Часть 11. Жизнь в Академгородке

Jun 16, 2010 16:27

           Фильм идет под музыку, которую исполняет сама Вера Августовна. Выход фильма прошел практически незамеченным, - это были дни путча ГКЧП в 1991 году. Фильм находится в Госфильмофонде.

Л.Н. Качан - Жалеть себя, - какая ерунда!


           Любовь Николаевна Качан - близкий друг, Веры Августовны, начиная примерно с 1973 года и до самой ее кончины.

Любовь Николаевна Качан

Любовь Николаевна, уже живя в Америке, написала несколько коротких эссе под общим заглавием «Жалеть себя - какая ерунда...»,  часть из которых была опубликована в газете «Новое русское слово» в Нью-Йорке к столетию со дня рождения Веры Августовны. В более полном виде они были напечатаны в еженедельной газете «Диаспора» в Сакраменто в 2005 году. Я намерен опубликовать самый полный вариант этого эссе, потому что каждое из них представляет собой яркую зарисовку подлинной Веры Августовны, ее характера, ее трудной жизни, ее жизнелюбия и независимости, - все, что Любовь Николаевна увидела в последние 10 лет жизни Веры Августовны. .

Любовь Николаевна была инициатором и непременным участником ежегодных концертов в память о Вере Августовне в Музыкальном салоне Дома Ученых. Последний раз этот концерт прошел с ее участием в декабре 1991 года.

последние годы жизни


            В конце семидесятых Вера Августовна часто болела. Она уже не работала. Ей помогали по дому, приносили продукты из магазина. Школьники ФМШ даже составили расписание, по которому они дежурили в ее квартире. Она старалась, как и раньше устраивать свои еженедельные концерты, послушать которые всегда приходили ее друзья и поклонники ее игры. Кирилл Алексеевич приводил по несколько фымышат и студентов университета. Часто они оставались на лестнице и слушали музыку через полуоткрытую дверь квартиры.

Кирилл Алексеевич Тимофеев в 70-е годы


Вера Августовна Лотар-Шевченко
в последние годы жизни

Все друзья Веры Августовны очень обрадовались, когда нашлась женщина, готовая постоянно находиться рядом. Мы с Любочкой знали Веронику, но, честно говоря, с трудом выносили ее присутствие. Она не обращала на это внимания, заходила к нам домой почти ежедневно, всегда была голодна и проявляла неприятную назойливость и непонимание нашей деликатной неприязни.

Вероника, которую все звали «Кошкина мать» за патологическую «любовь» к кошкам, узнав о состоянии Веры Августовны, начала сначала заходить и к ней, потом стала ухаживать за ней, прибиралась, готовила еду. Пожалуй, все это делалось с согласия Веры Августовны, потому что другого выхода у нее не было.

Вскоре Вероника переехала к ней жить, к счастью, без кошек. Мне тогда показалось, что друзья Веры Августовны вздохнули с облегчением, - все-таки рядом с ней постоянно находится человек.

Вероника же почувствовала себя в ее доме полной хозяйкой и стала не очень охотно принимать гостей.

У Вероники была комната в двухкомнатной квартире, и в этой комнате вместе с ней, а часто и с ее другом, весьма странной личностью, жило порядка тридцати голодных кошек. Вонь стояла невыносимая, и жильцы все время на нее жаловались. Вероника то работала, то не работала, и денег у нее не было. Так что своих кошек она часто неделями не кормила, и они буквально зверели от голода.

записи исполнения Веры Августовны

Когда Вера Августовна умерла, «кошкина мать» забрала себе все ее вещи и весь архив. Она рассчитывала, что ей оставят и ее квартиру, но эту двухкомнатную квартиру у нее забрали, предоставив однокомнатную, куда она и вывезла все вещи Веры Августовны. А друзьям в эти печальные минуты было неудобно настоять на полной инвентаризации имущества Веры Августовны. А надо бы сделать это, чтобы остались памятные вещи.

Только рояль «Беккер», некогда- купленный Ляпуновыми с помощью Веры Августовны, а потом, после смерти Алексея Андреевича, подаренный семьей Ляпуновых ей, Вера Августовна завещала Физматшколе, и он действительно находится там..


Записей самой Веры Августовны почти не осталось. Только в Нижнем Тагиле у Т.К. Гуськовой, как пишет корреспондент газеты Н. Дузенко, сохранилась гибкая пластинка из журнала «Кругозор». Чиновники 1970-х долго решали: можно ли фирме «Мелодия» записывать лагерницу с 58-й статьей? А потом стало поздно.

Впрочем, недавно Николай Гладких сообщил мне, что у Кирилла Алексеевича он видел пластинку с записью ее исполнения. Значит, все же ее записали? Кирилл Алексеевич, показывая пластинку, говорил: «Раритет»

Мне обещали прислать телефон дочери Кирилла Алексеевича, которая живет в Академгородке и работает в Университете. Попробую позвонить ей. А вдруг пластинка найдется? Я также втайне надеюсь, что Кирилл Алексеевич оставил какие-нибудь записи о Вере Августовне.

Кирилл Алексеевич Тимофеев в глубокой старости

Продолжение следует

Лотар-Шевченко, Академгородок

Previous post Next post
Up