хайят» создал сайт на русском языке под названием «Халифат. Исламское государство. Информационный сайт», который сделан на высоком профессиональном уровне. В нём есть несколько рубрик (новости, статьи, видео), имеются ссылки на аккаунты в социальных сетях и раздел «контакты», позволяющий отправить сообщение администраторам сайта либо непосредственно перейти в чат для общения.
На сайте размещён преимущественно видео-и аудиоконтент пропагандистского толка на русском языке либо с русскими субтитрами. Среди печатной продукции, выпускаемой медиа-центром ИГИЛ «Аль-Хайят», необходимо выделить брошюры “Islamic State Report” и “Islamic State News”, а также журнал “Dabiq”, которые издаются на нескольких языках, включая английский, и отличаются высоким качеством исполнения. Они доступны для скачивания в Интернете.
Пиартехнологами ИГИЛ созданы и поддерживаются аккаунты в наиболее популярных социальных сетях (Facebook, Twitter, Instagram, Friendica и др.), через которые распространяется информация об ИГИЛ, ведутся пропаганда и вербовка новых сторонников. Активисты ИГИЛ заявили о себе и в наиболее популярных российских социальных сетях - «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Через эти ресурсы до недавнего времени велось информирование пользователей об успехах ИГИЛ и другая пропаганда, осуществлялась вербовка новых рекрутов и сбор средств в поддержку военных действий группировки в Ираке и Сирии. Сообщества радикального толка в социальных сетях периодически блокируются компетентными органами. Однако исламисты вновь и вновь повторяют попытки создания групп единомышленников. Члены ИГИЛ используют и новейшие инструменты продвижения информации в Интернете.
В частности, они организуют массовые кампании по рассылке сообщений в Twitter, используя заранее заготовленные шаблоны твитов с изображениями и текстом. В ходе одной из таких кампаний под названием «Предупреждение американским гражданам» в июне 2014 года через многочисленные твиттер-аккаунты сторонников ИГИЛ распространялись сообщения с угрозами под общим хештегом #СalamityWillBefallUS («бедствие настигнет США»).
В интересах ИГИЛ было разработано специальное приложение для Android под названием “The Dawn of Glad Tidings” («Рассвет радостных вестей») для массовой генерации и рассылки сообщений в Twitter. Как только сторонники ИГИЛ регистрировались в приложении, оно начинало рассылать от их имени одинаковые сообщения. Таким образом, в топ новостей в Twitter выводились те сообщения, которые были необходимы ИГИЛ. Другим способом работы ИГИЛ в Twitter выступает продвижение определённых хештегов. Сотни, а иногда и тысячи активистов в определённое время дня многократно размещают твиты с необходимыми хештегами.
Этот способ позволил активистам ИГИЛ искажать результаты популярного аккаунта в арабском Twitter, где ежедневно публикуются наиболее популярные теги. Проводя свой хештег в этот аккаунт, ИГИЛ обеспечивает себе дополнительную аудиторию (контент «попадается на глаза» тем пользователям, которые сами его не искали). Кроме того, сторонники ИГИЛ запустили свой подобный аккаунт, который также расширяет количество твитов с необходимым содержанием.
Итак, ИГИЛ - яркий пример террористической организации, которая обладает развитой медийной инфраструктурой и демонстрирует беспрецедентно высокий уровень владения передовыми информационно-коммуникационными технологиями, включая методы работы в социальных сетях. Специалисты даже называют ИГИЛ медиафеноменом.
Группировка успешно ведёт пропаганду религиозного радикализма в глобальном масштабе, что позволяет ей вербовать новых сторонников во всех частях света, включая страны Содружества Независимых Государств.
Для эффективного противостояния пропаганде ИГИЛ и иных подобных террористических организаций требуется сплочение усилий государств - членов СНГ и организация тесного взаимодействия между их правоохранительными органами. Принятое в 2013 году Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности заложило необходимый для этого международно-правовой фундамент.
Активность пропагандистских органов ИГИЛ и эффективность их деятельности показывает, что агитаторы группировки обладают высоким уровнем профессионализма: ЦРУ не будет посылать кого попало на передовую информационной войны.
В завершении о применяемых технологиях:
Стереотипизация. Рисуется стереотипная картина мира религиозного фанатика, где «воины Пророка» противостоят России и США, которые ведут крестовый поход по приказу сионистов.
Эффект присутствия. Все страницы в соц. сетях, все многочисленные фото и видео создают именно эффект присутствия, люди видят, что боевики такие же простые люди, что они заняты обычными делами и нуждами, человек погружается в ИГ. Члены ИГИЛ ведут трансляции боевых действий в Twitter, выкладывают снимки своих жертв в Instagram и оперативно сообщают новости своим подписчикам в Facebook.
Обращение к авторитету. Один из основных приёмов ввиду специфики аудитории. Пропаганда ИГИЛ постоянно ссылается на религиозные тексты и религиозных лидеров, которые по-своему трактуют слова Пророка.
