Очень пространный документ показывающий наличие танков, автомобилей и тракторов в РККА на начало июня 1941 года. И снимающий напрочь многие дурацкие вопросы.
ДОКЛАД НАЧАЛЬНИКА ГАБТУ ГЛАВНОМУ ВОЕННОМУ СОВЕТУ КА О СОСТОЯНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОБРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКОЙ И ИМУЩЕСТВОМ КРАСНОЙ АРМИИ
июнь 1941 г.
Обеспеченность Красной Армии АБТ вооружением на 1.06.1941 г. следующая:
Танки
Положено по штатам военного времени - 37886
Положено по штатам мирного времени - 34950
На 1.06.41 г. состоит в наличии:
«KB» - 545
Т-34 - 969
БТ-2, 5, 7 - 7550(1)
Т-26 - 10057(2)
Т-40 - 147
Т-37, Т-38 - 3460
Т-35 - 59
Т-28 - 481
Всего: 23268
Выноски:
1) Из них 594 БТ-2.
2) Из них 2-х баш. 1261; СУ-5 - 28 и 1137 огнем.
Некомплект по состоянию на 1.06.41 года:
По штатам военного времени - 14618.
По штатам мирного времени - 11682.
Всего по мехкорпусам:
Танки:
Положено танков по штату - 31574
Наличие на 1.06.41 г. - 16555
Наличие на 1.01.42 г. - 19825
Некомплект на 1.01.42 г. - 11749
Бронемашины:
Положено по штату - 8159
Наличие на 1.06.41 г. - 3007
Наличие на 1.01.42 г. - 3795
Некомплект на 1.01.42 г. - 4364
Укомплектованность мехкорпусов по состоянию на 1.06.1941 г. следующая:
Данные по каждому МК - в отдельном приложении (в данном документе отсутствует).
В 1940 - 1941 г.г. на вооружение Красной Армии приняты новые типы танков «KB», Т-34, Т-50 и Т-40. Прочие типы танков, состоящие на вооружении Красной Армии, а именно: Т-35, Т-28, БТ, Т-37, Т-38 в настоящее время с производства сняты.
Учитывая выпуск танков заводами промышленности с 1.06.1941 г. по 1.01.1942 года, а именно:
Поступает с заводов в 1941 г.:
с 1.06.41 г. по 1.07.41 г.:
Танки «KB» - 93
Танки Т-34 - 231
Танки Т-50 - 25
Танки Т-40 - 57
Итого: 406
3 квартал:
Танки «KB» - 375
Танки Т-34 - 830
Танки Т-50 - 180
Танки Т-40 - 150
Итого: 1535
4 квартал:
Танки «KB» - 430
Танки Т-34 - 885
Танки Т-50 - 345
Танки Т-40 - 320
Итого: 1980
Всего:
Танки «KB» - 898
Танки Т-34 - 1946
Танки Т-50 - 550
Танки Т-40 - 527
Итого: 3921
Некомплект по танкам на 1.01.1942 г. составит:
По штатам военного времени - 10697.
По штатам мирного времени - 7761.
При существующем на 1941 г. плане выпуска танков в количестве 5220, этот некомплект может быть покрыт только к концу 1943 года.
Учитывая необходимость перевооружения и дальнейший рост танковых войск, производственное задание промышленности по выпуску танков следует установить:
На 1942 г.
Танки «KB» - 4500
Танки Т-34 - 8000
Танки Т-50 - 4000
Танки Т-40 - 2000
Итого: 18500
На 1943 г.
Танки «KB» - 7500
Танки Т-34 - 15000
Танки Т-50 - 10000
Танки Т-40 - 4000
Итого: 36500
При этом условии танковые корпуса к концу 1943 года будут полностью перевооружены и укомплектованы новой материальной частью.
Следует отметить, что развитие танкостроения немыслимо без соответствующего обеспечения его:
а) двигателями - дизель;
б) танковой броней;
в) новой радиостанцией 10-Р (КРСТБ), взамен устаревшей 71-ТК;
г) танковым электрооборудованием.
Существующие производственные возможности по выпуску этих видов продукции не обеспечивают выпуск танков, даже по программе 1941 года.
