Среди старинных фонтанов Киева особенно известна и популярна серия одинаковых чугунных сооружений, отлитых больше ста лет назад. Но не все знают, что прообраз этой серии добрался сюда, на берега Днепра… откуда бы вы думали? - с берегов Оки и Волги!
Начнем наш рассказик на фонтанную тему с газетной хроники 1900 года:
В течение нынешнего лета в небольшом сквере, лежащем против театра Домостроительного общества (нынешний Театр им. Франко. - М.К.), будет установлен Киевским обществом водоснабжения большой чугунный фонтан с бетонным бассейном. Фонтан будет совершенно одинакового типа с теми тремя фонтанами, которые водопроводное общество в прошлом году установило в Золотоворотском сквере, в Царском саду и на Шулявской площади. Всего таких фонтанов водопроводное общество по контракту с городом обязалось поставить 6. Все фонтаны отливаются в Киеве, на заводе А. Ф. Термена. Стоимость каждого из них, с установкой, окраской и устройством бетонного бассейна, достигнет 6000 руб.
Итак, мы видим, что первую тройку серии составили вот эти фонтаны 1899 г.:
У Золотых ворот
С открытки 1920-х гг.
В Царском саду
Фото 1920-х гг.
На Шулявской (она же Караваевская) площади
С открытки начала ХХ в. На втором плане слева - существующее здание по ул. Пушкинской, 45/2; справа - утраченное здание, на месте которого теперь стоит дом со станцией метро «Площадь Льва Толстого».
В 1900-м установлен фонтан у театра на Николаевской пл. (Ивана Франко), о котором шла речь в заметке.
С открытки начала ХХ в.
А оставшиеся два появились в 1900-1901 годах вот где:
Один - в Мариинском парке
С открытки начала ХХ в.
Другой - на Софийской площади
Фото начала ХХ в.
Все они были отлиты на местном заводе Алексея Термена.
А. Ф. Термен
Как раз на днях о нем вышла моя статья, так что подробности биографии этого незаурядного инженера, предпринимателя и общественного деятеля можно прочитать
ЗДЕСЬ. Любопытно, что эти самые фонтаны (кроме шести больших, водопроводное общество установило еще несколько подобных девайсов уменьшенного типоразмера, вроде как в сквере у Владимирского проезда или в Полицейском садике напротив костела; однако о них речь сейчас не идет) не только украшали улицы и площади, парки и скверы. Они служили и чисто практическим потребностям. Желающие могли брать из их бассейнов воду для своих нужд, уплачивая в пользу водопроводного общества по копейке за каждые шесть ведер. Или приводить скот на водопой - по копейке с головы. Впрочем, черпать воду кружкой для питья любой мог совершенно бесплатно.
Как сложились судьбы серии киевских фонтанов до нынешнего времени? Большинству повезло: они остались на своих местах. В бывшем Царском, ныне Городском саду; в Мариинском парке; в скверах на площади Ивана Франко и у Золотых ворот.
Золотоворотский фонтан в нынешнем виде
Но были и утраты. Так, исчез бесследно фонтан с Караваевской площади (пл. Толстого). В 1920-е годы его уже нет на снимках и планах. Он, вероятно, мешал уличному движению, поскольку к тому времени на площади разветвлялись линии трамвая по улицам Большой Васильковской и Караваевской (Толстого).
К концу 1920-х не стало и фонтана на Софийской площади, переименованной в честь Красных героев Перекопа. Но этот пропал не бесследно.
Вот его, быть может, последнее фото на первоначальном месте:
Фото 1920-х гг. Бассейн облуплен; фонтан уже обносят забором.
А затем с площади, на которую тоже пришли основательные транспортные потоки, он переместился в уютный, только что разбитый сквер на нынешней улице Олеся Гончара, перед зданием бывших Высших женских курсов (в то время - Ветеринарного и Зоотехнического института, а теперь МинЧС).
С открытки конца 1920-х гг.
Там стоит и доныне (хотя я уже забыл, когда в последний раз видел в нем воду). Зато некоторое время он оставался единственным, на котором всегда сохранялись нанесенные на шейку чугунной чаши надписи - название завода Термена в Киеве и дата отливки.
Мы перечислили шесть одинаковых фонтанов, украшавших старый Киев, узнали, что с ними сталось.
Но это не все. Ведь был и седьмой такой же точно!
Седьмой, или, точнее сказать, нулевой. Потому что поставили его задолго до этих шести, еще в начале 1870-х, когда только-только вводили в действие общегородской киевский водопровод. Он находился посреди Царской (Европейской) площади.
Фото 1870-х гг.
Пока «транспортную нагрузку» на площадь создавали только извозчики, фонтан-водопой был там как раз к месту. Но с появлением трамвайного движения все изменилось. Уже к открытию первого трамвайного маршрута в 1892-м перед фонтаном всунули деревянный станционный павильон.
