Старый строитель

Oct 03, 2011 00:28

Есть в Омске, в самом конце улицы Орджоникидзе, автобусная остановка под названием "Гараж ЦС". Думаю, немногие омичи, особенно из молодого поколения, сходу скажут, что кроется за странной аббревиатурой "ЦС". Но известна эта остановка не только загадочным названием - совсем рядом с ней установлен необычный памятник. На небольшом постаменте установлен автомобиль-самосвал ЗиЛ-ММЗ-585, а почему именно он тут стоит и что же такое всё-таки "ЦС", мы сейчас и выясним.





Началась эта история в далёком теперь уже 1954 году, когда Пленумом ЦК КПСС было принято постановление "О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель". В Омской области площадь предполагавшихся к освоению земель составила около 500 тыс. гектаров в южных районах, для их освоения сразу же было создано 3 новых совхоза, позже было образовано ещё 8. В том же 1954 году на целину начали прибывать первые добровольцы, всего в первые годы на освоение новых земель прибыло около 6 тыс. человек из Омска и других районов области, и примерно столько же из других регионов СССР. На строительство новых совхозов были стянуты силы всех строительных организаций Омской области, а в 1961 году для упрощения и совершенствования действующей структуры управления сельским строительством было создано управление строительства "Омскцелинстрой", объединившее три существовавших в то время треста («Облстрой», «Омскгорстрой», Омсксовхозстрой») со всеми производственными предприятиями. Вот что такое ЦС - это ЦелинСтрой, в 60-х это название было у всех на слуху, процесс освоения целины шёл полным ходом. А главный гараж управления "Омскцелинстрой" как раз и находился в конце улицы Орджоникидзе, занимая приличную территорию.
На стройке - самосвал - одна из самых главных машин, без него - никуда, а самой распространённым строительным самосвалом в первой половине 60-х был как раз ЗиЛ-ММЗ-585, производство которого началось на Мытищинском машиностроительном заводе в 1957 г. (модификация ЗиЛ-ММЗ-585И на шасси ЗиЛ-164Г) и закончилось в 1965 г. (модификация ЗиЛ-ММЗ-585Л на шасси ЗиЛ-164АГ). Такие машины приняли на себя всю тяжесть масштабных строительных работ на целине, пройдя по раздолбанным сельским дорогам миллионы километров и перевезя миллионы тонн грузов. Вот памятная табличка, на которой как раз выбит общий пробег и суммарный перевезённый груз данного самосвала, правда с годом выпуска слегка ошиблись, в 1956 году выпускалась ещё предыдущая модель - ЗиС-ММЗ-585 на базе ЗиС-150В.




Впрочем, не исключён и вариант, что это действительно ЗиС-ММЗ-585 1956 года выпуска. У таких бывалых машин, ориентируясь только на внешний вид, установить хотя бы примерный год выпуска нелегко: за долгое время работы грузовики, проходят не один ремонт, часто с установкой кузовных элементов от более поздних моделей, а также с заменой мостов и элементов подвески, и под конец службы машина напоминает конструктор, кстати, на этом экземпляре сразу бросаются в глаза диски передних колёс от ЗиЛ-130. Вообще, самосвалы семейства ЗиЛ-ММЗ-585 имели простую и ремонтопригодную конструкцию, что позволило некоторым машинам, в частности, работавшим в омском управлении "Горзеленстрой", дослужить до конца 90-х годов.
Управление строительства "Омскцелинстрой" прекратило существование в 1987 г., войдя в состав треста «Омскагропромстрой-3», в здании бывшего гаража ЦС сейчас расположилась куча фирм и фирмочек, а заслуженный самосвал так и стоит на старом месте вот уже без малого 26 лет, при очередном благоустройстве территории его не тронули, даже подшаманили, покрасили (не буду уж придираться к цвету), и "облагородили" плиткой постамент, в результате чего исчезла (возможно, просто закрыта плиткой) памятная табличка. Вот как выглядит памятник сегодня:




Основные технические характеристики автомобиля-самосвала ЗиЛ-ММЗ-585Л:
Шасси - ЗиЛ-164АГ
Кузов - металлическая платформа с задним открывающимся бортом
Кабина - цельнометаллическая, трёхместная
Грузоподъёмность, - 3500 кг
Объём кузова - 2,44 м³
Собственный вес в снаряжённом состоянии - 4175 кг
Полный вес - 7900 кг
Двигатель - ЗиЛ-164А, карбюраторный, четырёхтактный, шестицилиндровый, нижнеклапанный
Максимальная мощность - 100 л.с.
Контрольный расход топлива - 27 л на 100 км
Максимальная скорость - 65 км/ч

В следующем выпуске я продолжу рассказ об автомобильных памятниках, установленных в Омске и Омской области.

Омск, технопамятники, ЗИС-ЗИЛ

Next post
Up