Танкостроение в основном сосредоточено в г. Харькове и Ленинграде.
Производство танков «КВ-3» и Т-50 не имеет дублирующих заводов. Необходимо создать новые базы танкостроения внутри страны - Горький, Урал.
Выводы:
Для обеспечения выпуска в 1942 - 1943 гг. потребного количества танков, а также для создания производственных баз, дублирующих изготовление этих танков необходимо:
1. По танкам «KB» иметь три завода (Кировский, Челябинский тракторный и новый завод в районе г. Горький) с общим выпуском в 1942 г. - 4500 танков и в 1943 г. - 7500 танков.
2. По танкам Т-34 иметь два завода (завод № 183 и Сталинградский тракторный) с общим выпуском в 1942 г. - 8000 танков и в 1943 г. - 15000 танков.
3. По танкам Т-50 иметь три завода (завод № 174, организовать производство на Коломенском паровозном заводе и построить новый завод в г. Омске) с общим выпуском в 1942 г. - 4000 танков и в 1943 г. - 10000 танков.
4. По дизелям:
а) Расширить производственную мощность завода № 75 до 12000 дизелей в 1942 г. По заводу № 174 обеспечить производство дизелей в объеме программы на 1942 г. по танку Т-50.
б) Организовать производство дизелей на СТЗ, ЧТЗ и Ярославском автозаводе с общим выпуском 6000 дизелей в 1942 г. и 18000 дизелей в 1943 г.
в) Построить новый завод в районе г. Уфа с годовым выпуском 12000 дизелей в 1943 г.
5. Строительство новых и расширение существующих заводов по изготовлению танков и танковых дизелей производить с учетом выпуска запасных частей эквивалентно выпускаемым количествам танков и дизелей.
6. В проектах расширения и строительства заводов предусмотреть полный цикл танкового производства в районах расположения танковых заводов.
7. Танковая броня.
Для обеспечения намечаемого выпуска танков, необходимо дополнительно к существующим заводам организовать производство танковой брони:
а) на заводах № 264 («Красноармейская Верфь»), «Красный Октябрь» (Сталинград) и заводе имени Андреева (Таганрог) в пределах полного обеспечения выпуска танков Т-34 на СТЗ;
б) на заводе № 78 (Наркомат Боеприпасов) в пределах полного обеспечения выпуска танков «KB» на ЧТЗ и новом заводе в г. Омске;
в) на Урале в пределах обеспечения выпуска танков «KB» на новом заводе в районе г. Горький.
8. Радиостанция 10-Р.
В системе Наркомата Электропромышленности организовать на нескольких заводах производство радиостанций 10-Р в количествах полностью обеспечивающих потребность танковой промышленности и НКО.
Бронеавтомобили и бронепоезда
Потребность и наличие в Красной Армии составляет:
Потребность военного времени:
Бронемашины БА-20 - 4526
Бронемашины БА-10 - 7000
Бронепоезда легк. и тяж. - 42
Бронеавтомобили ж.д. легкие - 108
Бронеавтомобили средние - 185
Потребность мирного времени:
Бронемашины БА-20 - 3884
Бронемашины БА-10 - 6267
Бронепоезда легк. и тяж. - 33
Бронеавтомобили ж.д. легкие - 38
Бронеавтомобили средние - 39
Наличие на 1.06.41 г.:
Бронемашины БА-20 - 1899
Бронемашины БА-10 - 3361
Бронепоезда легк. и тяж. - 44
Бронеавтомобили ж.д. легкие - 108
Бронеавтомобили средние - 52
Некомплект по военному времени на 1.06.41 г.:
Бронемашины БА-20 - 2627
Бронемашины БА-10 - 3639
Бронепоезда легк. и тяж. - нет
Бронеавтомобили ж.д. легкие - нет
Бронеавтомобили средние - 133
Некомплект по мирному времени на 1.06.41 г.:
Бронемашины БА-20 - 1985
Бронемашины БА-10 - 2906
Бронепоезда легк. и тяж. - нет
Бронеавтомобили ж.д. легкие - нет
Бронеавтомобили средние - нет
Поступает от промышленности:
с 1.06.41 г. по 1.07.41 г.:
Бронемашины БА-20 - 55
Бронемашины БА-10 - 14
Бронепоезда легк. и тяж. - нет
Бронеавтомобили ж.д. легкие - нет
Бронеавтомобили средние - нет
3 кв.:
Бронемашины БА-20 - 175
Бронемашины БА-10 - 250
Бронепоезда легк. и тяж. - нет
Бронеавтомобили ж.д. легкие - 46
Бронеавтомобили средние - нет
4 кв.:
Бронемашины БА-20 - 180
Бронемашины БА-10 - 255
Бронепоезда легк. и тяж. - 6
Бронеавтомобили ж.д. легкие - нет
Бронеавтомобили средние - нет
всего:
Бронемашины БА-20 - 410
Бронемашины БА-10 - 519
Бронепоезда легк. и тяж. - 6
Бронеавтомобили ж.д. легкие - 50
Бронеавтомобили средние - нет
В числе общего наличия бронемашин на 1.06.1941 г. имеется 1147 устаревших бронемашин (БАИ, ФАИ и др.).
