Городские часы

Apr 11, 2016 23:47



Со временем у меня появилась большая тяга ко всему антикварному, с "налётом времени". И вообще я люблю башни и часы) Решил посмотреть, как себя чувствуют часики на здании бывшей гауптвахты, ныне музея истории города Оренбурга.



По виду и состоянию стрелок, циферблата у меня закралась мысль, что возраст часов не сопоставим с возрастом башни. Немного погуглив, я выяснил, что часики эти многострадальные. Сначала они были установлены на здании гостинного двора, затем переместились на здание гауптвахты. В 1932-м году часы были перевезены в Самару, для установки на только что построенный Дом Красной армии. Где они стоят и работают до сих пор. Чуть подробнее:

В декабре 1932 года на башне здания Дома Красной Армии с одобрения командующего войсками округа Б. М. Шапошникова были установлены старинные часы с курантами из семи колоколов начала XIX века, привезенные из Оренбурга, которые сразу окрестили «волжскими курантами». Операцией по перевозке и установке часов руководил подполковник Мельничук. Новыми в конструкции часов были лишь три табличных циферблата и система подачи к ним механической силы от старого механизма.
Местные романтики выдвинули версию, что «эти часы когда-то стояли на башне Оренбургской крепости, а их мелодичным боем заслушивались и Александр Сергеевич Пушкин, и Владимир Иванович Даль». Позже этот пассаж тиражировался местными журналистами, в частности, К. Данилюком, А. Сашиным, Д. Смирновым в 80-90-х годах XX века. Возможно, что мысль о принадлежности часов к башне Оренбургской крепости навеяна тем, что на главном 36-пудовом колоколе курантов выбита дата «1817 год» и «входная» молитва. Слова этой молитвы звучат так: «Благовествуй земле радость, волю, хвалите небеса и Божью славу». На колоколах также указан и производитель - «завод Привалова, Нижний Ломов».
По воспоминанию краеведа Всеволода Арнольда, оренбургские «ходунки били каждый час в Куйбышеве вплоть до середины 60-х годов XX века». Существует версия, что «бой» убрали специально из-за массы жалоб от высокопоставленных жителей окрестных домов.
В 1974 году часы не только молчали, но и совсем сломались. К 110-летию со дня рождения В. И. Ульянова-Ленина, к 1980 году починить главные городские часы было поручено бригаде опытных часовщиков местного научно-производственного предприятия «Куйбышевремчасбыт» под руководством мастера Петра Дмитриевича Щербинина и под присмотром «хозяина» штабных часов прапорщика Петра Ивановича Овчинникова.
О починке и пуске волжских курантов писали местные и центральные газеты и журналы, например, «Волжская коммуна», «Советская культура» и «Огонек».
Часовых дел мастер Щербинин рассказал: «Ремонт и настройка подобных часов была нам в новинку. Наша реставрационная группа, впервые поднявшись на башню, нашла очень хитроумную, сложную систему шестерен, валов, канатов, семи колоколов, с маятником весом 36 килограмм и гирями по 115 килограмм. Механизм мы датировали началом - серединой XIX века. Порой не верилось, что куранты заговорят, часы были изношены до предела, а их необычность заставляла буквально прослушивать каждую деталь, нужно было определить, что и как менять, из какого материала делать. Часто мы оставались в часовой аппаратной и на ночь, заваривая крепкий чай, размышляли и спорили до зари… Так, например, новые паллеты мы изготовили из чистого вольфрама, заменили подшипники, выточили втулки из бериллиевой бронзы…»
Особую сложность в 1980 году представляла для мастеров отладка дифференциальной системы передачи, рассчитанной на три стороны башни, на три циферблата, которую в 1932 году установили специалисты старейшего в стране Обнинского приборного завода «Сигнал», но тех, кто её устанавливал, уже не было в живых. В этих условиях куйбышевским умельцам пришлось восстанавливать дифференциальную систему, можно сказать, только на ощупь, руководствуясь собственными наработками. Перенастройке и отладке подвергся и ударный механизм. Периодичность боя была переведена с часа на четверть часа. По окончании пяти месяцев ремонтных работ в аппаратной комнате курантов мастера повесили табличку с надписью: «Гарантируем работу курантов на 100 лет».

Таким образом, выходит, что башня стояла без часов какое-то время?

Колоколенка...



В начале 1980-х годов по инициативе председателя Оренбургского горисполкома Ю. Д. Гаранькина для башни музея были изготовлены новые маятниковые часы с колокольным боем. Спасибо большое этому хорошему человеку, вернул часики на нашу башню!!!
В создании часов были задействаны специалисты основных машиностроительных заводов Оренбурга. Таким образом, возраст часов составляет всего около 35 лет)


Некоторым счастливцам djadjka удалось пробраться таки на крышу гауптвахты, и даже прикоснуться к часикам. Ай, моя мечта! ) Ах, хотел бы я в красоте отснять все механизмы этих дивных часов, ежедневно отматывающих свои минутки и часы...
Благодаря подъёму Игоря Вильямовича у нас есть видео работы часов:

image Click to view



Я немного отвлекаюсь от часиков, обращая своё внимание на фонарный бульвар


На этой стороне полный сумбур: огороженный фуникулер, совсем другого стиля ограда старого спуска к реке, ни к селу, ни к городу стоящие Екатериниские ворота, ларьки, кафешки... бррр
Ну и автономные дети, с велосипедом, если кто заметил))


Я редко бываю в этих местах, и крайний раз был зимой. Увидев обледеневшее здание гауптвахты, очень удивился. А сегодня увидел, что это оказывается был не лёд, а глазурь. Подскажите, это для нарядности здания сделано или для лучшей его сохранности?
Смотрится шикарно, конечно


Глазурь нанесли , видимо, поверх надписей. Теперь Булат, Радик, Вася и другие могут радоваться: Оренбург еще надолго запомнит их имена.
Вот как-то так)

Оренбург, красивенько

Previous post Next post
Up