"Я мстю, и мстя моя страшна." неизвестный мститель.
"Однажды в японии" - игра в истерн, а лицом истерна, его главным героем почти всегда является ронин, человек-волна, самурай без господина. Или - почти неотличимый от него странствующий самурай. Почему он отправился в странствие? Причин может быть десятки. Сегодня рассмотрю самый хм.. эпически-классический вариант. Кровная месть.
Вобще говоря обычно мастера игр не любят эту завязку. Но... но для истерна она - одна из основополагающих.
Пару слов о кровной мести. Множество книг вроде графа Монте-Кристо повествуют нам про опустошение, разрушение человека, отдвашего всего себя мести. Но во времена отсутсвия крепкой центральной власти месть являлась совершенно нормальным правовым актом. Если сейчас убийцу будет преследовать государство ( и оно будет ооочень недовольно если кто-то присвоит его функции) то сдерживающим фактором в условиях отсутсвия крепкой центральной власти была именно месть. Желающих почитать про это отсылаю к Марии Семеновой, которая очень хорошо рассмотрела это в своем эссе о викингах. Ну а я остановлюсь на том, как это делалось у нас в Одессе Японии.
Самураи в означенную эпоху вели себя с вежливостью мушкетеров. В смысле скорости нарваться на пединок. Особенно - если речь шла о самураях без господина. Только, в отличае от мушкетеров, бой часто начинался знчительно быстрее. Не зря же Токугавское правительство ввело правило движения по дорогам, из-за коротых самураи не могли нечаянно сталкиваться ножнами мечей? Но спич не о том. Папаша без головы в кустах, сын алчет мести. Что он должен сделать в первую очередь? А ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА МЕСТЬ. Читаем все того же Прасола - "о кровной мести объявляли публично, и местный орган власти выдавал специальное письменное разрешение (в столице - Городской магистрат, в провинциях - княжеская управа). Если разрешение выдавал удельный князь, он обязан был сообщить об этом в столичный магистрат с изложением оснований, и в регистрационной книге делалась соответствующая запись.
После выполнения всех формальностей можно было начинать преследовать обидчика. Настигнув его, мститель не мог чинить расправу на месте - прежде он должен был известить представителей местных властей. Человека задерживали и уточняли, точно ли он тот, кого ищут. Если на прошении мстителя стояла резолюция “Исполнить при обнаружении”, в столицу о задержании можно было не сообщать - обходились решением местной управы. В противном случае столичный магистрат проводил дополнительную проверку. Затем орган власти предоставлял место для исполнения акта кровной мести и контролировал процедуру. Она должна была исполняться быстро и точно, не доставлять убиваемому лишних мучений."
На счет не чинить расправу на месте - это конечно в идеале. Но тем не менее. А теперь еще одно важное уточнение. Вы думаете, что убийца будет ожидать мстителей на месте? Да щасс. Он жить хочет. Значит будет прятаться. Будет убегать( а часто начиналось все в одном княжестве, когда сцеплялись два самурая на службе одного князя). Менять имена( а японцы это очень любили). Находить влиятельных покровителей(а человек, обязаный тебе всем на службе оченна поелзен) или всяких единомышленников - от разбойников до учеников. Устраивать засады наконец. И вот пойди найди такого - а потом сумей убить. Япония страна на карте небольшая, но гористая, и в ту эпоху с очень большими городами. А преследователю тоже есть-пить надо. И деньги кончаются.
Ах да. Месть - дело не быстрое. В среднем - лет 10-20. Месть 47 ронинов, добывших голову врага всего через 2 года на этом фоне просто молниеносна( Кира Есинака вобщем не прятался, просто жил в усадьбе с большой охраной). Задокументированный рекордсмен по срокам- 58 лет. Учитываем, что часто за месть брались малолетние дети или даже внуки убитого. Женщины кстати активно помогали.
А был и дополнительный стимул. В ту эпоху с самурайским вакансиями было плохо. Как следсвие потеряв кормильца состоявшего на жаловании, семья часто оставалась на бобах. И - учитывая перенаселение японии-почти без возможности вновь поступить на службу. Нет, ВОЗМОЖНО им оставляли мааалеьнькое жалование. Но чтобы прожить одному человеку необходимо было около трех коку риса в год( ибо кроме еды и одежда не помешает). Плюс домочадцы. Князь конечно чаще всего выдавал субсидию мстителям. Но единовременную. А дальше - крутитесь сами, как хотите. Так что постепенно мститель, бродя по городам и весям, все больше и больше "впадал в ничтожество". А семья сосала и сосала лапу(а семья кстати обычно была не маленькая). Но вот если месть успешно завершена - вот тут получайте радости. Восстановление на отцовской должности(а чаше всего и прибавку к жалованию), да и князю, самурай которого успешно завершил месть сплошной почет и уважение, включая приризку новых земель от правительства, которое глядя на то, как богатели купчины, тщилось таким образом поддержать самурайские доблести.
Что читать - в первую очередь главу "Теория и практика кровной мести" у Прасола - ознакомиться можно тут -
http://flibusta.net/b/312080/read#t29 Далее - у Лорда Алджернона Митфорда - "Месть Кадзумы". Очень показательно.
Ихара Сайкаку - смотреть в "деяниях доблести" и прочих самурайских рассказах.
"Пионовый фонарь" - вся книга строиться фактически вокруг разных аспектов мести.
"Копьеносец Гондза в двойном плаще" - еще одна пьеса, построенная вокруг мести. Так как ставилась на театрах, время мести конечно значительно сокращено. С другой стороны бывало что и не успевал человек далеко убежать.