Грузия 7-20.07.2017

Jul 26, 2017 10:04

Напишу немного о поездке в Грузию.
Ездили мы большой группой (поначалу 16 человек, потом двое вернулись), знакомой по походам по Израилю. Огранизовывал всё как всегда igors70 (за что ему спасибо) , но на этот раз он обратился в местную фирму. Цель была походить ножками по природе и немного посмотреть на достопримечательности. В общем, получилось всё отлично, но есть некоторые нюансы. Подробный ежедневный отчёт я не потяну, расскажу об основных местах и нетривиальных вещах.

Общее:

1 лари примерно равен 1.5 шекелям.

Курс в большинстве обменников (включая Местию и тбилисский аэропорт) 2.38 лари за доллар при покупке и 2.40 при продаже, кое-где ещё лучше, поэтому менять деньги можно практически везде. Плохой курс я видел только в Степанциминде и в самом центре Тбилиси.

Связь. Нам купили симки фирмы Magti, 2 штуки с разговорами и ещё несколько без. Почти везде, включая треки, связь была, и как правило она была хорошая. А вот у igorla с билайновской карточкой были проблемы со связью.

Про еду писать подробно не буду, тут нужен как минимум Аверченко.

Далее - про программу

День 1.
Прилет в Тбилиси рано утром (Эль-Аль задержал рейс всего на 40 минут). Отоспавшись в гостинице (неплохая, и рядом имеется рынок), поехали на экскурсию по Тбилиси. Пообедали в очень хорошей чебуречной. Вечером на трёх машинах нас отвезли на вокзал на ночной поезд в Зугдиди. Билеты нам заказали заранее, но тут случился первый облом - постельного белья проводники не давали. Оказывается, его надо заказывать заранее или оплачивать на станции, а в поезде оплатить нельзя никак - борьба с коррупцией. Ну ладно, пережили без белья. Фотография четырнадцати человек, распивающих в одном купе (распивать, кстати, вроде тоже нельзя, но у нас прокатило) хранится в редакции.

День 2.
В 6 утра вышли из поезда в Зугдиди, где нас ждала машина в Местию. Расстояние 130 км, по гугль-картам ехать 2.5 часа. Процентов 90 дороги - асфальт, но есть ещё процентов 10. Пара остановок, то да сё, ну в общем, часа за 4 мы доехали. Приятно удивил водитель (этот, да и вообще все водители в Грузии). Я ожидал чего-то в стиле фильма "Спортлото-82", но водят довольно спокойно. Ну обгоняют через сплошную, конечно, без этого никак, но не лихачат. Кстати, в Местию можно и долететь из Тбилиси, правда, там вроде летает какой-то маленьких самолёт человек на 20, так что надо ещё подумать, что лучше.

В Местии встретились с гидом (о нём ниже), разместились в гестхаузе, помылись, зашли в местный музей и залезли на крышу сванской башни (про сванские башни читать википедию).

Дни 3-5.
Трек. Мы шли по стандартному маршруту: Местия - Джабеши, Джабеши - Адиши, Адиши - Ипрали.

Адиши, второй день похода.

Треки неплохо размечены, в жж и не в жж есть отчёты с хорошими фотографиями, плюс в сети (например, на сайте викилок) есть маршруты, которые можно скачать. А здесь igorla выставил маршруты, которыми шли мы. Тем не менее, я совсем не жалею, что мы взяли гида. Он интересно рассказывает, показывает, где можно брать воду для кипячения (пить без кипячения воду из речек он не рекомендует), где можно купаться (купались мы в речке во второй день и в водопаде в третий) и т.д. Так что горячо рекомендую Мераба Мчедлиани.
На третий день надо пересекать довольно бурную реку, вроде как можно найти брод, но обычно её пересекают на лошадях (что мы и сделали).
Сам маршрут не тяжёлый, похож на средне-лёгкий кусок ТМБ. Ну и дополнительный бонус - гестхаузы. Они гораздо комфортабельнее, чем рефьюджи на ТМБ, комнаты от двух до шести кроватей, ну а про еду и говорить нечего. Особенно впечатлил гестхауз в Адиши - полуразрушенной деревне, в которой живут, кажется, 6 семей, а зимой остаются только мужчины, где нас накормили просто по царски.

