Пёрл-Харбор: Убийца «Аризоны»

Dec 14, 2012 21:32


7 декабря 1941 года, в 7.55, сорок внезапно появившихся с юго-восточного направления ударных самолётов «Накадзима» B5N скользнули к самой воде бухты Пёрл-Харбор. Не больше минуты на разбор целей, и машины легли на боевые курсы. Ещё несколько минут - и в воду уже летели лучшие в мире авиаторпеды обр. 91 мод. 2, модифицированные для применения на мелководье. У линкоров Тихоокеанского флота США - главной цели японского авиарейда - не оставалось никаких шансов. Однако это касалось не всех, четыре из восьми находившихся в гавани «батлвагэнов» были прикрыты от торпед: три корабля, стоявших в ближней к острову Форд колонне «линкорного ряда» - корпусами своих собратьев, ещё один - кессоном сухого дока №1. Но для них у японцев были припасены отдельные козыри, которые уже приближались с юго-запада - точно по оси «линкорного ряда» - на высоте 3000 м. Взрывы боевых частей торпед ещё рвали противоторпедные переборки американских кораблей, когда раздался взрыв, перекрывший всё остальное.



Получивший четыре прямых бомбовых попадания линкор «Аризона» выбросил двухсотметровый грибовидный столп огня - детонация зарядов в носовых боевых погребах практически разорвала огромный корабль надвое, и он начал погружаться, унося с собой 1177 членов экипажа, погибших при взрыве. Ударная волна добралась даже до летящих на трёхкилометровой высоте сорока девяти «Накадзима» B5N, работавших в роли горизонтальных бомбардировщиков, но они, скорректировав курс, продолжали сбрасывать на свои цели близнецов только что уничтожившей «Аризону» 800-кг бронебойной авиабомбы, ставшей впоследствии объектом одного из самых нелепых мифов Пёрл-Харбора.  

Оказалось, однако, что в распоряжении авиации нет бомб, способных пробить могучую броню кораблей американского флота. Но практичные работники материально-технической службы флота нашли выход: к обычным 16-дюймовым бронебойным снарядам были приделаны стабилизаторы, превратившие их в мощные авиабомбы. Испытания превзошли все ожидания. Не возникало сомнения, что такие бомбы пробьют любую броню.
Д. У. Лорд, «День позора»

В целях повышения эффективности планируемого ими нападения японцы оснастили свои высотные бомбардировщики 15" и 16" (381-мм и 406-мм) бронебойными снарядами со стабилизаторами, что обеспечивало им такое же падение, как и бомбам. При вертикальном попадании такого снаряда не выдерживала никакая палубная броня.
Б. Г. Лиддел Гарт, «Вторая мировая война»

К концу 1941 г. японцы не имели тяжелых бронебойных бомб специальной конструкции. Поэтому перед войной в экстренном порядке к 355-мм и 410-мм бронебойным снарядам корабельной артиллерии были приделаны хвостовые части со стабилизаторами.
А. Широкорад, «История авиационного вооружения»
Я мог бы привести ещё много подобных цитат, но вы и сами, уверен, не раз встречали этот сюжет в любой книге или статье, посвящённой японскому рейду на Пёрл-Харбор. Не знаю как у вас, а у меня в этом месте всегда возникало ощущение некоторой сюрреалистичности описываемого. В жизни, конечно, всякое бывает, да и японцы у нас традиционно считаются «людьми с другой планеты», но когда боеприпасы, критически необходимые для проведения уже спланированной и утверждённой стратегической операции - ведь без этих бомб стоящие во внутреннем ряду или в доках линкоры попросту нечем атаковать, и вся операция теряет смысл - создаются путём импровизации в самый последний момент... Выглядит это, согласитесь, крайне странно. Обычно всё-таки операции планируют исходя из имеющихся сил и средств, а не наоборот.

