Если не считать туристическую линию Пальма - Сольер, то поездами на Мальорке пользуются в основном местные жители. Причина проста - железнодорожные линии не достроены до основных пляжных курортов.
В восточном направлении, в районе Порт-де-Алькудии (Port d’Alcúdia) и Порт-де-Польенсы (Port de Pollença) строительство не началось из-за споров внутри муниципалитета. Они до сих пор не могут решить, вести железную дорогу до центра, или сделать вокзал на окраине. Сейчас эта линия заканчивается в Са-Побле. С южным направлением все лучше. Ветка Манакор - Кала-Минор - Сон-Сервера - Арта - Капдепера должна быть сдана в эксплуатацию в ближайшее время.
1. Электропоезд Serie 81 de SFM 81-03/81-04 пересекает автомагистраль Ma-13 в районе города Инка (Inca).
В 1981 железная дорога Пальма - Инка (29 км.) была единственной оставшейся частью, некогда разветвленной сети железных дорог, соединявших столицу острова Мальорка со всеми значимыми городами. Ситуация в корне начала меняться только в конце 90-х. К 2013 году железную дорогу острова было уже не узнать.
Полностью был перестроен вокзал в Пальма-де-Мальорка. Его убрали под землю и превратили в мультимодальный терминал. В терминале компактно расположились железнодорожный вокзал, автовокзал и станция метро. На поверхности остался только исторический вокзал
туристической ветки Пальма - Сольер.
Были восстановлены участки Инка (Inca) - Са-Побла (Sa Pobla) и Инка (Inca) - Манакор (Manacor). Сейчас ведется строительство участка Манакор - Арта. Участок Пальма - Инка был расширен до двухпутного и электрифицирован.
После посещения
Таиланда и Греции, невольно возникает вопрос, а есть ли перспектива у метровой колеи? Но испанская Мальорка не дает усомниться - есть.
2. Карта железных дорог острова Мальорка (без метро). 2013 год.
3. Пальма-де-Мальорка. Вход в подземный мультимодальный терминал Plaça d’Espanya, построенный на месте старого вокзала. На поверхности сейчас разбит парк.
4. Платформы мультимодального терминала. Справа - традиционная железная дорога, слева - метро.
5. Скоростной трамвай производства немецкой компании Vossloh на вокзале Пальма-де-Мальорка (Palma de Mallorca).
Скоростной трамвай в эксплуатации нам не попадался. Судя по записям
в сервисе Flickr, трамваи предназначаются для линии Манакор - Арта, которая летом 2013 года еще не была достроена. Похоже, что там планируется построить отдельную линию с пересадочной станцией.
Скорее всего, пока линия не построена, скоростные трамваи эксплуатируются на участке Пальма-де-Мальорка (Plaça d’Espanya) - Маррачи (Marratxí). Этот участок особенный. В начале 2013 года его попытались превратить в метро, благо колея и электрификация совпадают. Но к лету от этих планов отказались. Мы как раз наблюдали переклеивание расписаний на станциях. Тем не менее, все станции от мультимодального терминала Plaça d’Espanya до Маррачи (Marratxí) оборудованы турникетами.
- Ширина колеи: 1000 мм.;
- Электрификация: 1.5 кВ постоянного тока;
6. Serie 81 de SFM. Рабочие лошадки участка Пальма-де-Мальорка (Plaça d’Espanya) - Эньяс (Enllaç).
7. Салон поезда Serie 81 de SFM.
8. Вот так выглядит электрифицированный участок. Поезда тут разгоняются до 100 км/ч. Заявленная средняя скорость движения - 80 км/ч. Видна станция Polígon de Marratxí. На горизонте - Пальма-де-Мальорка (Palma de Mallorca)
9. Электропоезд Serie 81 de SFM 81-17/81-18 на участке Polígon de Marratxí - Marratxí.
10. Станция Es Caülls/ Festival Park. Мне показалось, что некоторые станции не пользуются спросом. Электропоезд Serie 81 de SFM 81-17/81-18.
Нам так и не удалось понять насколько востребована железная дорога на Мальорке. Почти все наши поездки пришлись на выходные, и та единственная, что пришлась на рабочий день, по времени не попала на час пик. В принципе, поезда не ходят пустыми, но и о полной загруженности речи пока не идет. Возможно, мы просто попали в период отпусков. Железной дорогой на Мальорке, по большей части, пользуются именно местные жители.
Но судя по текущему расписанию спрос есть. По рабочим дням интервалы колеблются от пяти минут на участке Пальма-де-Мальорка (Plaça d’Espanya) - Маррачи (Marratxí) до одного часа в Са-Побле.
11. Переход на станции Es Caülls/ Festival Park. Без поликарбоната и вполне безопасно.
