Литва

Jan 15, 2014 21:43

В 2013 году ситуация с области обеспечения и защиты прав человека в Литве существенных изменений не претерпела. Сохраняющиеся системные проблемы в этой сфере остаются вне поля зрения властей, пытающихся путем внесения «косметических» поправок в соответствующее законодательство самортизировать критику в свой адрес со стороны профильных международных структур и правозащитных НПО.
По-прежнему остаются актуальными замечания, высказанные в рекомендациях Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРН), Совета ООН по правам человека (СПЧ) и Комитета ООН по правам человека (КПЧ) в рамках осуществленных этими международными правозащитными институтами в 2011-2012 гг. мониторинговых циклов в отношении Литвы. Речь, в частности, идет о высоком уровне насилия в семье, насилия в отношении женщин и детей, отсутствии эффективных механизмов противодействия этим явлениям, детской беспризорности, бедственном социально-экономическом положении цыган, проявлениях ксенофобии и нетерпимости в отношении национальных и языковых меньшинств, незавершенности расследования дела о т.н. секретных тюрьмах ЦРУ на территории Литвы, преобладании обвинительного уклона в судебной практике, тенденции роста проявлений антисемитизма и расизма, слабости институциональной правозащитной базы и др.
Здесь же необходимо упомянуть усиливающиеся проявления национализма и неонацизма, благоприятную почву для которых создает последовательная линия литовских властей на фальсификацию событий новейшей истории, попытки уравнивания нацистского и советского режимов, героизация фашистских пособников.
При этом действующий в стране законодательный запрет на демонстрацию фашистской и советской символики, распространяется в действительности только на последнюю. В этой связи достаточно упомянуть решение Клайпедского окружного суда 2010 г., согласно которому свастика является не символом фашистской Германии, а «историческим наследием балтов».
Весьма показателен тот факт, что существующие в Литве две крупнейшие националистические организации ультраправого толка - Литовский национальный центр и Национальный союз молодежи Литвы (НСМЛ), философия которых отличается ксенофобией и национализмом, каждый год получают от властей разрешение на проведение своих шествий в Вильнюсе 11 марта и в Каунасе 16 февраля. К тому же НСМЛ пользуется финансовой поддержкой государства.
С учетом прошедших в стране осенью 2012 г. парламентских выборов и предстоящей весной 2014 г. кампании по выборам президента и депутатов Европарламента особое звучание в Литве получила тематика нарушений в области свободы слова и СМИ. По мнению ряда местных и международных экспертов, имеющие место нарушения в данной сфере свидетельствуют о наметившейся тенденции по отходу Литвы от соблюдения своих международных обязательств.
Особенно наглядно это проявилось на примере Первого Балтийского канала (ПБК), по которому в начале октября 2013 г. в программе «Человек и закон» был показан сюжет о событиях в столице Литвы 13 января 1991 г., содержащий отличную от официальной версии трактовку произошедшего в ту ночь у Вильнюсской телебашни «разгона мирных демонстрантов». В ответ на это Комиссия по радио и телевидению Литвы (КРТЛ) приняла решение, позднее подтвержденное Вильнюсским окружным административным судом, о приостановлении на три месяца (с 15 октября 2013 г.) ретрансляции телепередач ПБК, «созданных в странах, не являющихся членами ЕС».
В данную ситуацию была вынуждена вмешаться Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Д.Миятович, давшая негативную оценку действиям литовских властей и призвавшая КРТЛ пересмотреть свое решение, «подрывающее плюрализм СМИ и посягающее на свободу СМИ и свободу слова». При этом литовским властям было прямо указано на неприемлемость законодательного «ограничения и подавления альтернативных оценок исторических событий». Примечательно, что в ходе заседания Постоянного совета ОБСЕ 17 октября 2013 г. литовский представитель, давая объяснения по поводу закрытия ПБК, откровенно заявил, что распространение «сфальсифицированной информации», т.е. иной точки зрения по поводу конкретных исторических событий, является «прямой попыткой подорвать суверенитет, территориальную целостность и политическую независимость» его страны. По сути, литовский дипломат признал, что преследование инакомыслия является официальной политикой литовских властей, опасающихся посягательств на собственную трактовку новейшей истории страны.
