Click to view
Ода православному Чуду как новая тема российского кинематографа - вот та тема, на которую я решил высказать пару тезисов, просмотрев фильм Андрея Прошкина "Орда".
Первопроходцем из современных режиссеров на этом пути стал тот же Прошкин с картиной "Чудо", где девушка застыла с иконой в руках и простояла четыре месяца, одревенев, но не умирая. Напомню сюжет, он присутствует и в Википедии:
Фильм основан на истории о стоянии Зои. События происходили в 1956 году в Куйбышеве. В доме 84 по улице Чкалова жила некая Клавдия Болонкина. Её сын Николай в новогоднюю ночь решил пригласить друзей. Среди приглашенных была девушка Николая, Зоя Карнаухова. Когда все подруги были с парнями, Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где висели иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!».
Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук - она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук. О событии быстро узнал весь город, милиция боялась подходить к обездвиженной Зое, врачи ничем не могли помочь, когда они пытались сделать укол, иглы ломались и не проходили в кожу. Приходили священники и тоже ничем не могли помочь, но потом появился иеромонах Серафим. Он смог вытащить икону из рук Зои и позже сказал, что её стояние закончится в день Пасхи. Так оно и произошло, Зоя простояла 128 дней.
Теперь же Прошкин снял фильм про чудо более историческое - про поездку митрополита Алексия в Орду для спасения слепой матери хана. В течении всего фильма не ясно - готов ли, собственно, сам митрополит к тому, чтобы совешить чудо? Похоже, сам митрополит едет для того, чтобы или поверить, или разувериться в Боге. Во всяком случае, в собственные силы совершить чудо он не верит, при этом чудесным методом помогает не истечь кровью раненому коню (не тот ли это конь, кто напугал ханшу и лишил ее зрения?)
Мучения митрополита Алексия тоже убедительные, и, собственно, они-то и оправдывают всю тяжесть сотворенного чуда. По сути, режиссер смешал здесь историю мученика и боголюба Иова и чудеса Христа. Стал бы Иисус сыном Божьим Христом, если бы не Крест, который он понес и на котором был распят? Нет, не стал, ведь тогда не было бы демонстративных мучений. А без мучений люди не поверят, чудесами народ не удивишь.
И митрополит Алексий, понимая, что за ним следят, что он в прицеле этой дикой власти, начинает заниматься тем, чем занимался Христос - добровольно идти на показательные муки. И слепота проходит, и чудо происходит лишь на гране жизни и смерти.
Что понравилось? Кино исключитель искреннее, иногда даже кажется, что режиссер становится на сторону монголов. Русские показаны честно - вроде правильная, относительно цивилизованная белая раса, с другой стороны - социальный разрыв между элитой и простолюдинами очевиден, русские даже в плену не могут объединиться или просто сбежать - они по-православному ждут смерти через мучения. Куда бежать? Зачем? Ведь и там помрем...
Те же монголы живут явным братанием между элитой и войнами, потому как разницы между ними никакой нету - обычная хунта, живущая казарменными радостями. И потому никто не удивляется, когда один хан вдруг убивает другого - это нормально, главное, сразу определиться, кому кланятся, и жить себе дальше.
Понимаешь и то, что эта монгольская свора, которая 300 лет грабила Русь, брала русских просто своим нахрапом и наглостью. Соглашаешься и с тем тезисом, что монголы просто "крышевали" местячковых князьков. Удивляет, что русские хорошо знали монгольский, а монголы - русский. Хотя что удивляться - монголы и русы три века прожили единым народом, просто одни были оккупансткой силой, а другие - производителями товаров для оккупантов.
В общем, "Орда" заставила поразмыслить. А вам что понравилось?