Тракторная журналка, выпуск девятый: "СХТЗ-НАТИ"

Jun 20, 2015 17:39

В этом выпуске представлена одна из наиболее значимых в тракторной истории СССР машин: СХТЗ-НАТИ. В отличие от многих других советских тракторов, эта машина, выпускавшаяся с 1937 по 1952 год, была не копией зарубежного аналога, а самостоятельной разработкой, результатом конструкторской деятельности Научно-исследовательского автотракторного института (НАТИ) и КБ Сталинградского тракторного завода. Производился этот трактор на трёх заводах: сначала на СТХ и ХТЗ, а после эвакуации последнего - на АТЗ, поэтому в литературе встречается и название "АСХТЗ-НАТИ". Машина имела карбюраторный керосиновый 4-х цилиндровый двигатель мощностью 52 л.с.




До нашего времени дошло достаточно мало таких машин, в разной степени сохранности. Один из сохранившихся СХТЗ-НАТИ можно увидеть в эстонском Музее сельского хозяйства. Музейный трактор изрядно потрепало время, его кабина скорее всего уже новодельная, но тем не менее, представление составить и сравнить с моделью вполне можно. Сходство вполне прослеживается, по модели видно, какие детали отсутствуют на музейном прототипе: топливный бак, сиденье тракториста, боковины капота, фары, ручка-заводилка и выхлопная труба. Кстати, на модели эта самая труба почему-то покрашена в сиреневый цвет. :)




В кабине модели имеются все необходимые рычаги, правда, их можно было сделать и потоньше, так выглядят грубовато. По ходовой части претензий нет, похожа на настоящую. Кстати говоря, такая конструкция ходовой части применялась (с некоторыми модернизациями) и на всех советских потомках СХТЗ-НАТИ: ДТ-54, Т-74, ДТ-75. Мало того, аналогичные конструкции используются и на современной продукции ВгТЗ и ХТЗ.




На музейном СХТЗ-НАТИ гусеница неправильная, она от более поздних тракторов, на оригинальных тракторах были другие, примерно такие, как на модели. В общем, эта модель вполне заслуживает места на полке - и трактор интересный, и качество на уровне.




В следующем, юбилейном десятом, выпуске серии уже вышла модель небольшого, но очень полезного трактора - владимирского Т-25А. Пошёл в ларёк.

модели, трактор

Previous post Next post
Up