Омский споттинг. Часть первая, крылатая.

Jun 06, 2013 10:57

Вчера, 5 июня, состоялось очень примечательное мероприятие - первый официальный споттинг в аэропорту "Омск-Центральный". Омские любители авиации в компании с коллегами из нескольких других городов получили возможность съёмки взлета и посадки воздушных судов с территории аэропорта, с двух точек в непосредственной близости от ВПП. Кроме этого, для споттеров была проведена небольшая экскурсия по территории аэропорта, а закончилось мероприятие посещением музея. Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность руководству ОАО "Омский аэропорт" за организацию этого замечательного мероприятия! Конечно же, от всей души благодарю всех сотрудников аэропорта, которые обеспечивали проведение споттинга и рассказывали интересные факты о работе аэропорта, а отдельное большое спасибо хочу сказать трём прекрасным девушкам - Ксении, Елене и Галине, которые стали нашими проводниками, экскурсоводами и няньками на всё время проведения споттинга.
Но впрочем, начнём обо всём по порядку. Мероприятие началось необычно рано - в 4 часа утра, обусловлено это было тем, что первые рейсы начинают прибывать в аэропорт именно ранним утром. После регистрации участников и проведения инструктажа споттеры прошли через КПП, погрузились в автобус и поехали на "позиции". Первым прибывшим бортом был турецкий Boeing 737-800 компании Pegasus, но когда он садился, было ещё слишком темно. А вот ЮтЭйровский Boeing 737-500 уже хоть как-то заснять удалось.




Борт этот прилетел в 5-30.




Идёт на посадку "огурец" - Airbus А320 компании S7.




После прибытия нескольких рейсов, фотографов привезли к перрону, где стояли прибывшие самолёты. Вот тот самый Ютэйровский 737-й.




Рядом стоял прибывший немного позже аэрофлотовский Airbus A320.




А турецкий Boeing готовился к отправке, к нему уже прицепили балластный тягач TUG GT-50.




С самолётом CRJ-200 компании ИрАвиа, удалось познакомиться поближе, эта машина базируется в омском аэропорту.




Эта компактная машина производства канадской компании Bombardier имеет дальность полёта, в зависимости от модификации, в 2-3 тыс. км. Индекс самолёта расшифровывается как Canadair Regional Jet.




Заглянем в пилотскую кабину...




...и в пассажирский салон. CRJ-200 может перевезти 50 пассажиров, салон достаточно удобный и напоминает салон междугородного автобуса.




Кроме иркутского лайнера, на стоянках аэропорта были встречены милиполицейский Ми-8Т, тот самый, который периодически с радаром и камерой на борту летает над трассой Омск-Тюмень...




...и залётный Ан-26.




А тем временем в аэропорту продолжалось движение, пошёл на взлёт рейс Аэрофлота.




Взлетел.




Через 25 минут настаёт время для отбытия ЮтЭйр-овского рейса.




Тоже пошёл на Москву.




Садится Boeing 737 компании Трансаэро.




А через 10 минут взлетает прилетевший раньше его близнец.




На отдельной стоянке вот уже около 12 лет стоит на хранении старенький Ту-154Б в ливрее некогда существовавшей авиакомпании "Омскавиа". Последний, или, как говорят авиаторы, крайний раз этот Ту летал в 2001 году - возил игроков "Авангарда" на матч в Магнитогорск, эксплуатантом тогда уже числилось некое "Александра-Авиа".




Всё-таки очень неплохая ливрея была у омской авиакомпании, да и покрасили самолёт качественно, машина так и просится в музейные экспонаты.




Тем более, что и сам по себе Ту-154 - очень красивый самолёт, мне он нравится гораздо больше, чем современные лайнеры с "бомбами" двигателей под крыльями. Да и прошлое у него интересное: с завода он поступил на службу в 235-й Отдельный Правительственный авиаотряд, рассказывают, что ему приходилось возить и самого Брежнева.




Впрочем, не будем раньше времени записывать этот борт в окончательные призраки, он пока что числится на консервации, двигатели на месте и даже в колёсах шасси есть давление.




А вот гораздо более редкий Ту-104Б - конкретный технопризрак, уже много лет этот ветеран используется для тренировок аэродромной пожарно-спасательной службы. У самолёта стоит самоходный (когда-то) трап СПТ-104.




Про этот самолёт на аэродроме ходит легенда, что когда-то он находился в распоряжении маршала Жукова. Была ли такая деталь в его биографии, доподлинно неизвестно, известно только, что эта машина была выпущена в 1959 году и больше 13 лет была приписана к московскому Внуково, после чего отправилась работать в Иркутск, списан самолёт был в 1979 году, после чего его отправили в Омск.




Очень хотелось бы, чтобы этот самолёт, пока его окончательно не добили на тренировках, сделали музейным или хотя бы памятником, ведь кроме того, что он редок сам по себе, он ещё и очень символичен для Омска: Ту-104 производились и у нас, на авиазаводе №166, нынешнем ПО "Полёт".




Состояние самолёта, конечно, жутковатое: двигателей нет, краска облезла, по шасси можно изучать устройство тормозов, а в салоне установлены старые автобусные кресла. Но при желании можно вернуть этому ветерану приличный внешний вид, а пожарным для тренировок можно отдать, к примеру, один из 154-х, стоящих в ОЛТУГА. Тем более, что в этом году отмечается 90 лет гражданской авиации и установка в честь этого редкого, да ещё и знакового для нашего города самолёта-памятника была бы для Омского аэропорта большим плюсом!




Ещё одно место, где можно увидеть давно не летающие воздушные суда - стоянка бывшего аэропорта местных воздушных линий. Увы, местную авиацию давно прикрыли из-за нерентабельности, а ведь когда-то в Омской области было очень много районных аэродромов (про некоторые из них я писал вот тут) и густая сеть маршрутов. Теперь же и само здание аэропорта местных линий, кстати говоря, очень красивое, уже давно продано, да и на месте бывшей рулёжки построены новые многоэтажки. А на стоянке стоят машины, некоторые из которых вполне могли много лет назад летать по омским внутренним рейсам.




Впрочем, есть там и действующая техника, например, этот ДОСААФ-овский Ми-2.




И ДОСААФовский же Ан-2.




А этот Ан-2 стоит на приколе, он принадлежал компании "Вельталь-Авиа", занимавшейся служебными авиаперевозками и авиаработами в Омской области. Пару лет назад эта компания была закрыта и перекуплена "Мостовиком", который переименовал её в "Иртыш", но в сентябре 2011 года после очередной инспекции сертификат эксплуатанта компании был аннулирован. Тем не менее, самолёт комплектен, на вид исправен, и возможно, ещё полетает.




На двигателе можно разглядеть заводскую табличку.




Соседний Ан-2 из того же "Велталя", судя по состоянию, стоит на приколе уже очень долго, двигателя не имеет и его шансы снова взлететь гораздо меньше.




Як-40К в классической окраске времён СССР когда-то был ведомственным бортом омского завода им. Баранова, в 1993 году был зарегистрирован за компанией "Авиаобщемаш" и несколько лет ещё летал, но на настоящий момент он уже лет 15 не поднимался в воздух.




С другого борта самолёт выглядит гораздо печальнее. Вряд ли кто-нибудь ещё поставит его на крыло...




На этом "самолётная" часть отчёта о первом омском официальном споттинге заканчивается, но будет и продолжение, так что следите за обновлениями!

Ту, Омск, мероприятия, авиация, Ми, аэропорт, Ан, технопризраки

Previous post Next post
Up