Бронемашины БА-20 и БА-10 полностью не отвечают современным требованиям Красной Армии, так как имеют недостаточную бронировку (6-10 мм) и малую проходимость по пересеченной местности.
Материальная часть бронепоездов по своим боевым качествам мало чем отличается от бронепоездов времен Гражданской войны.
Бронепоезда имеют слабую броневую защиту, устаревшее вооружение и паровозы (серии ОВ). Перевода на Западно-Европейскую колею не имеют.
Для обеспечения Красной Армии соответствующими современным требованиям типами бронемашин и бронепоездов, необходимо:
а) организовать производство бронемашин на 2-х - 3-хосном шасси со всеми ведущими осями по типу ЛБ-62, которые вооружить 23-25-мм пушкой.
б) разработать и поставить на производство новый образец средней бронемашины на 3-х - 4-хосном автошасси со всеми ведущими осями и броней 13-15 мм.
в) существующие бронепоезда до 1943 г. оставить без изменения.
В дальнейшем бронепоезда строить по типу мотоброневагонов с броней, обеспечивающей защиту от мелкокалиберной артиллерии, вооруженных по образцу средних и тяжелых танков. Базой для производства бронепоездов оставить завод «Красный Профинтерн».
Тракторы
Потребность и наличие тракторов в Красной Армии составляет:
Потребность военного времени:
«Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн - 28037
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 - 60778
Комсомолец - 5769
Всего: 94584
Потребность мирного времени:
«Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн - 16635
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 - 28661
Комсомолец - 4256
Всего: 49552
Наличие на 15.06.41г.:
«Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн - 2601
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 - 33658
Комсомолец - 6672
Всего: 42931
Некомплект по военному времени на 15.06.41г.:
«Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн - 25436
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 - 27120
Комсомолец - +903
Всего: 51653
Некомплект по мирному времени на 15.06.41г.:
«Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн - 14034
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 - +4997
Комсомолец - +2416
Всего: 6621
В числе общего наличия тракторов на 15.06.1941 г. имеется 14277 устаревших тракторов типа ЧТЗ-60, СТЗ-3 и «Коммунар», которые подлежат изъятию, так как по своим техническим качествам не могут обеспечить боевой работы войсковых частей, особенно артиллерии.
Для обеспечения потребности Красной Армии тракторами, с учетом изъятия устаревших тракторов и покрытия некомплекта по штатам военного времени, требуется 66833 трактора, из них:
«Ворошиловец» и С-2 - 25436;
ЧТЗ-65 и СТЗ-5 - 41397.
При существующем объеме производства в 29700 тракторов в год, НКО получит около 13500 тракторов типа С-2, ЧТЗ-65 и СТЗ-5 (при условии, что поставка в 4 квартале будет на уровне плана 3 квартала), 670 тракторов «Ворошиловец» и 2500 тракторов СТЗ-3 для авиационного тыла.
Такое положение со снабжением Красной Армии тракторами из года в год не снижает, а увеличивает разрыв между поступлением материальной части артиллерии большой мощности и мехтягой.