Первые серьёзные (то есть основанные уже не только на общих рассуждениях) сомнения в достоверности этой истории вызывает, как ни странно, уже само название обсуждаемого боеприпаса: 九九式八〇番五号爆弾 (или 99式80番5号爆弾) - бомба образца 99 номер 80 модель 5. С «моделью», думаю, всё ясно. «Номер» в названиях авиабомб японского ВМФ означал их калибр, выраженный в десятках кг, то есть в нашем случае - калибр 800 кг. А «образца» означает не что иное, как год начала разработки данного типа вооружения, сокращённый до двух последних цифр. В нашем случае это 2599 год по тра­ди­ци­он­ному японскому календарю коки (от легендарного основания Японии), что соответствует 1939 году от Рождества Христова. Получается, что эта «импровизация» - как впрочем и положено любой удачной импровизации - была очень тщательно подготовлена, причём достаточно заблаговременно. За два года до Пёрл-Харбора, как минимум. А ещё не будем забывать, что это была уже пятая модель данной разработки.

Сомнения ещё более усиливаются при сравнении ТТХ этой 800-кг бронебойной авиабомбы обр. 99 мод. 5 и её «донора» - бронебойного артиллерийского снаряда 41-см обр. 3 / обр. 5 для орудий 41-см/45  обр. 3, а также их внешнего вида:



410-мм бронебойный снаряд обр. 3 / обр. 5800-кг бронебойная авиабомба обр. 99 мод. 5Калибр: 410 ммДиаметр: 409 ммВес общий: 1000 кгВес общий: 796,8 кгВес заряда: 14,9 кгВес заряда: 22,4 кг
Как мы видим, обретя блок стабилизаторов снаряд не только удивительным образом «похудел» на 203 кг, но и каким-то не менее удивительным образом его заряд ВВ увеличился в полтора раза. Серьёзные различия в форме этих боеприпасов также видны невооружённым взглядом. Очевидно, что никаким импровизированным «приделыванием стабилизаторов к снаряду» здесь и не пахло, а имела место серьёзная переделка, реальные масштабы которой показаны на следующей диаграмме:


У снаряда были демонтированы баллистический (1) и бронебойный (2) наконечники, а также ведущие пояски (6). Цилин­дри­чес­кая часть снаряда, как не влияющая на бронепробиваемость, была обточена на конус (5) для снижения веса бомбы до приемлемого для палубных ударных самолётов «Накадзима» B5N. Внутренняя полость (4) была увеличена, что также снизило вес, позволило значительно увеличить заряд ВВ, а кроме того по образцу новых японских бронебойных снарядов туда был установлен алюминиевый демпфер (3), уменьшающий ударные нагрузки на разрывной заряд. Также было сделано новое ввинтное дно (7) под два взрывателя (8) авиационного типа и с выступом для крепления блока стабилизаторов. Плюс сам блок стабилизаторов (9), что наверное было самым простым во всей этой конверсии. В результате получился совершенно самостоятельный новый боеприпас, для которого исходный артиллерийский снаряд послужил не более чем заготовкой с подходящими габаритами и прочностными характеристиками.

Если японские конструкторы-оружейники что-то и экономили в данном случае, то это было не время - изготовление «с нуля» не заняло бы намного больше времени, чем переделка - а скорей деньги и ресурсы. При всей своей кажущейся простоте кинетический бронебойный снаряд - а особенно крупнокалиберный морской - это сложная и дорогая в производстве система, вобравшая все новейшие на момент её создания достижения в области металлургии, металлообработки, сопромата, баллистики, аэро- и гидродинамики и т. д. Каждый снаряд - это тонна специально разработанной высоколегированной стали, прошедшая вдобавок сложную многоэтапную термическую обработку для получения правильного распределения проч­ност­ных характеристик корпуса, предназначенного для проламывания многодюймовой брони вражеских кораблей.



