Довольно интересный технопамятник попался мне в Нижегородской области,
недалеко от Кстово. Это правый полупаром гусеничного самоходного парома ГСП, установленный у въезда на полигон 210-го Гвардейского Ковельского Краснознаменного межвидового регионального учебного центра инженерных войск МО РФ. Ранее этот полигон принадлежал закрытому в 2012 году Нижегородскому высшему военно-инженерному командному училищу (в 2010 году училище было переименовано в Нижегородский военный институт инженерных войск). Какую-либо дополнительную информацию о памятнике пока найти не удалось.
Самоходный паром ГСП - это одна из самых интересных и внушительных машин, стоявших на вооружении наших инженерных войск. Он был разработан ещё в далёких 1950-х, принят на вооружение в 1957 году, производство его сначала было организовано на Крюковском Вагоностроительном заводе, а в конце 1970-х передано на НПО "Волгограднефтемаш". Предназначался такой паром в первую очередь для перевозки через водные препятствия танков и другой тяжёлой гусеничной техники весом до 52 тонн. Состоял он из двух полупаромов, которые после входа в воду соединялись бортами друг с другом, а затем синхронно раскрывали свои лодки. После этого готовый паром мог подходить к берегу, выпускать аппарели и принимать на борт технику.
В 2012 году приказом Министра обороны паром ГСП был официально снят с вооружения, его заменой стал паром ПММ-2М.
Тактико-технические характеристики гусеничного самоходного парома ГСП:
Полная масса - 34 т (по 17 т на каждый полупаром)
Максимальная грузоподъёмность - 52 т
Экипаж - 6 чел
Длина - 12 м
Ширина парома в рабочем положении - 12,63 м
Ширина полупарома в транспортном положении - 3,24 м
Высота парома в рабочем положении - 1 м
Высота полупарома в транспортном положении - 3,2 м
Клиренс полупарома в транспортном положении - 35 см
Двигатель - 2 х 8Д6, шестицилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель
Мощность - 2 х 240 л.с.
Максимальная скорость на суше - 40 км/ч
Максимальная скорость на воде с максимальной нагрузкой - 7,2 км/ч
Удельное давление на почву - 0,52 кг/см²
Запас хода по пересчённой местности - 300 км