Если по тракторам ЧТЗ и СТЗ при мобилизации можно рассчитывать на получение необходимого количества тракторов для Красной Армии из народного хозяйства, то по тракторам «Ворошиловец», «Коминтерн» и С-2, обеспечивающим артиллерию АРГК - эта возможность исключена.
Применение в качестве арттягачей дивизионной и корпусной артиллерии тихоходных и маломощных тракторов ЧТЗ и СТЗ, не обеспечивает артиллерию тягачами, отвечающими современным ее требованиям. Необходимо:
1. Организовать производство специальных арттягачей, полностью удовлетворяющих тактико-техническим требованиям НКО.
2. Построить к 1.01.1943 г. завод по выпуску тракторов «Ворошиловец» до 2500 в год и завод по выпуску тракторов типа С-2 - 10000 в год.
3. Перевести все тракторные заводы на многосменную работу. Все выпускаемые заводами тракторы «Ворошиловец», С-2, ЧТЗ-65 и СТЗ-5 передавать в НКО.
Автомобили
Потребность и наличие автомобилей в Красной Армии составляют:
Потребность военного времени:
Автомобили легковые и ПИКАП - 49305
Автомобили грузовые ГАЗ - 213571
Автомобили грузовые ЗИС - 257256
Мастерские типа «А» - 7972
Мастерские типа «Б» - 4378
Бензоцистерны - 60914
ПЗС - 2571
Прочие спецмашины - 159911
Всего автомобилей: 755878
Потребность мирного времени:
Автомобили легковые и ПИКАП - 26001
Автомобили грузовые ГАЗ - 95231
Автомобили грузовые ЗИС - 116689
Мастерские типа «А» - 5423
Мастерские типа «Б» - 3648
Бензоцистерны - 19683
ПЗС - 1860
Прочие спецмашины - 81240
Всего автомобилей: 349775
Наличие на 15.06.41г.:
Автомобили легковые и ПИКАП - 17280
Автомобили грузовые ГАЗ - 117415
Автомобили грузовые ЗИС - 75803
Мастерские типа «А» - 2729
Мастерские типа «Б» - 1556
Бензоцистерны - 11252
ПЗС - 725
Прочие спецмашины - 45380
Всего автомобилей: 272140
Некомплект по военному времени:
Автомобили легковые и ПИКАП - 32025
Автомобили грузовые ГАЗ - 96156
Автомобили грузовые ЗИС - 181453
Мастерские типа «А» - 5243
Мастерские типа «Б» - 2822
Бензоцистерны - 49662
ПЗС - 1846
Прочие спецмашины - 114531
Всего автомобилей: 483738
Некомплект по мирному времени:
Автомобили легковые и ПИКАП - 8721
Автомобили грузовые ГАЗ - +22184
Автомобили грузовые ЗИС - 40886
Мастерские типа «А» - 2694
Мастерские типа «Б» - 2092
Бензоцистерны - 8431
ПЗС - 1135
Прочие спецмашины - 35860
Всего автомобилей: 77635
Поступит машин по мобилизации из нар. хозяйства:
Автомобили легковые и ПИКАП - 23864
Автомобили грузовые ГАЗ и ЗИС - 209880
Мастерские типа «А» - нет
Мастерские типа «Б» - нет
Бензоцистерны - нет
ПЗС - нет
Прочие спецмашины - 6000
Всего автомобилей: 239744
Некомплект с учетом поступления из нар. хозяйства:
Автомобили легковые и ПИКАП - 8161
Автомобили грузовые ГАЗ и ЗИС - 67729
Мастерские типа «А» - 5243
Мастерские типа «Б» - 2822
Бензоцистерны - 49662
ПЗС - 1846
Прочие спецмашины - 108531
Всего автомобилей: 243994
По грузовым машинам ЗИС, мастерским типа «А» и «Б» и походно-зарядным станциям Красная Армия имеет значительный некомплект.
Рассчитывать на покрытие некомплекта по этим машинам, за счет поставки по мобилизации из народного хозяйства, как показал опыт польской и финской кампаний, не представится возможным, так как громадное количество машин будет поступать на сдаточные пункты в плохом техническом состоянии и с изношенной резиной.