Еще одним примером открытого зажима в Литве свободы слова и неприглядных действий литовских властей в отношении ретранслируемых в местном телеэфире российских программ стала ситуация вокруг программы «ЧП расследование» на канале НТВ. В этой программе 25 ноября 2013 г. был показан репортаж о методах работы Департамента государственной безопасности Литовской Республики, сотрудники которого активно используют девушек легкого поведения для сбора компромата на высокопоставленных литовских политиков и бизнесменов.
На этот раз литовские власти не стали запрещать показ данного сюжета, а по-тихому убрали его из эфира, полностью отключив на несколько часов трансляцию не только канала НТВ, но и ПБК с «РЕН-ТВ» - на монитор была выведена черная заставка с красно-желтой рябью в виде технических помех.
Парадоксально, что все это происходило на фоне активных призывов Литвы, которая председательствовала во втором полугодии 2013 г. в Совете ЕС, к «безусловному уважению фундаментального права личности на получение свободного и неограниченного доступа к любой информации» и в пользу защиты свободы выражения мнения и СМИ.
Таким образом, можно констатировать, что правительство Литвы продолжает практику двойных стандартов в правозащитной сфере, грубо игнорируя взятые на себя международные обязательства, касающиеся реализации принципа свободы слова и права на свободу выражения мнения.
Подтверждением этого вывода является также т.н. дело А.Палецкиса, осужденного в 2012 г. за противоречащий официальной версии комментарий относительно упомянутых событий 1991 г. у Вильнюсской телебашни. В настоящее время жалоба А.Палецкиса на вердикт литовского суда находится на рассмотрении ЕСПЧ.
В пользу существующих в Литве ограничений свободы слова и права на свободное выражение мнения говорит и тот факт, что депутату Сейма Литвы П.Гражулису было отказано в праве свободно выразить свое, не совпадающее с официальной позицией, мнение относительно прошедшего в Вильнюсе в июле 2013 г. парада представителей сексуальных меньшинств, а инициативной группе во главе с членом Совета мэрии г. Каунаса Г.Лабанаускасом не разрешили провести референдум по вопросу ограничения пропаганды гомосексуализма.
Продолжают сохранять свою актуальность отмеченные в докладе ЕКРН за 2011 г. критические замечания в адрес Литвы в части, касающейся соблюдения прав национальных меньшинств. Беспокойство правозащитных организаций вызывает правовой вакуум в отношении этой категории лиц, образовавшийся после прекращения в 2010 г. действия Закона «О национальных меньшинствах» 1989 г. Правозащитники также обращают внимание на отсутствие у граждан Литвы нелитовского происхождения права быть выдвинутым в качестве кандидата на президентских выборах, а у НПО - возможности представлять в суде жертв дискриминационных актов.
Не менее острой для представителей национальных меньшинств остается проблема сужения возможностей получения среднего образования на родном языке. Принятые в 2011 г. поправки в Закон «Об образовании» и последовавшее вслед за этим введение обязательного преподавания на литовском языке ряда предметов, а также закрепление единых требований к экзамену по государственному языку для учеников литовских школ и школ нацменьшинств поставили представителей нетитульных наций в неравное положение с этническими литовцами.
Примененная в 2013 году отсрочка на 12 месяцев по полноформатному внедрению таких инициатив практически не решает сути проблемы. Внесенные в закон поправки, по мнению местных экспертов, приведут к усилению оттока детей из национальных школ в литовские. В этой связи входящая в правящую коалицию Избирательная акция поляков Литвы (ИАПЛ) предлагает вернуться к прежней редакции этого закона, не содержащей «дискриминирующих национальные меньшинства» положений.
Показательно, что в качестве «морального» обоснования ужесточения экзаменационных требований к нацменьшинствам властями Литвы приводятся примеры закрытия школ с литовским языком обучения в Польше, что фактически подтверждает, учитывая непростой характер литовско-польских отношений, политическую ангажированность официального Вильнюса в данном вопросе.
