Единственная недвижимость, которой владел за свои 78 прожитых лет Владимир Набоков, - дом в селе Рождествено. Дом этот завещал 16-летнему Набокову его дядя Василий Рукавишников. В 1916 году Рукавишников, который жил в Италии, умер, а будущий литературный гений стал владельцем великолепной усадьбы. Но ненадолго. После октябрьского переворота 1917г. семья Набоковых покинула Россию.
Если ехать из Петербурга в сторону Пскова, то через 30 километров после Гатчины вы увидите на холме, слева от дороги, этот особняк. Это и будет единственный дом Владимира Набокова.
"Рождественская усадьба ... была, говорили, построена на развалинах дворца, где Петр Первый, знавший толк в отвратительном тиранстве, заточил Алексея. Теперь это был очаровательный, необыкновенный дом. По истечении почти сорока лет я без труда восстанавливаю и общее ощущение и подробности его в памяти: шашечницу мраморного пола в прохладной и звучной зале, небесный сверху свет, белые галерейки, саркофаг в одном углу гостиной, орган в другом, яркий запах тепличных цветов повсюду, лиловые занавески в кабинете, рукообразный предметик из слоновой кости для чесания спины - и уже относящуюся к другой главе в этой книге, незабвенную колоннаду заднего фасада, под романтической сенью которой сосредоточились в 1915 году счастливейшие часы моей счастливой юности".
В.Набоков "Другие берега".
2.Когда-то, еще при Петре Первом, это место именовалось Большой Грязной деревней, названию речки. При Екатерине Второй деревня разрослась до тысячи жителей и стала уездным городом Рождествено. Название дали из-за церкви Рождества Пресвятой Богородицы (на фото). А дом, последним владельцем которого был писатель, построили еще в 18 веке для местного городничего.
3. Река Грязна.
4. К дому прямо от дороги ведет лестница. А можно свернуть с трассы и заехать на небольшую парковку у входа в усадьбу.
5. Если вы знаете и любите книги Набокова, то найдете здесь знаки его присутствия. Я вот сразу увидел в парке на скамье под старым дубом двух Лолит, которые восторженно тискали серого котенка.
В парке растут дубы, липы и лиственницы, некоторым из них более 200 лет.
6. Еще один знак - шахматное поле перед входом в дом, сразу вспоминаешь "Защиту Лужина" и увлечение Набокова шахматами.
Посмотрите на пропорции дома: он огромен, но гармоничен. Колонны, как и весь дом, деревянные.
6. Билет в дом-музей стоит 90 руб. Я немного ожидал от экскурсии по дому. Судьба у него невеселая, от Набокова осталось здесь очень мало. В 1917 дом разграбили, все вещи растащили. Сначала в доме было устроено общежитие, потом его передали во владение местному колхозу. В Великую Отечественную фашисты здесь свой штаб организовали, а уходя дом сильно разрушили. А уже в наши дни, когда особняк уже стал музеем Набокова, какой-то местный герострат ночью его поджег. Все что мы сегодня видим - это реконструкция по воспоминаниям современников и по книге Набокова "Другие берега".
7. Столовая.
7. "Незабвенная колоннада заднего фасада".
8. В Рожествено Набоков ловил и изучал бабочек. Бабочки и литература - это страсть на всю жизнь За пять лет до смерти Набоков написал:
«… И умру я не в летней беседке
От обжорства и от жары,
А с небесною бабочкой в сетке
На вершине дикой горы».
9. Очень понравилась мне кухня в цокольном этаже.
10. Запах дерева и русской печи. Так пахло в доме моей бабушки. И много кухонной утвари тех лет.
11. А это я. Присел на деревянной лестнице, ведущей из кухни в столовую, в надежде увидеть тень ВВ. Но, увы, Владимир Владимирович остался на других берегах.