Отпуск НКО автомашин и в особенности, грузовых ЗИС до сего времени был недостаточен. При годовой заявке НКО в 93450 автомобилей, из них ГАЗ - 40785, ЗИС - 43205, прочих - 9550 или 66,5% от общего выпуска - 140000 машин в год.
За пять месяцев поставлено: 27633 автомашины или 29,5% годовой заявки НКО.
Недополучение машин по заявке НКО не давало возможности обеспечить автотранспортом проводимые по Армии оргмероприятия.
Снабжение Красной Армии спецмашинами лимитируется с одной стороны - дефицитом специального оборудования (станки, инструмент и проч.), с другой стороны - 3-хосными автомобилями, на которых монтируется около 50% всех типов спецмашин.
Намеченный перевод ряда спецмашин на прицепы на сегодня не обеспечен необходимым выпуском соответствующих типов прицепов.
Существующие на снабжении армии автомобили по проходимости не отвечают современным требованиям, необходимо:
1. Организовать массовое производство легковых и грузовых автомобилей повышенной проходимости с 2-мя и 3-мя ведущими осями.
2. Для работы в тылу армии по подвозу грузов часть автомобилей выпускать грузоподъемностью 6-10 тонн.
3. Увеличить отпуск грузовых автомобилей ЗИС до 70-80% от общего количества поставляемых НКО грузовых автомобилей, так как некомплект по Красной Армии, главным образом, идет за счет этого типа машин, замена которых грузовиками ГАЗ нецелесообразна из-за увеличения водительского состава и тыла войсковых частей.
Прицепы
Обеспеченность Красной Армии прицепами составляет:
Потребность военного времени:
Прицепы общего назначения - 67329
Прицепы специальные - 30269
Всего: 97598
Потребность мирного времени:
Прицепы общего назначения - 25827
Прицепы специальные - 10500
Всего: 36327
Наличие на 15.06.41 г.:
Прицепы общего назначения - 21541
Прицепы специальные - 6366
Всего: 27907
Некомплект по военному времени:
Прицепы общего назначения - 45788
Прицепы специальные - 23903
Всего: 69691
Некомплект по мирному времени:
Прицепы общего назначения - 4286
Прицепы специальные - 4134
Всего: 8420
За пять месяцев НКО поставлено 4302 прицепа или 13% от годовой заявки.
Промышленность медленно переходит на изготовление в массовом масштабе необходимых для Красной Армии двухосных прицепов в 2-5 тонн.
Такое положение со снабжением Красной Армии прицепами задерживает обеспеченность ими, главным образом, артиллерии на мехтяге и возможность перевода ряда специальных установок с автомашин на прицепы.
Мотоциклы
Потребность и наличие мотоциклов в Красной Армии составляют:
Потребность военного времени - 73047
Потребность мирного времени - 54992
Наличие на 15.06.41 г. - 16918*)
Некомплект по военному времени на 15.06.41 г. - 56129
Некомплект по мирному времени на 15.06.41 г. - 38074
Снабжение Красной Армии мотоциклами обеспечивается принятым ЦК ВКП(б) и СНК СССР решением по развитию в СССР мотоциклостроения. В 1941 г. НКО получит 47500 мотоциклов.
*) В наличии указаны и марки мотоциклов, снятые с производства.
Техническое состояние машин Красной Армии
Техническое состояние автотракторного и танкового парка на 15.06.1941 г. следующее:
Требует ремонта:
Среднего:
Танки - 2155
Тракторы - 6550
Автомобили - 43646
Мотоциклы - 3023
Бронемашины - 340
Прицепы - 3690
Капитального:
Танки - 2293
Тракторы - 5628
Автомобили - 19902
Мотоциклы - 2231
Бронемашины - 243
Прицепы - 588
Негодные:
Танки - нет
Тракторы - 198
Автомобили - 2208
Мотоциклы - 704
Бронемашины - нет
Прицепы - 1463
% от общего наличия:
по среднему ремонту:
Танки - 9,3
Тракторы - 15
Автомобили - 16
Мотоциклы - 18
Бронемашины - 6,5
Прицепы - 13
по капитальному ремонту:
Танки - 9,9
Тракторы - 13
Автомобили - 7,3
Мотоциклы - 13
Бронемашины - 4,5
Прицепы - 5
Причинами такого технического состояния являются:
1. Усиленная эксплуатация машин в период 1939-1940 гг.
