Комплекс Киево-Покровского женского монастыря, расположенный над урочищем Глубочица, вблизи бывшей улицы Львовской, начал складываться в 1889 году. То был год основания обители, созданной по замыслу и на средства великой княгини Александры Петровны - жены в.к. Николая Николаевича (старшего), брата императора Александра II.
Несколько значительных построек монастыря сохранились до нашего времени; реставраторы восстановили в прежнем виде главные святыни - Покровскую церковь и Николаевский собор (самый крупный храм Киева). Их история достаточно изучена и отражена во многих публикациях.
Значительно меньше известно о сооружении более скромном, зато очень приметном. Для многих именно с него начинается монастырь. Речь идет о Святых воротах - парадном въезде в Покровскую обитель, расположенном в перспективе Бехтеревского (прежде Дионисиевского) переулка.
При воротах была устроена также сторожка, а все вместе составило эффектный, в высшей степени необычный объем.
В свое время я уже посвящал здесь несколько строк тем скудным сведениям, которые удалось собрать об этом сооружении. Но хотелось бы рассказать больше, к тому же появились новые соображения. Итак, совершим прогулку в прошлое Святых ворот Покровского монастыря.
Прежде всего, надо отметить стилевую особенность ворот. Весь комплекс монастыря был последовательно выдержан в так называемом «русском стиле» (говорят также «псевдорусский», «ложнорусский»), распространившемся по всей Российской империи во второй половине XIX века. Его формы и детали представляли собой подражание московско-ярославскому зодчеству XVI-XVII веков.
Покровский монастырь. Художник Иван Ижакевич. 1910-е гг.
Если в Великороссии такие подражания нередко оказывались в одном пространстве со старинными подлинниками, то в Киеве и других украинских городах давняя архитектура развивалась по другому пути. И для наших земляков конца позапрошлого столетия «русский стиль» представлял собой заимствованный экзот - примерно такой же, как неоготика, «мавританский стиль» и т.п. Хотя культивировали его порой не столько из эстетических, сколько из идеологических соображений. А в церковном зодчестве империи, кроме «русского стиля» да еще «византийского стиля», другие почти что и не применялись.
Так вот, стандартный набор деталей «а ля рюсс» известен любому: луковичные главки с тонкими шейками, шатры, пояса кокошников, «пузатые» колонны, килевидные очертания арок, арки с «гирьками» и пр. Если бы Святые ворота захотели оформить из того же ассортимента, вышло бы что-то вроде других ворот того же монастыря, со стороны улицы Львовской. Отметим, что всего в обитель вели четыре входа: главный - через Святые ворота, Экономический - арка в каменной стене чуть правее Святых ворот, Житомирский - с Львовской ул. и северный - фигурная арочка со стороны Глубочицкой ул.
Фото 1920-х гг., когда улица Львовская уже носила имя Артема (а еще раньше - Троцкого). Этих ворот давно нет, на их месте - левый фланг дома № 52 с подворотней, через которую тоже можно пройти к Покровскому монастырю. Нет и неказистого двухэтажного домишки левее ворот. А кирпичный дом слева на втором плане уцелел под № 54; там теперь дипломатическая миссия.
Однако в конце Дионисиевского переулка появилось совсем другое сооружение! Это не просто банальная арка, на которую «наклеили» детали «русского стиля». Это целостный архитектурный образ!
Святые ворота. Фото 1890-х гг.
Такие укрупненные формы присущи скорее модерну и модернизированным «неостилям». Вспомним необарочную Георгиевскую церковь на Казацких могилах под Берестечком. Объемное решение - во многом сходное.
Георгиевская церковь в с.Пляшева на Казацких могилах. Фото с сайта www.photoukraine.com
Но ведь храм под Берестечком сооружен уже в 1910-х годах. А Святые ворота Покровского монастыря - существенно старше. Хотя, к сожалению, ни их архитектурного проекта, ни документов, непосредственно связанных со строительством ворот, найти пока не удалось, но есть кое-какие соображения по части даты и авторства.
Когда я работал с материалами о Покровском монастыре, встретил два подробных плана его территории 1890-х годов. Один из них был составлен в 1896-м, и на нем со стороны переулка Святых ворот еще не было. А второй, с базовым изображением 1897 года, уже показывает эти ворота под № 37.
План монастыря 1897 г., с последующими дополнениями. Фрагмент.
(На этом же фрагменте под № 24 показана монастырская гостиница, которая не сохранилась, а под № 50 - существующая просфорня).
Еще одно подтверждение того, что Святые ворота появились не позже 1890-х годов, - их ранние снимки.
Обратите внимание: слева от ворот стоит какой-то деревянный домишко. Это позволяет безусловно датировать фото 1890-ми годами. Потому что, как достоверно известно, в 1900-1901 годах на месте домишка был выстроен кирпичный доходный дом, принадлежавший семье Софронович (ныне Бехтеревский пер., 13). С тех пор это массивное здание присутствует на изображениях Святых ворот впритык к ним.
Ворота Покровского монастыря. С открытки начала ХХ в.
Между прочим, в 1903 году монастырь выкупил этот дом у Софроновичей и сам получал от него доход.
Лицевая плоскость арки первоначально была покрыта сложными обрамлениями размещенных здесь же икон. Икона Покрова непосредственно над проездом существует и в настоящее время.
Остальные, к сожалению, не сохранились, и вообще фасад Святых ворот значительно упрощен. На старых снимках трудно разглядеть, какие святые изображены слева и справа от проезда. Могу лишь отметить, что в монастыре особо чтили мученицу Александру, царицу Римскую - святую покровительницу в.к. Александры Петровны, святителя Николая Мирликийского, соименного ее мужу, и блаженного Николая Кочанова, в день памяти которого родился в.к. Николай Николаевич (старший).
