Дворянин. Художник: Никлас Штоер (Niklas Stoer, около 1500 - около 1562).
Иногда кацбальгер снабжался защитной рукоятной дугой , росшей из крестовины к навершию и до 1560 г. не соединявшейся с ним, как и у других типов мечей.
Кацбальгер из Оружейной палаты Дрездена
Гауптман ландскнехтов. Автор: Ганс Дёринг (Hans Döring) или Иероним Декингер (Hieronymus Deckinger). Время создания: 1545 г.
Ножны кацбальгера изготавливались из кожи. К их концу обычно крепился металлический наконечник (скоба) в виде неполной окружности с прямыми или с закругленными внутрь концами. Нередко у них были отделения для ножей и мелких инструментов. Так, кожаные ножны уже упоминавшегося кацбальгера полковника Ульриха фон Шелленберга «имеют гнезда для восьми ножей и шила; на рукоятках ножей выгравированы миннешпрухи (любовные изречения)».
Ландскнехт, чистящий ствол своей аркебузы. Приписывается: Гансу Бургкмайру Старшему (Hans Burgkmair, 1473 -1531). Серия: Пятьдесят ландскнехтов.
Подобные ножны можно видеть на гравюре «Ландскнехт с копьем» Кристофа Амбергера, которая изображает ветерана-ландскнехта, возможно, профоса. О высокой офицерской должности свидетельствуют его роскошная туника, толстая цепь на груди и короткое копье.
Ландскнехт с копьем. Приписывается: Кристофу Амбергеру.Серия: Пятьдесят ландскнехтов.
Еще более наглядно демонстрирует наличие ножей в ножнах, а также гарду кацбальгера «Портрет человека со стрелой» Лукаса Кранаха.
Портрет человека со стрелой. Художник: Лукас Кранах. Время создания: 1530 г. Дрезден
Кожа хранится хуже металла (ваш КЭП). В результате музейные коллекции располагают небольшим количеством кошкодеров в комплекте с ножнами. Поэтому столь ценной является находка кацбальгера, которая была сделана во время археологических раскопок средневекового рва города Эйндховена (Нидерланды) в 2007 г. Ведь на нем частично сохранились кожа и дерево. На основе формы гарды и дат военных конфликтов под стенами города специалисты относят меч к 1525 - 1550 гг. А по форме навершия в виде гребня, которое было характерно для голландских кацбальгеров, местом его изготовления определяют Нидерланды.
Этот меч после реставрации.
Ножны и инструменты из комплекта эйндховенского кацбальгера.
Как показывают гравюры, для перевязи ландскнехты редко использовали кожаный ремень, который застегивался с помощью пряжки. Чаще перевязью служил шнурок (веревка, лента), который на талии, как правило, не фиксировали. То есть шнурок вокруг талии не оборачивали, а связывали сразу, образуя при этом петлю, довольно короткую, чтобы она не соскальзывала с бедер. Такой прием позволял свободно перемещать меч на перевязи относительно тела, когда, например, в бою ландскнехт сражался основным оружием - пикой, алебардой и т.д., или играл на барабане или флейте, нес знамя. На гравюрах, акварелях и картинах маслом ландскнехтов можно видеть с мечом, находящимся спереди, сзади и сбоку. Во время боя кацбальгер помещался спереди. Об этом свидетельствуют изображения ландскнехтов и швейцарцев на гобеленах серий «Битва при Павии»
http://mihalchuk-1974.livejournal.com/655263.html и «Завоевание Туниса». Однако среди известных произведений графики и живописи нет ни одного (!), на котором ландскнехт сражается кацбальгером.
Интересен вопрос происхождения своеобразной гарды кацбальгера. И здесь мы должны учитывать мистичность сознания средневекового человека. Без этого в те времена никуда))). С этой точки зрения даже очень просто отделанная гарда наводит на мысль о том, что она несет на себе змеиную символику. Особенно напоминают змей изгибы гарды, украшенные зигзагообразным узором. Гарды дорогих мечей, сделанные более искусно, включают в себя деталь, которая похожа на голову змеи, кусающей себя за хвост. Примером могут служить два кацбальгера из Немецкого музея клинков в Золингене.