2. Недостаточная обеспеченность войсковых частей дефицитными запасными частями, агрегатами и инструментом.
3. Отсутствие в Красной Армии необходимого количества подвижных ремонтных средств (мастерские типа «А» и «Б»), укомплектованность по которым составляет - 38%.
Для восстановления машин, требующих среднего и капитального ремонта, необходимо:
а) увеличить отпуск автотракторных и танковых запчастей по дефицитным деталям в количествах и по номенклатуре заказа НКО;
б) в дальнейшем расширить производство подвижных мастерских типа «А» до 3000 и типа «Б» до 2000 штук в год.
Запчасти
Для обеспечения в 1941 г. эксплуатации наличного парка машин, а также для заложения в Красной Армии непзапаса по запчастям требуется запчастей и агрегатов: На 1941 год снабжение НКО запасными частями к танкам, тракторам и автомобилям недостаточно, а именно:
Для эксплуатации наличного парка:
Танковых запчастей и Танковых агрегатов, млн.р. - 410
Автомобильных и тракторных запчастей, млн.р. - 178
Для заложения непзапаса:
Танковых запчастей и Танковых агрегатов, млн.р. - 66
Автомобильных и тракторных запчастей, млн.р. - 29
Всего:
Танковых запчастей и Танковых агрегатов, млн.р. - 476
Автомобильных и тракторных запчастей, млн.р. - 207
а) танковых запчастей выделено на 219 млн. руб. вместо необходимых по заявке 476 млн. рублей;
б) автомобильных и тракторных - выделено фондов на 112,5 млн. рублей против 207 млн. рублей по годовой заявке.
Поступление от промышленности автомобильных запчастей (из расчета на одну машину) из года в год уменьшается: по танковым остается почти без увеличения, несмотря на то, что машины стареют и изнашиваются:
На 1941 год заводы №№ 26, 48 и Кировский ввиду перехода на выпуск новой продукции прекратили производство запчастей для танков Т-28 и моторов М-5 и М-17.
Поступление запчастей:
1936 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. - 35200
Что составляет на одну машину, рублей - 1400
Запчасти к Т-26, тыс. р. - 30819
Что составляет на одну машину Т-26, рублей - 4580
Запчасти к БТ, тыс. р. - 28000
Что составляет на одну машину БТ, рублей - 4170
1937 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. - 31400
Что составляет на одну машину, рублей - 594
Запчасти к Т-26, тыс. р. - 11245
Что составляет на одну машину Т-26, рублей - 1550
Запчасти к БТ, тыс. р. - 20395
Что составляет на одну машину БТ, рублей - 4200
1938 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. - 43100
Что составляет на одну машину, рублей - 513
Запчасти к Т-26, тыс. р. - 21208
Что составляет на одну машину Т-26, рублей - 2540
Запчасти к БТ, тыс. р. - 20800
Что составляет на одну машину БТ, рублей - 3500
1939 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. - 67000
Что составляет на одну машину, рублей - 525
Запчасти к Т-26, тыс. р. - 20843
Что составляет на одну машину Т-26, рублей - 2105
Запчасти к БТ, тыс. р. - 33000
Что составляет на одну машину БТ, рублей - 4523
1940 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. - 59500
Что составляет на одну машину, рублей - 355
Запчасти к Т-26, тыс. р. - 29000
Что составляет на одну машину Т-26, рублей - 2500
Запчасти к БТ, тыс. р. - 23000
Что составляет на одну машину БТ, рублей - 3000
1941 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. - 74500
Что составляет на одну машину, рублей - 274
Запчасти к Т-26, тыс. р. - 32130
Что составляет на одну машину Т-26, рублей - 3200
Запчасти к БТ, тыс. р. - 29300
Что составляет на одну машину БТ, рублей - 3900
Заводы №37, 174 и 183 сокращают выпуск запчастей к танкам БТ, Т-26, Т-37-38 и трактору «Коминтерн».
Особенно плохо обстоит дело с подачей НКО остродефицитных танковых и автотракторных деталей. Детали моторной группы (поршни, шатуны, поршневые кольца и проч.) и целый ряд других недодается промышленностью из года в год.