1. Схема распределения показателя твёрдости материала корпуса бронебойного снаряда. 2. Температурный график нагрева корпуса 16" снаряда перед закаливанием. 3. Температурные графики зонального отпуска корпуса 16" снаряда. (Иллюстрации из «Рапорта О-19: Основные типы японских снарядов» Военно-морской технической миссии США в Японии, 1945.)
Поэтому разрабатывая в 1939 году перспективную тяжёлую бронебойную авиабомбу её конструкторы воспользовались тем, что в 1931 году на вооружение линкоров «Нагато» и «Муцу» были приняты новые 410-мм бронебойные снаряды 40-см обр. 91, отличавшиеся прежде всего двухкомпонентными бронебойными наконечниками, стабилизированными для поражения в том числе и подводной части борта цели. В результате образовался запас устаревших снарядов этого калибра, выпущенных в 10-е и 20-е годы, которые и решили использовать для конверсии в авиабомбы, вместо того, чтобы отправлять их на переплавку. Что ещё более показательно, когда уже в 1942 году создавалась новая версия 800-кг авиабомбы (индекс: обр. 2 мод. 5), отличавшаяся в основном увеличенной внутренней полостью и, соответственно, увеличенным зарядом ВВ, то для её создания использовали всё те же корпуса устаревших 410-мм снарядов. Хотя в тот момент никакого цейтнота уже точно быть не могло.

Первый образец этого боеприпаса попал в руки американцев ещё в мае 1942, когда на второй палубе поднятого со дна бухты линкора «Вест Вирджиния» - одного из потопленных во время японского рейда на Пёрл-Харбор - была обнаружена нера­зор­вав­шаяся авиабомба диаметром 409-мм. Её «cнарядное происхождение» специалистам было очевидно с первого взгляда, прежде всего благодаря 8-ми углублениям в носовой части, предназначенным для крепления бронебойного наконечника. Бомба была обезврежена, изучена и вошла в американские справочники по японскому вооружению с примечанием «converted 40cm AP shell» (переделанный 40-см бронебойный снаряд). Впоследствии при захвате японского острова Сайпан в 1944 году был обнаружен уже целый склад как подобных бомб, так и их следующей модели обр. 2 мод. 5, также вошедшей в спра­воч­ники с тем же примечанием. Таким образом специалисты ещё во время войны хорошо представляли с чем они имеют дело.



В нижней части первого снимка: хвостовая часть корпуса 800-кг авиабомбы обр. 99 с извлечёнными взрывателями. Вторая палуба линкора «Вест Вирджиния», 1942 г. Второй и третий снимки: 800-кг авиабомбы обр. 99 и обр. 2, захваченные на острове Сайпан, 1944 г.
А дальше сработала уже техническая безграмотность послевоенных историков и «переделанный снаряд» они поняли как «обычный снаряд с приделанными стабилизаторами», из чего ими же был сделан автоматический вывод об импровизации в последний момент. Согласитесь, найденное в последний момент гениальное в своей простоте решение - это ведь и вправду намного драматичней, чем долгая и скучная работа конструкторов. У некоторых фантазия помчалась ещё дальше и если «16"  снаряды со стабилизаторами» имели хотя бы смутное отношение к реальности, то присовокуплённые Лиддел Гартом ещё и 15" - уже вообще никакого. Хотя бы потому, что этот популярный в британском флоте калибр никогда не состоял на во­ору­жении флота японского, и 15" снаряды им попросту негде было взять. Зато уже освящённые авторитетом известных историков, эти разнокалиберные снаряды, снабжённые второпях приделанными стабилизаторами, начали своё победное шествие по страницам книг и статей. Но полёт фантазии на этом не остановился - небезызвестный А. Широкорад не так давно поднял его на очередную зияющую высоту...

И пусть этот миф давно опровергнут - строго говоря, ещё до его появления - достаточно просмотреть статьи по случаю недавней 71-й годовщины Пёрл-Харбора чтобы убедиться - он вполне себе жив и, боюсь, будет жить ещё очень, очень долго.

Использованная литература:
1. US Naval Technical Mission to Japan, “Report O-19: Japanese Projectiles General Types”, 1945.
2. US Naval Technical Mission to Japan, “Report O-23: Japanese Bombs”, 1945.
3. Gordon W. Prange, “At Dawn We Slept: The Untold Story of Pearl Harbor”, 1981.
4. John Campbell, “Naval Weapons of World War Two”, 1985.
5. Mark R. Peattie, “Sunburst: The Rise of Japanese Naval Air Power, 1909-1941”, 2007.

P.S. Статья опубликована в журнале «Арсенал Коллекция» №6/12.

Мифы Пёрл-Харбора

Next post
Up