Запугивание и устрашение. Самый простой приём, одно из самых ярких направлений в пропаганде ИГИЛ.
Создание ассоциаций. Боевики упорно пытаются ассоциировать своих оппонентов с Израилем или просто «неверными».
Конечно же, перспектива. Террористическая организация рисует своим адептам картину радужного завтра (часто это завтра наступит в ином мире, но так даже лучше), говоря о том, что для того, чтобы завтра было хорошим, надо сегодня резать головы неверным.
На оккупированных территориях боевики пытаются изображать социальное одобрение, снимая ролики, где люди счастливы и не сопротивляются тирании варварства.
Главная тема. Устраивая свои варварские акции разрушения в музеях и в древнейших городах Востока, террористы создают информационную волну, они создают информационный повод, который невозможно игнорировать.
Пропаганда ИГИЛ во многом занимает ту нишу, которая была пустой со времени распада Советского Союза, так или иначе подобная радикальная идея даёт другую модель незападного альтернативного светлого завтра, только оно наступит не через развитие науки и экономики, а через войну и возврат в средневековье. Абсурд, но работает, как мы можем убедиться. ИГ зачастую эксплуатирует юношеский романтизм и желание бороться с несправедливым миропорядком, но если раньше молодёжь боролась с капитализмом, то теперь молодёжь, забытая в интернете, из гетто европейских столиц потянулась на Ближний Восток в поисках себя. В рядах боевиков, конечно, не только европейцы, там масса людей со всего мира, кто-то едет за деньгами, кто-то по религиозным соображениям, кто-то в «поисках себя» бежит от отсутствия возможности самореализовации и создания семью. Что особенно актуально в некоторых странах СНГ, где нет работы, а на создание семьи нужны большие деньги. Так или иначе целевой группой для вербовщиков ИГИЛ является мусульманская молодёжь с низким социальным статусом или немусульманская молодёжь с огромным количеством личных проблем. Т.о. факторами влияющими на способность человека к вербовке являются: социальное положение (доход, работа), наличие семьи, удовлетворённость жизнью, уровень образования, религиозность (хотя, зачастую, религиозными фанатиками становятся люди дотоле неверующие - синдром неофита).
Прогноз:
Исходя из контент-анализа и общего анализа деятельности группировки, делаем вывод: ИГИЛ может предпринять попытку экспортировать радикальный ислам на север, в Среднюю Азию и Закавказье с дальнейшим продвижением на Северный Кавказ и другие регионы России с преимущественно мусульманским населением. Наблюдается интерес экстремистов и в отношении китайского Синцзян-Уйгурского автономного района, населённого тюркским мусульманским населением. Целью ИГИЛ является развязывание затяжной террористической войны на фронте от Турции до Монголии, что серьёзнейшим образом дестабилизирует регион и вынудит РФ (ОДКБ) и КНР к ведению боевых действий против экстремистов, что ввергнет евразийское пространство в большую войну и вызовет серьёзные геополитические катаклизмы.
В данный момент сдерживающим фактором для масштабной экспансии ИГИЛ на Север является решительная борьба Башара Асада при поддержке России и Ирана, отчаянное сопротивление вооружённых формирований курдов и армии Ирака. Следует отметить, что войска ИГИЛ исчерпали наступательный порыв и новые наступления даются бандитам крайне тяжело, организация находится в «кольце фронтов».
Несмотря на громкие заявления и угрозы в адрес США и их «сионистских хозяев» из Израиля, реальные возможности для удара по Израилю, а уж тем более по США у боевиков отсутствуют, потолок возможностей группировки - серия терактов, но не более. Кстати, часто теракты от имени ИГИЛ организовывают обычные одиночки, узнавшие про ИГ из СМИ.
Для противодействия ИГИЛ РФ следует предпринять ряд мер.
Профилактические:
1)Контрпропаганда в сети
2)Просветительская и пропагандистская работа в исламском сообществе
3)Минимизация числа трудовых мигрантов, не имеющих работы, ввиду того факта, что именно неустроенные мигранты выступают как благодатная почва для работы агитаторов, а зачастую и сами становятся вербовщиками.
4)Контроль за местами сбора лиц и групп лиц, представляющих интерес для вербовщиков радикалов.
Активные:
1)Усиление сотрудничества со странами СНГ в сфере безопасности.
2)Выявление и задержание/уничтожение эмиссаров террористов, осуществляющих деструктивную деятельность на территории РФ.
3)Выявление и блокировка аккаунтов вербовщиков и пропагандистов ИГ
4)Оказание всесторонней военно-технической помощи войскам Сирии в их борьбе с ИГИЛ
5)Сотрудничество с Ираном как с важнейшим игроком в регионе.
Кстати, весьма эффектным контрпропагандистским можно назвать вот этот ролик, опубликованный на YouTube.ru 15 сентября 2015-го под заголовком - Эти люди разорвут ИГИЛ быстро.
Click to view