Для обеспечения Красной Армии танковыми и автотракторными запасными частями необходимо:
1. На 1941 год увеличить отпуск НКО автотракторных запасных частей с 112,5 млн. рублей до 207 млн. рублей, из них: по автомобилям с 74,5 млн. рублей до 144 млн. рублей и по тракторам ЧТЗ и СТЗ с 38 млн. рублей до 63 млн. рублей.
2. Для обеспечения производства запасных частей к танкам, Наркомсредмашу выделить в системе «Глававтотрактордеталь» 2-3 основных завода и кроме того создать спеццеха на остальных заводах этого Главка, изготавливающих танковые запчасти по заказу 1941 года.
3. Расширить производство танковых запасных частей, особенно остродефицитных, для чего не-обходимо в системе «Глававтотрактордеталь» выделить Саратовский завод - головным заводом по изготовлению запасных частей к танку БТ и Омский завод - головным заводом по изготовлению запасных частей к танку Т-26.
Авторезина
Все имевшиеся у Наркомата обороны запасы авторезины израсходованы за период 1939-1940 г.
На 1941 г. Наркоматом обороны заявлено 525000 комплектов резины. На первое полугодие 1941 г. выделен фонд в 195000 комплектов или 35% от годовой заявки.
Для обеспечения текущей потребности в резине и для замены в военных округах изношенной резины, необходимо во втором полугодии 1941 г. выделить Наркомату обороны 430000 комплектов резины.
Ремонт
Основными ремонтными средствами для восстановления боевых и вспомогательных машин Красной Армии в системе ГАБТУ КА являются:
По капитальному ремонту:
Ремонтные базы в количестве 38, имеющие:
Производственную площадь - 125224 м2.
Станочное оборудование - 1790 единиц.
Рабочих и служащих - 13705 человек.
По плану 1941 г. рембазами ГАБТУ КА будет отремонтировано:
боевых машин - 4158 от общей потребности в 4877 капремонтов;
автомобилей - 19217 от общей потребности в 27439 капремонтов;
тракторов - 7427 от общей потребности в 9897 капремонтов;
мотоциклов - 2776 от общей потребности в 2776 капремонтов;
двигателей 5453 от общей потребности в 5964 капремонтов.
Остальное количество капремонтов, потребных на 1941 г., будет [выполнено] на заводах промышленности.
Непрерывно увеличивающийся парк боевых и вспомогательных машин и поступление на вооружение Красной Армии новых типов танков, автомобилей, тракторов и мотоциклов требует усиления ремонтных средств путем увеличения и обновления оборудования на существующих рембазах и постройки новых рембаз.
В настоящее время ГАБТУ КА строятся в Кременчуге, Витебске, Тернополе и Барановичах ремонтные заводы с общей производственной мощностью 5000 капитальных ремонтов боевых машин в год и 7 ремонтных баз в Тбилиси, Риге, Каунасе, Тарту, Харольске, Одессе и Хабаровске с общей производственной мощностью 5250 капремонтов вспомогательных машин в год.
Общая стоимость строительства в 1941 г. составит 77,6 млн. рублей. Срок ввода в эксплуатацию новостроек - конец 1942 года.
Основным недостатком в работе рембаз является необеспеченность их инструментом, материалами и станочным оборудованием, особенно станками для шлифовки коленчатых валов, расточки цилиндров и подшипников и станками-автоматами.
По среднему ремонту:
Производственная характеристика ремсредств среднего ремонта следующая:
Производственные площади в м2:
Гарнизонные мастерские - 74098
Ж.д. АБТ мастерские - нет
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны - н/д
Всего: н/д
Количество имеющихся станков:
Гарнизонные мастерские - 563
Ж.д. АБТ мастерские - 380
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны - 72
Всего: 1015
Количество произв. рабочих:
Гарнизонные мастерские - 2643
Ж.д. АБТ мастерские - 3640
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны - 909
Всего: 7192
Производственная мощность машин:
Гарнизонные мастерские - 21417
Ж.д. АБТ мастерские - 24000
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны - 8640
Всего: 54057
Производственная мощность агрегатов:
Гарнизонные мастерские - 2640
Ж.д. АБТ мастерские - 8000
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны - 1000
Всего: 11640
Производственная программа на 15.06.1941 г. по гарнизонным и железнодорожным мастерским, а также по армейским ремонтно-восстановительным батальонам выполнена только в размере 45 - 70%.