Третий день трека - из Адиши в Ипрали

В общем, трек, конечно, был самым лучшим, что произошло в этой поездке. Оглядываясь назад, его надо было оставить на конец, но, поскольку 2 человека должны были уехать раньше остальных, пришлось делать его в начале. Ну ладно, и так неплохо вышло.
Ещё одно замечание - по сравнению с ТМБ (в августе) здесь гораздо больше мелких речек, ручьёв и просто грязи, так что желательно иметь соответствующую обувь. Наша, несмотря на вотерпруфность, таки была к вечеру сырой.
Про еду: в гестах дают завтрак (гораздо лучше, чем на ТМБ), сухой паёк (обычно это лаваш, яйцо, кусок сыра, помидор и хачапури), и плотный ужин с супом, мясом и ещё много чем. С закупками в деревнях не очень: в Джабеши мы купили какие-то снеки, а в Адиши еду уже не продавали. В общем, уже на третий день случилось переполнение хлебобулочними изделиями, половина сухих пайков не доедалась. Вино и чачу, кажется, продавали во всех деревнях, мы обычно покупали 3 литра красного и 3 литра белого (кстати, белое стоит раза в 2 дешевле). Потом нам объяснили, что белое пьют, а красным наслаждаются. Красное пьётся легко, как обычное белое, а белое вообще как вода.

В общем, этот маршрут в Сванетии доступен, недорог, несложен, очень красив и комфортабелен. Народу поменьше, чем на ТМБ, но хватает. Ходят и с палатками, и парами, и небольшими группами с гидом, в общем, по всякому. Самый распространённый язык на треке ясно какой, в гестах, кстати, тоже есть вывески на соответствующем языке. Потом Мераб нам рассказал, что для более крутых есть Тушетия - туда и дорог толком нет (была, но её завалило, правда, вроде, уже расчистили), и деревень там меньше, и народу на треках тоже.

День 6.
После долгих размышлений решили ехать в Ушгули на машинах, чтобы вечером успеть на ледник. После часового спуска из Ипрали
сели в 3 машины и поехали. 9 километров ехали около часа, ну в общем вы поняли, какие там дороги. Вышли из машины, Ш. сказала, что никуда больше не пойдёт, но я ж с опытом (c). Погуляли по деревне и поехали обратно в Местию. Расстояние - 44 километра, Штирлиц решил, что он близок к провалу, но, наверное, мы как-то уже привыкли, а потом, часа через полтора, появился бетон.

Из Местии поехали на ледник Чалади - около получаса езды и час ходьбы. В какой-то момент Мераб нас остановил и сказал, что дальше идти нельзя, опасно. Не помню уже, были ли там таблички, запрещающие приближаться. Ну мы люди послушные, остановились. А на обратном пути встретили четырёх мужиков с носилками, оказалось, что кто-то таки пошёл поближе к леднику и сломал, кажется, ногу. А сам ледник нас не впечатлил. Потом вернулись в Местию, поужинали и прослушали замечательный концерт. Я бы, конечно, ещё помотался по Местии, там были заведения с музыкой, но надо было вести детей домой.