Кто же проектировал необычное сооружение? Конкретных документов на этот счет, повторяю, я покамест не встречал. Но уместно будет обратить внимание на тот факт, что в 1896 году - примерно тогда же, когда появились Святые ворота, - был подготовлен проект Николаевского собора Киево-Покровского монастыря и совершена его закладка.
Николаевский собор Покровского монастыря. С открытки 1910-х гг.
На проектном чертеже собора там, где должна быть подпись автора, написано буквально следующее: «По эскизу Его Императорского Высочества Великого Князя Петра Николаевича исполнил Академик Архитектуры Владимир Николаев. 1896 г.»
Проект Николаевского собора, 1896
Таким образом, у собора было два автора. В. к. Петр Николаевич, младший сын Александры Петровны, архитектор-любитель, и Владимир Николаев - профессионал, академик, в ту пору киевский епархиальный архитектор. Как мы сейчас увидим, некоторые подробности сближают тех же двух автором и со Святыми воротами.
Владимир Николаев и в. к. Петр Николаевич
...Архитектурные проекты Петра Николаевича в свое время пользовались известностью, их не раз публиковали. Конечно, налет аматорства был очевиден, но привлекало оригинальное образное мышление, некая антропоморфность построек. Вот, к примеру, разработанные великим князем изображения мемориальных храмов на местах русско-японской войны.
Не правда ли, проект слева напоминает конного витязя? А тот, что справа - витязя пешего? И не чувствуется ли в этом тот же принцип укрупненных деталей, который заложен и в решении Святых ворот?
Что же касается Владимира Николаева (строившего, как документально известно, Покровскую церковь и многие другие корпуса обители), то буквально вслед за появлением ворот Покровского монастыря, в 1897 году, он подготовил проект въездной арки на территорию казенного спиртового склада на Демиевке.
Своеобразная форма проема - точь-в-точь такая же, как у Святых ворот.
Эта арка на Демиевке, кстати, сохранилась.
На месте спиртового склада последние несколько десятилетий действовал завод изделий из резины.
Но ворота на Демиевке в целом все же более традиционны, в духе распространенного тогда "кирпичного стиля". А Святые ворота были настолько непривычны для своего времени, что не будет, пожалуй, сильным преувеличением утверждать: здесь киевская архитектура встретила "первую ласточку" художественных принципов модерна.
...Антропоморфные архитектурные решения великого князя наталкивали на некие ассоциации и в отношении Святых ворот. Так, долгое время мне казалось, что со стороны обители они напоминают голову витязя из «Руслана и Людмилы».
Святые ворота. Фото 1980-х гг.
В общем-то, этот образ был тогда популярен: опера Глинки по поэме Пушкина «Руслан и Людмила» не сходила со сцены городского театра. И в этом виделось некое подтверждение «русскости стиля».
Однако в общении с сестрицами обители, занимающимися ее историей, я услышал иную ассоциацию: для них ворота с этой стороны были скорее похожи на иноческий головной убор, надвинутый почти на брови.
В. к. Александра Петровна в скуфье.
Это навело на дальнейшие соображения. Ведь, с другой стороны, лицевой фасад Святых ворот в их первоначальном виде напоминал венец, диадему! Даже как бы с жемчужинами по контуру.
Святые ворота. Фото 1910-х гг.
Еще отчетливее эта параллель с венцом видна на панорамном изображении монастыря 1912 года. (Не удивляйтесь, что дома Софроновичей здесь нет: изображение рукотворное, и автор просто не стал рисовать этот дом, чтобы он не загромождал панораму).
Панорама Киево-Покровского монастыря, 1912. Фрагмент
И тогда возникает новая гипотеза касательно образной сути постройки. Быть может, вложенный в нее замысел таков: с внешней - мирской - стороны Святых ворот нас встречает роскошный венец, напоминающий о царственном величии великой княгини - основательницы обители. А с внутренней стороны, уже находясь на территории монастыря, мы видим смиренное одеяние, пришедшее на смену придворной роскоши. В таких выразительных образах воплощено все уникальное значение Киево-Покровской обители.
Можно вспомнить еще и о том, что упоминавшаяся выше закладка Николаевского собора состоялась в августе 1896 года при личном участии царя (положившего первый кирпич в основание) и царицы. Напрашивается мысль: не к приезду ли высочайших гостей постарались украсить Святыми вратами главный вход в монастырь? Кстати, Николай II и в последующие свои приезды наведывался в Покровский монастырь (а бесплатную больницу при киевской обители, носившую его имя, после смерти великой княгини содержал фактически из личных средств, выплачивая на ее нужды 80 тысяч рублей в год). Сохранился фотоснимок выезда царского автомобиля из Святых ворот в 1915 году.
«Киевская мысль». Иллюстрированное приложение, 1915.
За последние десятилетия в Покровском монастыре многое изменилось к лучшему. Обезглавленные в советские годы, храмы обители теперь вернули свой красивый и величественный облик. Думаю, что настало время и для реставрации Святых ворот. На это не потребуется больших средств, а выигрыш в художественном впечатлении может быть довольно значительным.
Постскриптум:
Недавно в Покровском монастыре состоялось прославление основательницы обители - великой княгини Александры Петровны, в ноябре 2009 года причисленной к лику местночтимых святых под ее иноческим именем Анастасия. Память святой преподобной Анастасии Киевской будет совершаться в четверг Светлой седмицы и в день обретения ее мощей 20 октября/2 ноября.