Литовские власти по прежнему отказываются возобновить расследование в отношении т.н. секретных тюрем ЦРУ на территории страны, обосновывая свою позицию отсутствием в деле новых обстоятельств, а также отказом со стороны США предоставлять необходимую информацию. В связи с этим базирующаяся в Вильнюсе местная НПО «Институт мониторинга прав человека» в декабре 2012 г. подала в ЕСПЧ жалобу на действия Таможенного департамента Литовской Республики, отказавшегося предоставить правозащитникам запрошенные ими сведения о результатах проверок авиарейсов, связываемых с операцией ЦРУ по секретному задержанию и выдаче подозреваемых в терроризме.
На беззаконие, которое сопровождало реализацию программы секретных тюрем ЦРУ, обращет внимание комиссар СЕ по правам человека Н.Муйжниекс в своем сентябрьском (2013 г.) комментарии. В этом документе Литва фигурирует среди государств, серьезно скомпрометировавших себя вовлеченностью своих спецслужб в «незаконную программу» ЦРУ. Литва, в частности, обвиняется в закрытии в 2011 г. соответствующего уголовного расследования без выдвижения каких-либо обвинений.
Об этом же говорится в принятой 10 октября 2013 г. резолюции Европарламента. В ней отмечается отсутствие прогресса относительно данных Литвой обещаний возобновить соответствующее уголовное расследование в случае появления новой информации о возможном задействовании литовского воздушного пространства для операций ЦРУ, а также возможном противоправном содержании под стражей и ненадлежащем обращении с заключенными на территории страны. В преддверии принятия этой резолюции НПО «Международная амнистия» совместно с рядом других зарубежных и литовских НПО провела в Вильнюсе брифинг, в ходе которого литовские власти подверглись критике за отказ возобновить рассмотрение дела по «секретным тюрьмам» ЦРУ. Данная тематика стала уже традиционной и в ходе ежегодных совещаний ОБСЕ по рассмотрению выполнения государствами-участниками обязательств в области человеческого измерения.
В 2013 г. получила продолжение история с чеченским детьми из детского дома Гатаевых, которым Литва уже долгое время отказывает в праве выезда на родину. Так, 30 января 2013 г. на заседании КМСЕ прошло «первое чтение» запроса руководителя российской парламентской делегации в ПАСЕ А.К.Пушкова об удержании властями Литвы несовершеннолетних граждан России на своей территории. Представитель Литвы, оправдывая длительное нежелание литовских властей контактировать по этому вопросу с российской стороной, объяснял это тем, что Вильнюс действует в соответствии с международно-правовыми нормами и конвенциями, в которых участвует.
В ответ на это российская сторона обратила внимание на фактологические противоречия в литовской информации, отметив нарушение властями ЛР соответствующих двусторонних договоренностей с Россией и в целом международно-правовых норм, а также недопустимое затягивание Вильнюсом направления ответа на наши запросы.
Тематика ущемления прав российских граждан получила развитие в сюжете, связанном с поспешным принятием местными судебными инстанциями решения об экстрадиции в США Д.А.Устинова, задержанного в апреле 2013 г. в Вильнюсе по запросу американских властей. Литовская фемида, в очередной раз проявляя лояльность США, предпочла закрыть глаза на слабую доказательную базу американского запроса, чтобы поскорее выдать россиянина.
В целом можно констатировать, что ситуация в области обеспечения и защиты прав человека в Литве не только не улучшается, но по ряду позиций, в частности, по вопросам свободы слова и СМИ, продолжает деградировать. При этом подходы Вильнюса к решению проблем на этом направлении зачастую, особенно, когда речь заходит о российско-литовских отношениях, зависят от политической конъюнктуры, а также от уровня и глубины «засвеченности» той или иной проблемы на международных правозащитных площадках, предопределяя практические действия (или бездействие) литовцев по конкретным «болевым точкам» в данной сфере.
Previous post Next post
Up