Со временем такое расположение оказалось тесным и неудобным. Поэтому старый павильон разобрали, а новый построили за фонтаном, в глубине площади. Выглядело это так:
Такая ситуация наблюдалась в 1900-х годах. А потом (с уплотнением движения к началу 1910-х) сочли нужным вовсе убрать фонтан и вместо него разбили клумбу, посреди которой торчал высокий фонарный столб:
Так ушла в небытие та чугунная чаша, по образцу которой были отлиты шесть позднейших. А ее самое изготовили на основании чертежей за подписью известного киевского архитектора Александра-Петра-Адриана Яковлевича Шиле (1830-1897).
Проект 1871 г. из городского архива. Кроме подписи Шиле, стоит автограф инженера Федора Доната. Фонтан на Царской площади, очевидно, был отлит на предприятии Доната (нынешняя «Ленинская кузница»), а завода Термена на этот момент еще не было
Существует мнение, что Александр Шиле разрабатывал свой проект, ориентируясь на известный парижский фонтан на площади Вогезов. В свое время мне приходилось реконструировать биографию Шиле для первой подробной статьи о нем (1989), а потом и для посвященного ему документального телефильма режиссера Валентина Соколовского. Оказалось, что архитектор, окончив в Петербурге Императорскую Академию художеств, потом совершенствовал свое образование в Европе и, в частности, во Франции. Так что вероятность французского влияния, конечно, существует.
Однако предполагаемый парижский аналог напоминает киевские чугунные чаши лишь отдаленно, в чем я мог самолично убедиться, оказавшись на площади Вогезов:
С другой стороны, сама по себе подобная французская стилистика уже давно вошла в отечественную практику и применялась при изготовлении разных фонтанов. В том числе и того, который предшествовал на Царской площади фонтану Шиле (к нему подводили воду из естественного источника):
Литография И. Ляуфера с акварели М. Сажина, 1850-е гг.
Его называли «Иван» - по имени губернатора Ивана Фундуклея, на чьи средства он был устроен еще в 1840-х годах.
Между тем существует иногородний фонтан, буквально точь-в-точь похожий на киевскую серию. Сравните!
Фото 1960-х гг.
Где же это? Думаете, в Париже? Нет, довольно далеко от столицы Франции, - в Нижнем Новгороде!
Неофициальная столица российского купечества славилась своими ярмарками, для которых было отведено обширное пространство у места впадения Оки в Волгу. Для благоустройства этой местности в 1860-е годы устроили два фонтана с бассейном, ставшие составной частью ярмарочного водопровода. Один из них, как раз перед главным зданием ярмарок фасадом на Оку, и ныне стоит на том же месте.
За эти фотоснимки большое спасибо Ирине Левиной, Москва
Как же попала эта модель на берега Днепра? Неужели солидный архитектор с академическим образованием допустил примитивный плагиат и поставил подпись под копией чужой работы? Как-то не верится.
Снова обратимся к биографии Александра Шиле. И оказывается, что в 1858 году он был назначен архитектором при Нижегородской удельной конторе - учреждении, ведавшем имуществами царской семьи в губернии (такие конторы были по всей империи). Правда, уже в 1861-м он оттуда отбыл к месту следующей службы. Но работы по строительству ярмарочного водопровода начались в 1863 году, и, по-видимому, Александру Яковлевичу заранее заказали разработку художественного образа фонтана. А уже здесь, в Киеве, он попросту повторил апробированный вариант.
Ну что ж, допустим, киевский фонтан стал копией нижегородского, а его-то Шиле на каких аналогах проектировал? Может быть, не стоит далеко ходить, - ведь в том же Нижнем Новгороде, на площади Благовещенской (ныне Минина и Пожарского) еще в 1846-1847 годах был установлен фонтан в иных пропорциях, но с довольно сходными деталями:
Фото с сайта www.vadimpl.ru
Конечно, не исключено, что и для этого, и для последующих «шилевских» фонтанов Нижнего Новгорода зодчие выбирали стилевое решение на основе французских примеров. Но уж для Киева воистину получилось, по крылатому выражению Чацкого из «Горя от ума», «смешенье французского с нижегородским» :))
И напоследок еще одна подробность. Характерно, что на дореволюционных фотоснимках чугунных фонтанов водопроводного общества они либо «молчат», либо брызжут весьма скромными струями. Оно и понятно. Ведь главной их задачей было, как сказано выше, заполнить бассейны для нужд горожан. А если резервуары полны - для чего же зря гонять воду, стоящую денег?! (Спускали ее из бассейнов лишь время от времени).
И только в советское время, когда утилитарная задача фонтанов отпала и осталась лишь декоративная, вода в чашах полилась полным потоком. Мало того, оборудовали дополнительные струи, бьющие по кольцу бассейна. В общем, трудящиеся столицы УССР получили достойное зрелище в парках и скверах!
Фото Золотоворотского сквера, 1930-е гг.
Напоследок скажу, что автору этих строк, как и многим другим землякам, издавна по душе отдыхать возле бьющей ввысь воды, слушая ее шум и любуясь посверкиванием играющих струй. Так что и в наше время фонтаны не обделены признательным вниманием киевлян. Лишь бы только они исправно работали…
(с) Михаил Кальницкий