Два классических кошкодера времен расцвета этого типа оружия. Время изготовления: около 1520 г. (слева) и 1530 г. (справа). Место изготовления: Южная Германия. Немецкий музей клинков, монастырь Грефрат, Золинген, Германия
А также уже упоминавшийся кацбальгер, найденный во время археологических раскопок средневекового рва города Эйндховена в 2007 г.
Если речь идет о змеях, то искать соответствующий символ нужно в средневековом бестиарии. Первым вспоминается самое известное существо - уробо́рос (др. греч. οὐροβόρος, от οὐρά «хвост» и βορός «пожирающий»; букв. «пожирающий [свой] хвост»). Считается, что это - свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Однако не стоит забывать, что змееподобные сущности средневекового бестиария обычно являются одновременно драконами. Именно драконом, держащим во рту свой хвост, изображен уроборос в копии греческого трактата раннего средневековья «Codex Parisinus graecus».
Наиболее распространенная трактовка уробороса - это представление бесконечного чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели.
Один из самых ранних известных кацбальгеров. Время изготовления: середина XV - начало XVI в. Место изготовления: вероятно, Германия. Материалы: сталь, латунь, древесина шиповника. Размеры: общая длина 864 мм, длина клинка 710 мм. Вес: 967 г. Метрополитен музей искусств, Нью-Йорк, США
На роль символа гарды кацбальгера также подходит двуглавый ядовитый змей амфисбе́на (от др. греч. ἀμφίς - с обеих сторон и βάινο - иду). Античные авторы писали, что застать амфисбену врасплох практически невозможно, так как пока одна голова ее спит, другая - всегда бодрствует. Амфисбена может двигаться в обоих направлениях. Для этого она засовывает одну голову в рот второй и катится, как обруч. У нее светящиеся глаза, а сама она так горяча, что растапливает снег. Обеими головами она может ужалить. Вполне возможно, что гарда ранних моделей кацбальгеров, имевшая форму волнистой линии с шариками на концах, как раз и несла символику двуглавого змея. При этом шарики означали его головы.
Амфисбена. Миниатюра из бестиария (Ms. Bodley 764). Время создания: около 1225 - 1250 гг. Место создания: Англия. Язык: латинский. Бодлеанская библиотека, Оксфордский университет, Оксфорд, Англия
Навершие второго кацбальгера из Немецкого музея клинков сделан в форме головы мужчины с ландскнехтскими бородой и усами. На его затылке находится львиная голова. То есть перед нами - человек-лев. Однако при чтении символики навершия нельзя забывать, что гарда символизирует амфисбену. А вторая голова амфисбены, изображенной на миниатюре бестиария Бодлеанской библиотеки, явно принадлежит зверю из семейства собачьих. Может быть, волку? Но, судя по цвету шерсти, скорее, - льву. Следовательно, изображенного на набалдашнике мужчину нужно воспринимать как человека-амфисбену, или смертельно опасного воина.
Навершие (Knauf) кацбальгера. Время изготовления: около 1520 г. Место изготовления: Южная Германия. Материал: железо. Размеры: длина 6,5 см, ширина 3,2 см, высота 3,5 см. Иллюстрация из книги: Kostbare Blankwaffen aus dem Deutschen Klingenmuseum Solingen, 1968
Еще одним существом, которое может символизировать гарда кацбальгера, является аспид, также имеющий ядовитый укус. Как можно видеть на миниатюре из Абердинского бестиария, он практически представляет собой копию амфисбены. Но у него нет второй головы. Аспид замкнут в круг за счет того, что кончик его хвоста вставлен в ухо. В тексте Абердинского бестиария говорится, что, приставив одно ухо к земле, а во второе вложив хвост, аспид защищает себя - становится глухим к звукам, которые исходят от заклинателя змей.
Аспид (англ. asp). Миниатюра из Абердинского бестиария (Lib. МС 24). Время создания: XII в. Место создания: Англия. Абердинская университетская библиотека, Абердин, Шотландия
Ранний тип кацбальгера. Длина: 930 мм. Время изготовления: 1520 г. Место изготовления: Швейцарский союз или Германия
Наиболее типичная - «расщепленная» рукоять кацбальгера имеет канон (библейский?), который, несомненно, соответствует какому-то весьма узнаваемому для средневекового человека предмету, образу. Такая рукоять, особенно ее ранний вариант, вызывает ассоциацию с костью или обрубком деревянной жерди, верх которой сплющен молотом, расщеплен, а в расщеп вставлен клин.
Источник
http://premudrosti.in/