"Элка" в центре Омска

May 13, 2012 12:56

Когда в Омской области ещё работала авиация местных линий (вспоминали недавно вот тут и вот тут), наряду с Ан-2 на маршрутах работали и более современные Л-410 "Turbolet" производства чехословацкого предприятия "Лет", получившие в СССР прозвище "Элка". С 1969 до 1990-х в Чехословакии было построено 1104 Л-410, из которых 862 было поставлено в СССР. Планировалось, что они полностью заменят на перевозках МВЛ СССР устаревшие Ан-2, по сравнению с которыми у "Турболетов" было много преимуществ: два двигателя, более совершенное навигационное оборудование, более комфортный пассажирский салон; да и в качестве топлива они потребляли авиакеросин ТС-1, как и большинство больших пассажирских самолётов. Л-410 могли перевозить до 19 пассажиров с крейсерской скоростью 380 км/ч и не отличались большой требовательностью к ВПП - достаточно было нормальной грунтовой полосы. Но в 1990-х, когда авиация МВЛ повсеместно стала закрываться, стали исчезать и эти машины. Сейчас у нас их можно встретить в основном на военных и ДОСААФовских аэродромах, где их используют наряду с Ан-2 для выброски парашютистов. А в Омске два Л-410 в качестве учебных лабораторий сохранились в учебных заведениях авиационной направленности: Омском лётно-техническом колледже гражданской авиации им А.В. Ляпидевского и Омском авиационном колледже имени Н.Е. Жуковского. Последний находится на пересечении улиц Ленина и Чкалова, а учебный Л-410 стоит прямо у него во дворе (на фото), не так давно к нему приставили трап СПТ-154. На машине сохранилась ещё советская раскраска Аэрофлота и советский регистрационный номер СССР-67067. Это модификация Л-410УВП, УВП расшифровывается как "укороченные взлёт-посадка", такие самолёты могли использовать ВПП с минимальной длиной всего 450 м.

P.S. Не так давно в омских СМИ пробегала информация, что в ходе продолжающихся попыток некоторых бизнесменов организовать омскую авиакомпанию "Иртыш" было принято решение укомплектовать её именно "Элками". На какие линии у нас сейчас можно поставить такие самолёты, осталось непонятным большинству разбирающихся в теме людей, и поэтому неудивительно, что процесс создания новой омской авиакомпании опять благополучно заглох.


Омск, авиация, технопамятники

Previous post Next post
Up