Jan 15, 2014 21:42
Вопросы обеспечения прав человека являются одним из приоритетных направлений внутренней и внешней политики Ирландии. Политическое руководство страны постоянно целенаправленно позиционирует себя в качестве «проводника и защитника» прав человека на международных площадках. Свидетельством повышенного внимания Ирландии к данной проблематике стала ее активность по правочеловеческому досье во время председательства в ОБСЕ в 2012 г. В конце 2012 г. Ирландия была впервые избрана в состав Совета ООН по правам человека (СПЧ) на период 2013-2015 гг.
В Ирландии законодательной базой политики в области прав человека являются ст. 40 - 44 Конституции страны, которые декларируют, что «все граждане равны перед законом», а государство гарантирует соблюдение и выполнение в полном объеме всех прав граждан. Согласно программе правительства Ирландии, опубликованной в марте 2011 г., все государственные органы обязаны руководствоваться принципами равенства и прав граждан в ходе выполнения своих полномочий.
Основным органом, контролирующим соблюдение указанных положений, является Ирландская комиссия по правам человека и равенству (Irish Human Rights Commission). Организация создана по решению правительства в 2011 г. в результате слияния Ирландской комиссии по правам человека и Управления по соблюдению прав (Equality Authority) и состоит из председателя и 14 членов, избираемых на пятилетний срок. Устав комиссии определяет ее статус как общественной, независимой организации, однако ее финансирование обеспечивается государством.
По мнению ведущих международных правозащитных организаций, в Ирландии в целом уважаются и соблюдаются права человека в соответствии с западными стандартами и подходами.
В октябре 2011 г. СПЧ рассмотрел первый национальный доклад Ирландии, подготовленный в рамках прохождения этой страной Универсального периодического обзора состояния дел в области прав человека. В целом была дана удовлетворительная оценка положению дел в данной сфере, отмечена большая работа правительства страны по защите конституционных прав своих граждан. Вместе с тем, было высказано 127 рекомендаций, из которых, после тщательного изучения, правительство Ирландии признало правомочность 108.
Из числа сохраняющихся в Ирландии серьезных нарушений международных обязательств в области прав человека выделяются следующие.
1. Существующий в стране законодательный запрет на прерывание беременности. Это создает угрозу жизни матери и ребенка, что противоречит положению ирландской Конституции о праве на жизнь матери (нарушение ст. 12 Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин). По данным правозащитных организаций, ежегодно для прерывания беременности в зарубежные, преимущественно британские, клиники обращаются до 4 тыс. ирландок (согласно местным СМИ их количество достигает 10 тыс. человек в год).
Смерть женщины в госпитале г. Голуэй в октябре 2012 г. из-за отказа врачей провести аборт привела к новому всплеску общественного движения в стране за легализацию абортов, внутрипартийным разногласиям в правящей коалиции. Несмотря на то, что большинство членов кабинета поддерживает общественное мнение, католическая церковь, сохраняющая значительное влияние в стране, высказывается категорически против. В целях принятия решения и прекращения затянувшихся споров на конец 2013 г. запланировано проведение референдума по данной теме.
2. Переполненность ирландских тюрем и несоответствие европейским стандартам санитарных норм содержания в них заключенных, рост насилия в тюремной среде и случаи негуманного обращения в местах лишения свободы (нарушение ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах).
3. Отмечаются единичные случаи чрезмерного применения силы органами правопорядка в ходе организованных протестных выступлений граждан.
4. Согласно исследованиям ряда НПО, Ирландия входит в число неблагополучных стран по количеству выявленных фактов дискриминации по расовому и национальному признакам. В области расовой дискриминации и положения мигрантов наибольшую озабоченность вызывает отказ правительства Ирландии от признания этническим меньшинством так называемых «трэвеллеров» (людей, ведущих кочевой образ жизни и не имеющих постоянного места жительства, включая цыган). По мнению правозащитников, данная категория граждан в Ирландии практически лишена социальной защиты и поддержки со стороны государства. «Трэвеллеры» сталкиваются с трудностями при поиске жилья (правительство строит для них специальные центры, но количество мест проживания в них недостаточное, а бытовые условия не отвечают современным стандартам). Они также испытывают проблемы с обучением своих детей и собственным трудоустройством (работодатели под надуманными предлогами часто отказывают им в приеме на работу). Эти люди все чаще становятся объектами оскорблений на расовой почве со стороны ирландцев на улицах, в магазинах и других общественных местах.
Проблема расизма в Ирландии в последние годы становится острее. Опрос, проведенный экспертами ряда НПО, показал, что 73 проц. выходцев из Северной Африки и 25 проц. выходцев из Центральной и Восточной Европы, проживающих в Ирландии, сталкивались с проявлением расизма.
Ирландские СМИ характеризуют как «вызывающие тревогу» факты появления в общественных местах «граффити» расистского содержания, случаи открытого оскорбления выходцев из Африки и арабских стран, а также проявлений антиисламистских настроений на бытовом уровне.
В ноябре 2013 г. министр юстиции и обороны Ирландии А.Шаттер признал факты направления в мусульманские центры Дублина и других городов писем оскорбительного для мусульман содержания, пообещав провести надлежащее расследование. По мнению наблюдателей, ирландские власти отдают себе отчет в том, что без жесткого пресечения подобного нетолерантного поведения ирландское общество может столкнуться с ответной реакцией мусульманской общины страны.
При этом отмечается, что, в отличие от некоторых стран-членов ЕС, где откровенные расистские лозунги все чаще раздаются из уст политиков ультраправого толка, в Ирландии речь идет, прежде всего, о дискриминации на бытовом уровне.
5. В Ирландии имеют место случаи дискриминации людей с ограниченными возможностями, особенно в сфере здравоохранения и транспортных услуг (нарушение ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 11, 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).