Опера Гулак-Артемовского "Запорожец за Дунаем" в Сакраменто
Послушав в октябре 2010 года оперу Гулак-Артемовского "Запорожец за Дунаем", я написал рецензию (впервые в жизни), которая была помещена в газете "Диаспора". Я до сих пор нахожусь под впечатлением этой оперы и исполнителей главных ролей Одарки и Карася - Оксаны Ситницкой и Сергея Задворного. Сережа пел и играл так, что этого никогда не забыть. Он и в памяти у меня останется в виде мощной фигуры богатыря Карася, покорившего своим удивительным голосом всех, кто слушал его в тот вечер...
Вот, что было в рецензии:
Мне хочется выразить бесконечную благодарность коллективу, организовавшему и поставившему оперу Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем». Я слушал ее не раз в Москве и Ленинграде в постановке известных театров и, откровенно говоря шел слушать оперу в Сакраменто с большим скепсисом. Она очень трудна, и справиться с постановкой ее весьма сложно.
Однако уже с первых минут я понял, что пришел не зря. Во-первых, я увидел коллектив - солистов, хористов, танцоров, оркестрантов - действующих слаженно и без сбоев, неизбежных при первой постановке. И я был поражен, как удалось постановщикам, хормейстеру, хореографу, дирижеру - добиться цельности постановки. На сцене был коллектив, представляющий украинскую культуру, ее национальный дух, ее славную историю. Все было на профессиональной высоте: и солисты, среди которых несомненно выделялись меццо-сопрано Оксана Ситницкая и бас Сергей Задворный. Именно они повели за собой весь коллектив. Именно они и подняли планку спекталя на высоту.
Я не могу найти ни одного изъяна в их пении. Они великолерно держатся на сцене. Оперные певцы - обычно неважные актеры, но это не относится ни к Задворному, ни к Ситницкой. Они играли, как жили, и, прежде всего, именно они создали тот неповторимый украинский колорит, который окрасил весь спектакль, сделав его чисто украинским, народным, национальным.
Сергей Задворный на репетиции
Каждый выход Сергея Задворного - был для меня предвкушением еще одной встречи с ним. Его исполнение знаменитых арий было вдохновенным и неповторимым. У него удивительный бархатный, редко встречающийся бас, который обволакивает тебя, очаровывает, проникает в самые глубины души. Он заканчивает, а ты все еще слышишь отзвуки его чудного голоса. В этом спектакле он еще создал и великолепный зрительный образ Карася. Он как будто сошел с картины того времени и жил здесь на сцене. И даже недочеты гримера не могли стереть очарование его образа. Как он держался на сцене! Нет, не держался. Карась жил перед нами и вместе с нами.
Оксана Ситницкая - тоже выше всех похвал. У нее прекрасное меццо, которым она профессионально владеет. Меццо у Гулак-Артемовского написано выше обычного, но Оксана великолепно справилась с высокими нотами, хотя мне трудно представить, как она сумела это сделать. Но у нее широкий диапазон голоса, и она им владеет во всем диапазоне - и внизу и вверху. И на сцене она держится свободно и естественно, проживая свою роль. Ни одного изъяна, ни одной накладки. Ни одного замечания.
И другие певцы пели хорошо, и к ним у меня нет замечаний, но все же именно Задворный и Ситницкая обеспечили всему спектаклю успех.
Слаженно пел хор, и я удивился, узнав, что это не профессиональный хор, что хористы пришли из разных мест, чтобы спеть вместе. Огромная заслуга в этом Татьяны Скотт, которая, в свою очередь, совершенно очевидным образом держала спектакль во время представления, то находясь за фортепиано, то дирижируя наиболее трудными частями спектакля.
Понравился мне и хореографический ансамбль, органично вошедший в ткань оперы.
Полный зал народу и бурные аплодисменты были наградой артистам и постановщикам. Если бы спектакль пошел второй раз, я бы непременно послушал бы его еще раз. Думаю, что так поступили бы многие. Откровенно говоря, я впервые за много лет снова слушал настоящую украинскую оперу, с ее замечательными мелодиями, проникся ее духом, светлой радостью, сочными красками жизни.
Я был на спектакле вместе с моей женой Любовью Качан, которая училась в школе в Западной Украине, и которая знает наизусть все арии из этой оперы, и я видел, что и она испытала наслаждение от постановки, от замечательного исполнения, от великолепного спектакля.
Спасибо всем. Я обнимаю всех артистов. Моя признательность и любовь - всем-всем создателям этого великолепного праздника украинской культуры.