Собственно, как я писала в прошлом посте, в русской (пардон, советской) школе, нам много не договаривали)).
По крайней мере, о том, что у нас есть гортанные звуки Г,К,Х, и от них в речи что-то зависит, я узнала из учебника русского языка для французов. :)
Дык вот, учителю русского как иностранного мало понять всякие тонкости самому, надо ещё в простой и доступной форме объяснить это детям, у которых с русским, даже разговорным, прямо скажем, очень даже слабо.
Ведь что нам предлагают учебники русского языка в России?
"Безударные окончания имён прилагательных проверяйте по вопросам к ним: Какая?(-ая, яя), Какой? (-ой, -ый,-ий) , Какое ? (-ое,ее), Какого? (-ого,-его), Какому? (-ому-ему)" и т.д.
В скобках мною указана многовариантивность ответов, и, вероятно, русские методисты-филологи думают, что говорящие по-русски дети сами правильно выберут нужный вариант. Но за границей это не так очевидно. Приходится копать в глубины, открывать для себя и других "новые горизонты", при этом разжёвывая до невозможности.
Слава интернету! Спасибо всем, друзья, кто подсказал и направил. :)
Оцените. Дарю!
У нас есть два пути: на - ОГО и на -ЕГО.
1. Окончания -ый, -ой : корень заканчивается на тв. согл. Первое - безударное, второе ударное. Оба идут по первому пути на -ого .
Но! Если есть шипящие на конце корня( Ж,Ш,Щ,Ч) или есть ГОРТАННЫЕ (К,Г,Х) в окончании на -ой, то в Тв.п. -ым заменяется на -им. (Ночной - ночным, но дорогой - дорогим)
2. Окончания на -ий: корень заканчивается на мягк. согл. Тут тоже есть два пути:
а) После гортанных Г,К,Х склонение идёт по пути на -ого, но в Тв.п. -ым меняется на -им,
б) После шипящих Ж,Ш,Щ,Ч и мягкого Н' склонение идёт по пути "-его" .
После объяснения по таблице даём задания для закрепления.
Задания:
1) распределить слова по колонкам в зависимости от их склонения (Долгий, мягкий, прохожий, хороший, жёлтый, новый, поздний, злой, голубой, весёлый, молодой, новый, плохой, зимний, ранний, опасный, звонкий, и т.д.)
2) Устно просклонять прилагательные:...(из списка)
3) Просклонять слова "другой", "какой" (Да, не прилагательные, но это очень полезно для наблюдательных!),
4) Письменно просклонять словосочетания "тощий медведь", "опасный матч", "поздний рейс" , "лёгкий вес"
и в ср.р. "тёплое зимнее платье".
В результате повторений правило запоминается, навык закрепляется.
Ну как?
Не очень сложно?
Главное скажите, а нам это надо а Вам это понятно? :))
П.С. Ещё один вариант объяснения этой заморочки есть здесь в первом комменте.
http://metodika-rki.livejournal.com/9315.html