Почти везде, для перехода используются миниатюрные подземные переходы. Пешеходные переходы в одном уровне есть только на самых маленьких станциях.
Переезды есть, но мало. Везде где можно, построены путепроводы. Почти все переезды находятся на старом участке, от Маррачи (Marratxí) до Инки (Inca).
12. Электропоезд Serie 81 de SFM 81-17/81-18 на фоне гор Серра-де-Трамунтана (Sierra de Tramontana). Участок Es Caülls/ Festival Park - Santa Maria.
13. Станция Эньяс (Enllaç). Здесь заканчивается электрификация и пути расходятся в Са-Поблу (Sa Pobla) и Манакор (Manacor).
На станции Эньяс (Enllaç) заканчивается электрифицированный двухпутный участок. Пассажиры пересаживаются из электропоездов Serie 81 de SFM в дизель-поезда Serie 61 de SFM. Пересадка не отмечена ни на каких схемах и не указана в расписаниях. Во время первой поездки она стала для нас неожиданностью. Только чудом мы не уехали обратно.
Стыковки продуманы. Поезда приходят с разницей в 1-2 минуты. Из того поезда, который пришел первым люди выходить не торопятся, ждать пересадки приятнее в кондиционируемом вагоне. В течении одной-двух минут подходит второй поезд и пассажиры быстро меняются местами.
14. Станция Эньяс (Enllaç). Дальше электрификации нет.
15. Дизель поезд Serie 61 de SFM из Са-Поблы (Sa Pobla) подходит к станции Эньяс (Enllaç) с южной стороны.
16. В это же время, с северной стороны подходит электропоезд Serie 81 de SFM из Пальмы.
17. Станция Эньяс (Enllaç). Буквально за 1-2 минуты пассажиры пересаживаются из одного поезда в другой.
18. Электропоезд идет обратно в Пальму, а дизель-поезд может пойти по одному из двух направлений - Са-Поблу (Sa Pobla) или Манакор (Manacor).
19. Налево - Са-Побла (Sa Pobla), прямо - Манакор (Manacor).
20. Типичный путепровод для сельхозтехники. Станция Эньяс (Enllaç)
21. Вид с путепровода в районе станции Эньяс (Enllaç) в сторону Манакора. Так выглядят неэлектрифицированные однопутные участки на Мальорке.
22. Дизель-поезд Serie 61 de SFM 61-31/61-32. Станция Muro (Муро).
23. Станция Muro (Муро). Какой-то парень пытается вскрыть нашу машину. Пришлось вернуться и забрать машину с собой.
24. Дизель поезд Serie 61 de SFM в районе станции Muro (Муро).
25. Са-Побла (Sa Pobla). Конечная станция.
26. Станция Са-Побла (Sa Pobla). Это все путевое хозяйство.
Первый раз на поезде мы поехали совершенно случайно.
Мы возвращались из больницы, в которую я ненароком загремел на пару дней. Само собой, к поездке мы никак не готовились и ехали наобум. Благо Европа.
Мы вышли из поезда в Са-Побле (Sa Pobla). У нас было впечатление, что нас перенесли в мексиканский провинциальный город из какого нибудь голливудского фильма. Для полной картины не хватало только перекати-поля. Все пассажиры поезда быстро растворились в проулках и мы остались абсолютно одни. Ни о каком общественном транспорте речи не велось. Вокруг людей не было, не то что транспорта. Понимая, что город не очень большой, мы пошли наобум. Наобум нас вывел на площадь с полицейским участком.
В участке нам удалось узнать номер единственного таксиста в городе. Она то нас и довезла до нашего пляжного курортно-туристического ада.
Click to view
- 00:06 Электропоезд Serie 81 de SFM 81-14, станция Эньяс;
- 00:46 Дизель-поезд Serie 61 de SFM 61-17, станция Эньяс;
- 01:02 Электропоезд Serie 81 de SFM 81-04, путепровод через автомагистраль Ma-13, район города Инка;
- 01:23 Дизель-поезд Serie 61 de SFM 61-31/61-32, район станции Muro;
- 02:02 Дизель-поезд Serie 61 de SFM 61-15/61-16, станция Эньяс;
Ниже несколько фотографий информационных стендов и памятных табличек. Содержимое понятно и без особого знания испанского.
27. Памятная шпала на станции Эньяс (Enllaç).
28. Табличка на шпале крупным планом.
29. Табличка на стене крупным планом.
30. нформационный плакат на станции Эньяс (Enllaç).
Ссылки по теме
Смотрите также
- Метровая колея
- Испания
- Другие страны
Оригинал записи:
Железные дороги острова Мальорка, Испания