Омский автобусный завод и его продукция

May 05, 2014 23:41

Многие омичи знают, что на Ипподромной улице Омска находится некий автобусный завод, крупная вывеска которого сразу бросается в глаза. Когда-то этот завод назывался просто - "Омский авторемонтный завод №1", а его основным профилем был, как следует из названия, капитальный ремонт различной автотехники. Основанный в военные 1940-е, изначально он занимался ремонтом грузовых автомобилей (первой моделью, ремонт которой был налажен на АРЗ-1, стал ГАЗ-АА/ММ), а спустя какое-то время стал специализироваться на капремонте автобусов. Автобусным же завод стал в 1993 году, когда на нём решено было организовать сборку автобусов ЛиАЗ-5256 из машинокомплектов, поставляемых Ликинским заводом. Тогда по инициативе руководства ЛиАЗа была организована Ассоциация "Автобус", в которую помимо самого ЛиАЗа и его смежников вошли 18 различных авторемонтных предприятий, на которых планировалось организовать сборку автобусов ЛиАЗ, в их числе был и Омский АРЗ-1. Но дело в Омске, увы, не пошло: в 1993-1994-х годах было собрано всего три автобуса! Известно, что в Омск было поставлено 5 машинокомплектов ЛиАЗ-5256, но пошли ли они все в дело - неизвестно. Выглядели автобусы омского производства примерно так же, как автобус из омского ПАТП-7 на фото ниже. Есть вероятность, что этот автобус 1994 года выпуска, проработавший на городских маршрутах до 2007 года был произведён именно на ОАЗе.




Несмотря на проблемы с выпусков ЛиАЗов, на ОАЗе удалось наладить серийное производство других пассажирских транспортных средств: вахтовых автомобилей на шасси стандартных грузовиков. По предварительным данным, первым типом вахтовок, освоенных на заводе, стала модель 9437 на шасси ГАЗ-3307, таких машин в разных вариантах была выпущена не одна сотня. Вот пассажирский 15-местный (не считая мест в кабине) вариант такой вахтовки, машина до сих пор работает в городском управлении благоустройства.



Такие автомобили попадали даже на военную службу: вот машина одной из омских воинских частей.



Но чаще всего вахтовки модели 9437 встречаются в роли авариек различных служб. Вот аварийка "Омскэнерго", причём это не обычный автомобиль, а электроизмерительная лаборатория ЭИЛ-10Т, которая выпускалась тоже в Омске, на заводе им. Козицкого!



Большая часть вахтовок выпускалась в грузопассажирском варианте, с разделённым на две части кузовом. Вот одна из таких машин, служившая у омских телевизионщиков.



А вот аварийка "Тепловой компании", с прицепом - сварочным аппаратом.



Грузопассажирские версии 9437 были у и того же "Омскэлектро", причём обратите внимание: кузова ставились не только на шасси ГАЗ-3307, но и на старые ГАЗ-53. Скорее всего, имела место распространённая когда-то практика, когда предприятие-заказчик посылает на автозавод своё шасси, чтобы на него там установили нужный кузов.



Аналогичные вахтовые автомобили использовали и почтальоны, причём расположение окон могло варьироваться, по желанию заказчика.



Минимум одна из омских вахтовок служила даже в качестве милицейского автомобиля спецмедслужбы при вытрезвителе!



фото: Кобриц А.Ю.

Производился на ОАЗе и полностью грузовой вариант этого же автомобиля. Его можно отличить от других фургонов по характерной форме кузова и габаритным фонарям.



Аналогичные квадратные кузова ставили и на полноприводные ГАЗ-66, эта машина получила свой индекс: ОАЗ-3231.



А вот какой индекс был у омских вахтовок на шасси ЗИЛ, узнать пока не удалось.



Кроме полноразмерных кузовов, на Омском автобусном в небольших количествах выпускали и аналогичные кузова меньшей размерности, для установки на шасси "ГАЗели" ГАЗ-3302. Такие машины носили индекс ОАЗ-27311.



Несколько таких машинок попали в Комбинат специальных услуг, где работали в печальной роли катафалков.



А наибольшее количество ОАЗ-27311, в грузопассажирской версии, было поставлено в "Омскгоргаз" для работы в качестве авариек.



К сожалению, производство автобусов и фургонов на Омском автобусном давно свёрнуто и основной статьёй дохода предприятия является сдача в аренду своих площадей. Но выпущенные на нём вахтовки, аварийки и фургоны продолжают колесить по улицам Омска и других городов. Кстати, кроме моделей, фото которых я предложил вашему вниманию, мне встречались и другие вахтовые автомобили, кузова которых очень похожи на продукцию ОАЗа, но данных по ним пока нет. История омской автобусной промышленности ждёт дальнейшего изучения.

ОАЗ, автобус, Омск, завод, история, ГАЗ, ЛиАЗ

Previous post Next post
Up