Отечественные СМИ очень не любят цифр. Вообще никаких цифр. Во-первых, скучно, во-вторых скучно, а в-третьих… страшно.
В отличие от глубокомысленных изречений о равенстве и братстве или не менее томного кокетства на предмет подвигов Геракла в тридевятом ближневосточном царстве, факты приходится обосновывать.
Особенно велика опасность там, где речь идет о потенциально верифицируемой статистике, непосредственно касающейся управления. Тут обычно формулировки замыливают наречиями или быстренько задергивают занавесочкой прилагательных.
Невинная ложь звучит так: «большинство россиян», «практически никто в нашей стране», «как всем хорошо известно [мнение]» и т.д.. Приемам этим не одна сотня лет и придумали их совсем не советские дошколята, а Демосфен, но работают они до сих пор, как метроном. Т.е. действуют в первую очередь усыпляюще.
Радует, когда к теме официальной статистики обращается заслуженный мастер слова, которому как бы и нечего терять, кроме своих идеологических цепей.
Вдвойне приятно, что речь идет о ключевой тематике медийного управления - рейтингах новостных программ на российском ТВ.
Понятно, что ваш покорный слуга не мог не обратить на это своего внимания.
Что же, выкладывайте шокирующую правду, г-жа писательница!
Вот, что написала Юлия Леонидовна в своем последнем материале для «Новой Газеты»:
«В течение вот уже многих лет страна живет c привычной мифологемой, которая называется «зомбоящик». Согласно этой мифологеме, какое-то большое количество жителей России - не то 90%, не то 85%, не то, в крайнем случае, большинство - живет и дышит тем, что показывают по телевизору.»
Поднимите мне веки.
«Судите сами.
Вопрос: в России больше 140 млн человек, сколько из них смотрит программу «Время»?
Ответ: 6 млн человек, то есть меньше 2%. Это официальная статистика. Ее легко проверить.
Вопрос: каков средний возраст аудитории программы «Время»?
Ответ: 63 года. Это тоже официальная статистика.
Иными словами: те 2%, которые смотрят программу «Время», - это далеко не самая активная часть населения.
Вопрос: сколько человек посмотрели фильм «Он вам не Димон»?
Ответ: только на YouTube счетчик перевалил за 17,5 млн просмотров. Цифру эту, с учетом других медиаплатформ, можно смело увеличить по крайней мере вдвое.»
После обоснованного комментария, что в РФ проживает по официальным данным 144,5 млн. человек, а не «больше 140 млн.». Но, даже если и 140, то 6 млн. не составляет 2% от них, а примерно 5%. Редакция поправила первую цифру, и в материале на официальном сайте газеты стало так:
«Судите сами.
Вопрос: в России больше 140 млн человек, сколько из них смотрит программу «Время»?
Ответ: 6 млн человек, то есть меньше 5%. Это официальная статистика. Ее легко проверить.
Вопрос: каков средний возраст аудитории программы «Время»?
Ответ: 63 года. Это тоже официальная статистика.»
Вторую же цифру никто поправить не решился:
«Иными словами: те 2%, которые смотрят программу «Время», - это далеко не самая активная часть населения.»
Потому что 5% для программы «Время» звучит уже не так сокрушительно, как 2.
Уровень аналитики «Бог», да.
Не агитируя за советскую власть и не подавляя хрупкую оппозиционную мысль, посмотрим повнимательнее на эти цифры.
Начнем с конца. Как получить 17,5 млн. просмотров на Youtube? Например, 17,5 миллионов раз его проиграть по кругу 1 человеку. Или двум людям по 8,75 миллионов раз. И так далее. Принцип понятен :-)
Я, к примеру, для того, чтобы написать
соответствующий материал загружал его раз 6.
Если не брать накрутку, платный траффик и явно комплиментарные просмотры поклонниками творчества Алексея Николаевича, то в сухом остатке мы не можем сказать сколько конкретно людей его посмотрели.
За пределами московского региона его расшаривали не очень активно. Более того, как и следовало ожидать, время активной жизни ролика составило в среднем 1 неделю в соцсетях. Кроме специализированных пабликов VK, которые в итоге и побудили некоторое количество болельщиков на столичную прогулку в автозаках.
В любом случае, считать, что его посмотрело в 2 раза больше 17,5 млн. человек - фантастическое и ни на чем не основанное утверждение.
Напомню, друзья, что количество экономически активного населения (самая широкая целевая аудитория) страны составляет на 2016 год - 75,8 млн. человек.
Т.е. примерно половина из них посмотрела эти вирши?
Константин Сергеевич Станиславский с Андреем Андреевичем Марковым в обнимку удаляются в сторону заката и даже не поворачиваются, чтобы попрощаться с покинутой всеми Юлией Леонидовной Латыниной.
Теперь к программе «Время».
Единственный приличный источник данных по телевизионным рейтингам на крайне конкурентном поле это TNS Russia, который сейчас TNS Gallup.
ОК, что нам говорит монополист?
Рейтинг программы «Время» в 2013 году был 8,4%, в начале 2016 - 9,8% (! вдруг), в конце - 6,4%. Это при ежегодно возрастающем покрытии интернета, охватывающем все и вся 4G.
Что значит рейтинг программ в процентах? Это доля людей, от общего количества смотрящих телевизор.
Сколько же людей смотрит телевизор?
Очень сложный вопрос.
Считается, что где-то между 55 и 61% всего населения периодически его включает. Минимум на 10 минут :-)
Причем сюда входят не только федеральные каналы, но также спутниковое и цифровое телевидение в городах миллионниках.
Получается, что именно по проверяемой статистике «Время» может смотреть около 5 млн. человек.
При этом ежесуточная доля «Первого канала» (держателя программы «Время») составляет 13,3 млн. человек (данные TNS). И вечерние новости, мягко говоря, не самый востребованный продукт. По сравнению с ток-шоу, сериалами и «хипстерским заделом» Эрнста.
Например, сериалы в среднем в 7 раз популярнее новостей. В 7 раз! Развлекательные эфиры (юмор, музыка) - в 3. Спорт - примерно так же, как и новости, но он присутствует и на первой кнопке. В общем, нужно решать линейное уравнение с одним неизвестным.
Таким образом и цифра 5 млн. может сильно завышена.
Грандиозная статистика, с роскошным па-де-де в сторону Кремля, не выдерживает даже самых элементарных подсчетов на листке бумаги.
Как на одной чаше весов, так и на другой.
https://telegram.me/mikaprok