Музей истории первого в мире газопровода

Mar 23, 2016 13:30

Я уже писал, что мне удалось побывать в Учебном центре ООО «Газпром трансгаз Саратов». На территории центра расположен музей, посвященный истории первого в мире магистрального газопровода. Музей был создан в 2012 году и в его экспозиции представлены документальные материалы строительства и эксплуатации первого газопровода «Саратов - Москва» и первой в стране трансконтинентальной системы газопроводов «Средняя Азия - Центр». Также в музее имеются интерактивные панно, посвященные современной деятельности ОАО «Газпром» и ООО «Газпром трансгаз Саратов».
Давайте заглянем внутрь музея.


Прежде, чем побывать в музее, давайте ознакомимся с историей данного газопровода.
Первый в мире газопровод - это газопровод Саратов-Москва. И создан он был благодаря открытию в 30-х годах 20 века нефтегазового месторождения на территории нынешней Елшанки. Это сейчас там расположена часть Саратова, а в то время эта территория представляла собою сплошную степь.
Вот расположение месторождения.
2.


Фото взято на mosgorshop.ru

В 1941 году в этом районе была пробурена первая газовая скважина, а вторая скважина появилась уже в июне 1942 года. Обе они оказались высопродуктивными и это позволило ученым сделать вывод об открытии месторождения с промышленными запасами природного газа.А уже в сентябре 1942 года было принято решение о разработке месторождения. И первые кубометры газа были поданы по только что сооружённому газопроводу «Елшанка - Саратов» уже в октябре 1942 года.
А в конце 1944 года было принято решение о строительстве 843-километрового газопровода «Саратов - Москва». Чтобы обеспечить столицу газом.
11 июля 1946 года - именно в этот день газопровод, построенный в кратчайшие сроки, вступил в строй. Газопровод протяженностью 843 км проложен по территориям Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и Московской областей. Именно из этого газопровода выросла газовая отрасль страны.

3. Схема газопровода «Саратов-Москва»


Само Елшанско-Курдюмское месторождение было исчерпано уже к 1967 году и сейчас наш трубопровод служит лишь для транзита газа из Средней Азии в центральную часть России. Т.е. сейчас трубопровод является частью трубопровода «Средняя Азия - Центр», проходящего через территории Туркменистана, Узбекистана, Казахстана и России.

4.Схема проекта Прикаспийского газопровода и газопровода «Средняя Азия - Центр»


Но давайте вернемся в музей. Благо посмотреть тут есть на что.
Музей состоит из 3-х залов. Первый зал посвящен 40-50-м годам 20 века и показывает историю строительства газопровода «Саратов-Москва» и показывающий, как зарождалась газовая отрасль .
5.


В этом зале мы можем видеть макет Елшанской вышки.
6. Макет Елшанской вышки


7. Макет Елшанской вышки с другой стороны


8. Здесь также показан макет-диорама строящегося газопровода.


Газопровод строился вручную. Сначала мотыгами делали борозды, а потом уже по бороздам строили газопровод. Работали днем и ночью. Причем работала в основном молодежь, в частности 16-ти и 17-ти юноши, обманом привезенные сюда вместо обещанного фронта из Волыни (нынешняя Украина).
Уже в процессе строительства газ шел с большим трудом, так как при опрессовке труб использовали грязную воду и это препятствовало прохождению газа.
9.


Также в этом зале можно увидеть макет автомобиля ГАЗ АА (в простонародии полуторка), которая была переоборудована для работы на природном газе и совершила свой рейс от Елшанки до Саратова. Также зал представлен личными вещами, рабочими документами, домашней утварью и другими предметами строителей-первопроходцев газопровода и поселка Елшанка. В частности, основных родоначальников газопровода Бориса Андреевича Можаровского и И.И. Енгуразова. Здесь же показана реконструкция комнаты быта жителя Елшанки 40-50-х годов, все вещи в которой настоящие.
Комната быта жителя Елшанки 40-50-х годов
10.


Здесь же висят стенды с самыми значительными датами и информацией о людей, принивяших самое значимое действие в строительстве газопровода.
11.


12.


Следующий зал посвящен 60-70-м годам - годам строительства первой в мире трансконтинентальной системы газопровода «Средняя Азия-Центр». Здесь можно увидеть инструменты, которыми работали в то время в процессе обслуживания газопровода. Например, можно увидеть телефонный коммутатор того времени, арифмометр (прообраз современного калькулятора), граммофон и керогаз.
13.

Портреты

Конечно же, в этом зале также представлены личные вещи первопроходцев газопровода «Средняя Азия-Центр». А также в зале показаны подарки и сувениры от представителей тех стран Средней Азии, по территории которых проходит газопровод.
14.


15. И карта-схема направления движения газа от песков Каракума до Москвы - как же без нее в этом зале.


16. А здесь на переднем плане расположился тот самый телефонный коммутатор.


17. Еще один вид на схему газопровода.


3-й зал - это настоящее. Настоящая история предприятия "Газпромтрансгаз Саратов", а ныне "Газпром трансгаз Саратов". В этом зале показан вся современная деятельность предприятия, подарки, приуроченные к знаменательным датам предприятия, информация о предприятиях ЛПУ.

18. Светодиодное панно «Династии» в зале Современность


А также расположена электронная книга почета "Газпром трансгаз Саратов", в которой указаны особо значимые для предприятия фамилии.
Особенность зала - электронный гид-путеводитель, предназначенный для самостоятельной работы посетителей. В этом гиде представлена вся информация о предприятии: от прошлого по настоящее.
19.


Фишкой музея можно назвать амфитеатр для демонстрации различных фильмов. Амфитеатр состоит из 2-х ярусов: нижнего (это посадочные места) и верхнего (это барабан с временной лентой и с фотофрагментами о деятельной из прошлого и настоящего предприятия).
20.


Здесь не только показывают фильмы, но и проводят различные лекции, семинары и беседы, предназначенные для коллектива предприятия, а также проводят встречи с посетителями.
21.


Спасибо за экскурсию МБУ "Городскому молодежному центру".
Фото взято на сайте «Газпром трансгаз Саратов» и в группе МБУ "Городской молодежный центр".

#производство, предприятие, #Саратов, #музей

Previous post Next post
Up