День 7.
Поначалу думали выехать пораньше (обычно мы вставали в 7, завтракали в 8 и выходили в 9), но Русудан (наша организаторша и гид) сказала, что раньше 12:30 до Зугдиди не доедет, поэтому выехали как обычно. По дороге заехали на какую-то плотину и пару раз остановились, в общем в Зугдиди приехали где-то в 13:30. В этот день планировались каньон в Мартвили и пещера Прометея. Вроде как и каньон и пещера находятся между Зугдиди и Кутаиси (где у нас сегодня ночёвка), но! Тут самое время сказать пару слов о грузинских дорогах. БОльшая часть дорог, по которым мы ездили - однополосные, практически везде (кроме некоторых кусков шоссе Кутаиси-Тбилиси и далее от Тбилиси на восток, шоссе в Местию и военно-грузинской дороги) постоянно проходят через деревни, так что коровы и свиньи на дорогах - скорее правило, чем исключение. В общем, 65 километров от Зугдиди до каньона с обедом, закупками, туалетом и т.д. растянулись надолго. Сам каньон не очень впечатлил, ну покатались немного на лодочках, но после Сванетии... Пещера Прометея оказалась закрытой (причём Русудан сказала, что её закрыли буквально 2 дня назад, прямо в разгаре туристического сезона. Вывод - проверяйте открытость туристических объектов не отходя от кассы). Поэтому её поменяли на пещеру Сатаплиа. Но в этот день мы уже в неё не успевали, поэтому поехали сразу в Кутаиси, в Гелатский монастырь. Он, пожалуй, впечатлил больше, чем все остальные монастыри, которые мы видели.

День 8.
Утром поехали в храм Баргата (ему далеко до Гелати). Оттуда - в пещеру (типа нашей пещеры Сорек, но поскромнее) и потом в пещерный город Уплисцихе. Неплохо, но длинная дорога и жара портят впечатление. Оттуда поехали на Казбег. Где-то ещё по дороге останавливались, но подробностей я уже не помню. В общем, это был день сплошных переездов, в Степанцминду мы приехали к 10 вечера, а вишенкой оказалась новость о том, что в деревне отключили воду. Воду, правда, обещали вот-вот включить, но некоторые её так и не дождались. Включили её в итоге в 12 ночи.

День 9.
Мы высоко в горах, ехать никуда не надо, так что всё опять очень хорошо. Поднялись пешочком к церкви Троицы, посмотрели церковь, попили чайку. Видимость, правда, была неидеальной, так что самые высокие вершины сфотографировать не получилось, но всё равно было хорошо. Спустились, пообедали, поехали смотреть на Терек и на скалу, на которую залезал отец Фёдор и поехали купаться на водопад. Поход до водопада занимает около часа в один конец, пока мы шли, погода испортилась, стало прохладно и начался дождик. Я собирался всё-же покупаться, но тут Ш. не нашла своего телефона и увеличила свою и так не слишком малую громкость, так что купания толком не получилось - пришлось быстро возвращаться к машине. Телефон не нашёлся и там, Ш. совсем расстроилась, но в итоге он нашёлся в гесте.

День 10
Возвращаемся в Тбилиси, по дороге заезжаем ещё в какой-то монастырь. Опять становится жарко. Пока я беру огонь на себя и пасу детей, некоторые успевают сходить в музей.

День 11
В программе - монастырь Давид Гареджа и город Сигнаги. День начинается с сюрприза - вместо Русудан с нами другая девушка. Она оказалась отличным гидом, но просила не рекламировать её публично, так что если кому нужны контакты - обращайтесь. Монастырь находится в пустыне на границе с Азербайджаном (причём грузинская и азербайджанская версия о том, где именно проходит граница, разнятся, так что по одной из версий мы таки побывали и в Азербайджане), ехать до него 2 часа, из которых около часа ехать надо не по асфальту. Нижняя часть интересная, но явно не тянет на такую дорогу, но! мы же любители походить. Вот и повели нас в гору. А там куча всяких помещений со старыми фресками. В общем, если нет желания подниматься, то ехать в монастырь я не рекомендую, а по поводу подъёма (если ехать без гида) лучше разузнать заранее - на месте вряд ли помогут его найти.

Дальше поехали в город Сигнаги. Это такое приятное туристическое место над алазанской долиной, немного напоминающее тосканские городки. Нам там очень понравилось после всех этих монастырей.