Основными причинами невыполнения производственных программ является недостаточность снабжения их запасными частями, материалом, инструментом и станочным оборудованием.
В целях обеспечения Красной Армии ремонтными средствами, необходимо:
1. Отпустить ГАБТУ КА станочное оборудование, необходимое для доукомплектования АБТ рембаз и гарнизонных мастерских в количестве 485 шт. (приложение ведомость № 1).
2. Выделить ГАБТУ КА на 1941 г. для АБТ рембаз и мастерских дополнительный фонд: на инструмент шоферский и специально танковый, в сумме - 25 млн. рублей;
на инструмент общего назначения, в сумме - 3,5 млн. рублей.
3. Выделить материалы для обеспечения программы по ремонту материальной части и на переоборудование автомашин, согласно Приказа НКО № 0335 - 1940 года (по прилагаемой ведомости № 2).
4. Для обеспечения ремонта и укомплектования машин в войсках и на ремонтных предприятиях необходимо построить завод для изготовления специального инструмента и приспособлений.
5. Ускорить решение по организации подвижных ремонтных баз, выделяемых заводами промышленности и рембазами НКО.
Общие выводы
Для повышения боеготовности механизированных войск и обеспечения Красной Армии автобронетанковой техникой и имуществом, необходимо:
1. Просить Правительство:
а) обязать Наркоматы промышленности немедленно приступить к расширению танкостроения;
б) утвердить программу по танкостроению на 1942 год в количестве 18500 танков и на 1943 год - 36500 танков.
2. Для обеспечения артиллерии АРГК и КАПов мощными тракторами, построить новый завод по выпуску тракторов «Ворошиловец» до 2500 в год и второй завод по выпуску тракторов типа «С-2» - 10000 в год.
3. Перевести тракторные заводы СТЗ, ХТЗ, ЧТЗ и цех «200» завода № 183 на многосменную работу. Выпускаемые заводами промышленности тракторы «Ворошиловец», С-2, ЧТЗ-65 и СТЗ-5 полностью передавать НКО.
4. Приступить немедленно к производству автомобилей повышенной проходимости с 2-мя - 3-мя ведущими осями, для комплектования ими механизированных войск.
5. Увеличить отпуск грузовых автомобилей ЗИС до 70-80% от общего количества поставляемых НКО грузовых автомобилей.
6. Увеличить отпуск автотракторных запасных частей с 112,5 млн. рублей до 207 млн. рублей, из них: автомобильных с 74,5 млн. рублей до 144 млн. рублей и тракторных ЧТЗ и СТЗ с 38 млн. рублей до 63 млн. рублей.
7. Расширить производство танковых запасных частей, особенно дефицитных, для чего:
а) В системе «Глававтотрактородеталь» выделить основные заводы и спеццеха для изготовления
запчастей к танку БТ, Т-26 и моторам М-5 и М-17.
б) Обязать Наркомат общего машиностроения организовать на заводах Наркомата производство запчастей Т-27 и Т-37.
в) Обязать Наркомат тяжелого машиностроения организовать производство запчастей к Т-28 на заводах Наркомата.
г) Построить в 1942-1943 гг. три новых завода для производства запчастей к новым типам машин
с общим выпуском, обеспечивающим потребность НКО.
8. Выделить НКО на второе полугодие 1941 года 430000 комплектов авторезины.
9. Расширить производство подвижных ремонтных мастерских типа «А» до 3000 и типа «Б» до 2000 шт. в год.
10. Просить Правительство ускорить решение о развертывании подвижных ремонтных баз для НКО промышленностью.
11. Обязать промышленность изготовить в 1941 году образцы танков, вооруженных зенитными пушками для мехкорпусов.
Начальник Главного автобронетанкового управления Красной Армии
генерал-лейтенант танковых войск
Федоренко
ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11373. Д. 67. Л. 97-116. Подлинник.