День 12.
По программе было так: Тбилиси - Ахалцихе, по дороге Боржоми, Кавказские овчарки, Крепость Рабати. Монастырь Сапара если нет дождей. Но кавказские овчарки оказались на карантине, а душа желала походов. Поэтому программу перекроили. Начали день с похода часов на 5 по национальному парку Боржоми. Он, конечно, пониже, чем Сванетия и Казбег, но зато состоит из леса, поэтому было не жарко. Парк большой, по нему можно делать и многодневные маршруты. Есть несколько домиков (вроде только с кроватями), можно взять лошадь (60 лари в день с погонщиком), услуги гида стоят 50 лари в день. Мы прошли километров 12.

Боржомский национальный парк

Дальше поехали в Рабати - оцень приятная крепость.

День 13.
Утром поехали в очередной комплекс пещер - Вардзия. Интересно, но не вау, издалека спациально ехать я не советую. Мы были в часе езды, это можно пережить. Оттуда по дороге в Тбилиси заехали в Боржоми. Там нам обещали купание в горячих источниках. Довезли до парка, купили входные билеты и сказали, что источники недалеко, примерно полтора километра. Ну мы и пошли, некоторые так прямо в шлёпках. Идём по парку, идём, а источников всё нет. Цивилизованная часть парка заканчивается, начинается лесок с дорожкой, навстречу идёт народ явно с этих источников, но на вопросы, сколько ещё идти, ясных ответов мы не получаем. Ну в общем получилось это не полтора километра, а 3.5, но кто же считает. Дошли наконец, заплатили по 5 лари и загрузились в бассейн с кучей народа. Вода приятная, тёплая, но вскоре пошёл дождь, и мы начали сворачиваться. На обратном пути в парке некоторые покатались на разных типа американских горках и поползали в верёвочном парке, на выходе из парка закупились всякой фигнёй и обратно, в Тбилиси. В общем, опять же, если проезжаешь рядом, то можно зайти, а ехать специально я не советую.

День 14, последний.
По программе - Мцхета и винный тур с обедом. С утра захожу на рынок и покупаю 30 чурчхел и 3 кг сыра. Мцхета, слава Ктулху, находится в получасе езды от Тбилиси. Место очень приятное, всячески рекомендую. Почему-то в лавках продают трдельники, больше нигде мы их не видели. Оттуда поехали опять на запад. Едем, едем, я интересуюсь, сколько нам ещё ехать, получаю ответ, что аж 35 километров. В общем, доехали аж до Гори (который мы уже проезжали 3 раза). Неужели не было винодельни поближе к Тбилиси? Но спрашивать не у кого, потому что сегодня Русудан опять не с нами, вместо неё другой гид. Вино и обед, правда, были очень хороши (ну это везде так, на самом деле). Вечером погулять по городу времени уже толком не осталось, правда (нам об этом сообщили накануне, и за это большой плюс Русудан) - оказалось, что не смотря на то, что мы вылетаем около двух ночи, комнаты на эту ночь нам тоже забронировали, поэтому удалось по человечески помыться, собраться и последний раз поужинать. Кстати, рекомендую ресторан Алани, только сидеть надо снаружи, потому что внутри поют ГРОМКО, а вот снаружи то, что надо.

Собственно, всё. Обратный рейс задержали на час, аэропорт в Тбилиси прикольный - без компьютеров (поэтому заранее зарегистрироваться не получается, посадочные выдают на месте, данные из паспортов переписывают 3 человека), гейт сообщают за 20 минут до начала посадки ну и т.д., но зато посадка через рукав, в отличие от Бен Гуриона.

В итоге:
Грузия прекрасна, особенно горы, чем выше, тем лучше.
Желательно тщательно планировать программу и постараться уменьшить количество переездов.
Гид не обязателен, но в некоторых случаях очень помогает.

Если есть вопросы - с удовольствием отвечу.